Максим ШИМАНСКИЙ, "Казахстанская правда", 20 ноября
Во время осеннего бензинового кризиса, ставшего уже традиционным, многие автозаправочные станции пустовали из-за отсутствия топлива. А на заправках ЗАО "Торговый дом "КазМунайГаз" от клиентов не было отбоя. Если раньше в течение суток их посещали 100-150 автомобилей, то ныне - 250-300, а иногда и 600 (!). Ну еще бы - бензин здесь никогда не переводится, да и стоит на 3-5 тенге дешевле. К примеру, сегодня средняя цена по регионам за литр марки АИ-80 составляет 35 тенге, АИ-93 - 45 тенге, а дизтоплива - 30 тенге. За счет чего создается столь выгодное для потребителей предложение?
- Прежде всего за счет четко выстроенной системы продажи нефтепродуктов, - отвечает генеральный директор акционерного общества Джамбулат Сарсенов. - Во-первых, бесперебойные поставки топлива нам обеспечивает Атырауский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий, как известно, "КазМунайГазу". Прямые связи с предприятием, исключая посредников, способствуют и снижению цен. Во-вторых, для хранения получаемых объемов имеются собственные нефтебазы. В-третьих, в структуру ЗАО входят точки розничной продажи, то есть перекупщики отсекаются и на этой завершающей стадии.
Качество бензина и уровень цен в компании отслеживают специальная экспертная группа и ряд лабораторий. Чтобы продавцы не добавляли в горючее различные химические присадки, например, пытаясь самостоятельно из АИ-92 сделать АИ-96 (что чревато для дорогих двигателей иномарок), торговый дом активно развивает систему франчайзинга. То есть отныне реализаторы, подписывая с ним договор, обязуются покупать топливо только здесь и не заниматься никакой "алхимией". Таким образом, приемлемая стоимость товара, высокое качество, а также твердая гарантия его наличия повышают доверие населения к казмунайгазовским АЗС, а через них к самой национальной компании и к государству.
- Как театр начинается с вешалки, так и непосредственное общение "КазМунайГаза" с нашими согражданами начинается с заправочных станций, - и в шутку и всерьез говорит руководитель ТД. - Все ведущие мировые производители нефти считают своим долгом иметь сеть АЗС. У нас тоже разработана комплексная программа по ее формированию, рассчитанная до 2006 года. Первые фирменные станции появились на юге и западе республики. В западном регионе их открыто 12 (по три в каждом крупном городе) плюс 6 газовых. Поскольку при размещении автозаправок мы ориентируемся главным образом на междугородние трассы, сейчас особо актуальным является так называемый правительственный маршрут Алматы - Астана - Боровое. Предполагается, что совсем скоро водители смогут заправить свой личный транспорт во всех населенных пунктах, расположенных вдоль этой дороги. К настоящему моменту запущено уже восемь таких объектов. Кроме того, в ближайшее время несколько станций откроется в окрестностях Алматы, и развитие сети пойдет дальше в южном направлении. В целом по стране на будущий год запланировано строительство двадцати заправок.
Для привлечения новых клиентов "КазМунайГаз" намерен внедрить скидки по схеме "от заправки к заправке" и карточки постоянных покупателей. Кроме того, возле АЗС будет развиваться придорожный сервис - кафе, мотели, автостоянки, СТО. Об этом, кстати, говорил Глава государства, открывая недавно дорогу между столицей и Алматы.
Оценивая нынешнюю ситуацию на внутреннем рынке, Д. Сарсенов отмечает, что она подвержена влиянию пяти основных факторов. Первые три - это деятельность отечественных нефтеперерабатывающих заводов: Атырауского, Шымкентского и Павлодарского. При этом АНПЗ принадлежит лишь 30 процентов от общего объема производимой продукции. Поэтому "КазМунайГазу" трудно что-либо изменить в случае неожиданного увеличения стоимости ГСМ.
- Мы итак фактически демпингуем, отпуская топливо по 180-200 долларов за тонну, тогда как розничная его цена доходит сейчас и до 300, - продолжает глава ЗАО. - И делаем это прежде всего в интересах государства. Но все-таки свободная рыночная конкуренция в Казахстане должна существовать. Влияет на ценовую ситуацию также импорт и экспорт. Как только нефть на внутреннем рынке дорожает, сразу активизируются ее поставщики из России. Когда цена падает - казахстанская нефть идет на запад. В последнее время, правда, утвердилось новое экспортное направление - из Шымкента через Узбекистан до Афганистана, обеспечение которого топливом осуществляется на средства кредита, предоставленного Японией. Сейчас стоимость тонны нефти колеблется в пределах 120-125 долларов за тонну, поэтому снова наблюдается присутствие на отечественном рынке российских партий нефтепродуктов.
Недавний скачок цен на бензин, по мнению Д. Сарсенова, согласно общепринятой версии, вызванный удорожанием нефти на мировом рынке, импортными ее поставками, а также временной остановкой ШНОСа, скорее всего, просто "самодеятельность" многочисленных нефтетрейдеров. Объективных предпосылок для этого не было. К примеру, АНПЗ тоже регулярно останавливается на ремонт. Но делает это по предварительной заявке и с согласия Министерства энергетики и минеральных ресурсов. Причем для искоренения возможных спекуляций на нефтебазах накапливаются необходимые запасы ГСМ. В текущем году владельцы ШНОСа тоже подали соответствующую заявку, но в запланированное время остановить производство отказались. Хорошо еще, министерство настояло на своем. А так в случае любой внеплановой остановки можно ждать либо нового витка цен на бензин, либо вообще его дефицита. |