proua.com
У турок терпение на исходе – дальше некуда. Мало того, что Босфор и так перегружен (суда в очереди на проход стоят по две недели) так еще и корабли пополам раскалываются: 11 ноября грузинское судно "Святой Пантелеймон" с украинским экипажем на борту село на мель, оставив после себя жирное нефтяное пятно, растянувшееся от берегов Босфора в направлении к Черному морю.
Три дня спустя агентство УНИАН передало заявление посла Турции в Украине Джереми Язган Этиз, по словам которой, Турция считает нереальным увеличение объемов транспортировки нефти через проливы Босфор и Дарданеллы, соединяющие Черное и Средиземное моря.
Госпожа Этиз также добавила, что за последние пять лет количество нефтеналивных судов, проходящих через Босфор, возросло на 75% (до 7427), а объем перевозок нефти и других опасных грузов увеличился почти вдвое - до 123 млн. тонн. Поэтому 10-миллионное население Стамбула, расположенного на берегах Босфорского пролива, каждый день подвергается угрозе экологической катастрофы, что, как считает заместитель посла, "приведет к закрытию проливов на неопределенное время". Уже сейчас, подчеркнула Дж. Язган Этиз, вследствие предельной загруженности проливов, дальнейшее увеличение объемов транзита нереально ни с экономической, ни с экологической точек зрения".
Проливы для судоходства после катастрофы "Святого Пантелеймона" пока не закрыли. Да и невыгодно госбюджету Турции лишаться такого солидного источника доходов. Тем не менее, останки разломавшегося пополам грузинского судна в Босфорском проливе напомнили Анкаре лишний раз: водоем не резиновый.
Определенно, российско-британская компания ТНК-ВР, настойчиво добивающаяся реверса нефтепровода Одесса-Броды, почуяла неладное. 14 ноября, в тот же день, когда Дж.Язган Этиз сделала свое заявление, агентство Reuters передало интервью с вице-президентом компании Джонатаном Коллеком, в котором он признал, что "динамика роста экспорта замедлилась из-за задержек в развитии крупных трубопроводных проектов и проблем с прохождением судов через турецкие проливы". По его мнению, "нельзя исключить, что ограничения, выдвинутые турецким правительством, только усилятся и, в конечном итоге, снизят прибыльность этого экспортного направления, особенно во время зимы". А значит, российские нефтедобытчики, и без того затоваренные "неликвидной" смесью urals, будут вынуждены искать "альтернативные маршруты экспорта - новаторские, но весьма дорогостоящие".
Откровения британца означают, что ТНК-ВР осознает: никогда прежде идея реверса нефтепровода Одесса-Броды не висела на волоске так, как сейчас. Конечно, слова Дж.Коллека нельзя истолковывать как отказ от нее. Но из них видно, что в самой компании реализация этого проекта уже ставится под вопрос.
Впрочем, не одна лишь дряхлая грузинская посудина испортила всю реверсную малину. Месяц назад, 22 октября, страны ЕС, в соответствии с рекомендацией Еврокомиссии, разработанной почти год назад, ввели запрет на вхождение в свои порты однокорпусных танкеров, везущих мазут и тяжелые сорта нефти. Кроме того, к 2005 году все однокорпусные танкера старше 23 лет должны быть вообще выведены из эксплуатации. А с 2010 года эта судьба ждет практически все однокорпусные суда. Между тем, по данным источников из "Укртранснафты", компания ТНК, вывозившая с нефтетерминала "Южный" в Европу свою нефть, перекачанную по Приднепровским магистральным нефтепроводам и 52-километровому реверсному участку трубопровода Одесса-Броды, до сих пор фрахтовала для этой цели только однокорпусные танкера. Фрахт двухкорпусных стоит раза в полтора дороже.
Наверное, такая крупная компания, как ТНК-ВР, несмотря на миллиардные долги, унаследованные после объединения ее российской и британской частей, смогла бы поднапрячься и найти для этого средства, если вопрос о реверсе для нее столь принципиален. Однако вот что интересно: с того времени, как ЕС запретил однокорпусным танкерам заходить в свои порты, голоса сторонников поворота нашей трубы вспять как-то притихли. Не означает ли это, что морские пути для сибирской urals в Европу уже тогда оказались отрезанными?
Так или иначе, ТНК-ВР заговорила об "альтернативных маршрутах экспорта" своей тяжелой смеси. "России необходимы новые крупные нефтепроводы чтобы нарастить экспорт, и TНK-BP активно участвует в этих проектах", заявил Дж.Коллек. А таких нефтепроводов сейчас нет. Поэтому россиянам остается разве что согласиться на маршрут Дружба-Адрия-Омишаль. Они от "неликвидной" нефти избавляются, а украинцы получают дополнительные поступления в бюджет и дополнительное время на поиски поставщиков каспийской нефти.
Наконец, еще один гвоздь в крышку гроба реверсного проекта приготовила "Укртранснафта". Гвоздем этим стала новая нефтеперекачивающая станция "Николаевская" на участке "Снегиревка-Одесса" нефтепровода Кременчуг-Снегиревка, входящего в систему Приднепровских магистральных нефтепроводов. Ее запуски позволяет увеличить объемы прокачки нефти на морской нефтетерминал "Южный" более чем вдвое – с 4 млн до 9 млн тонн нефти. Как известно, именно такие объемы предлагает ТНК-ВР для заполнения магистрали Одесса-Броды на условиях ее реверса. "Николаевская" же практически снимает с повестки дня этот вопрос, загоняя ТНК-ВР на море. А там сейчас не поплаваешь…
Нынешнее обострение ситуации на Босфоре вообще дает дополнительную возможность украинцам потянуть время и, не прекращая поиска каспийской нефти для поставки на НПЗ в Польше и Словакии, наконец-то заняться вопросом достройки украинско-польского участка линии Одесса-Броды-Плоцк. То, что Украина не намерена отступать от данного проекта, еще раз подтвердил премьер-министр Украины Виктор Янукович на встрече с маршалом сейма Польши Мареком Боровским.
В настоящее время, по словам заместителя генерального директора по вопросам капитального строительства ОАО "Укртранснафта" Валерия Живоры, специалисты Киевского института транспорта нефти заняты подготовкой рабочего проекта достройки 150-километрового участка "Броды-Госграница". Проект будет готов к концу 2004 года, а его реализация обойдется, по приблизительным подсчетам, в $300 млн и может занять около полутора лет.
Итак, благодаря удачному стечению обстоятельств Украина опять выиграла время. Вопрос теперь в том, сумеет ли она воспользоваться им на пользу делу. |