NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 18:48 ast
16:48 msk

Не было бы счастья…
…да нефтепроводу "Одесса-Броды" помогло сразу несколько несчастий. И одно из них, кстати говоря, не обошлось без украинцев...
24.11.2003 / экономика

proua.com

У турок терпение на исходе – дальше некуда. Мало того, что Босфор и так перегружен (суда в очереди на проход стоят по две недели) так еще и корабли пополам раскалываются: 11 ноября грузинское судно "Святой Пантелеймон" с украинским экипажем на борту село на мель, оставив после себя жирное нефтяное пятно, растянувшееся от берегов Босфора в направлении к Черному морю.

Три дня спустя агентство УНИАН передало заявление посла Турции в Украине Джереми Язган Этиз, по словам которой, Турция считает нереальным увеличение объемов транспортировки нефти через проливы Босфор и Дарданеллы, соединяющие Черное и Средиземное моря.

Госпожа Этиз также добавила, что за последние пять лет количество нефтеналивных судов, проходящих через Босфор, возросло на 75% (до 7427), а объем перевозок нефти и других опасных грузов увеличился почти вдвое - до 123 млн. тонн. Поэтому 10-миллионное население Стамбула, расположенного на берегах Босфорского пролива, каждый день подвергается угрозе экологической катастрофы, что, как считает заместитель посла, "приведет к закрытию проливов на неопределенное время". Уже сейчас, подчеркнула Дж. Язган Этиз, вследствие предельной загруженности проливов, дальнейшее увеличение объемов транзита нереально ни с экономической, ни с экологической точек зрения".

Проливы для судоходства после катастрофы "Святого Пантелеймона" пока не закрыли. Да и невыгодно госбюджету Турции лишаться такого солидного источника доходов. Тем не менее, останки разломавшегося пополам грузинского судна в Босфорском проливе напомнили Анкаре лишний раз: водоем не резиновый.

Определенно, российско-британская компания ТНК-ВР, настойчиво добивающаяся реверса нефтепровода Одесса-Броды, почуяла неладное. 14 ноября, в тот же день, когда Дж.Язган Этиз сделала свое заявление, агентство Reuters передало интервью с вице-президентом компании Джонатаном Коллеком, в котором он признал, что "динамика роста экспорта замедлилась из-за задержек в развитии крупных трубопроводных проектов и проблем с прохождением судов через турецкие проливы". По его мнению, "нельзя исключить, что ограничения, выдвинутые турецким правительством, только усилятся и, в конечном итоге, снизят прибыльность этого экспортного направления, особенно во время зимы". А значит, российские нефтедобытчики, и без того затоваренные "неликвидной" смесью urals, будут вынуждены искать "альтернативные маршруты экспорта - новаторские, но весьма дорогостоящие".

Откровения британца означают, что ТНК-ВР осознает: никогда прежде идея реверса нефтепровода Одесса-Броды не висела на волоске так, как сейчас. Конечно, слова Дж.Коллека нельзя истолковывать как отказ от нее. Но из них видно, что в самой компании реализация этого проекта уже ставится под вопрос.

Впрочем, не одна лишь дряхлая грузинская посудина испортила всю реверсную малину. Месяц назад, 22 октября, страны ЕС, в соответствии с рекомендацией Еврокомиссии, разработанной почти год назад, ввели запрет на вхождение в свои порты однокорпусных танкеров, везущих мазут и тяжелые сорта нефти. Кроме того, к 2005 году все однокорпусные танкера старше 23 лет должны быть вообще выведены из эксплуатации. А с 2010 года эта судьба ждет практически все однокорпусные суда. Между тем, по данным источников из "Укртранснафты", компания ТНК, вывозившая с нефтетерминала "Южный" в Европу свою нефть, перекачанную по Приднепровским магистральным нефтепроводам и 52-километровому реверсному участку трубопровода Одесса-Броды, до сих пор фрахтовала для этой цели только однокорпусные танкера. Фрахт двухкорпусных стоит раза в полтора дороже.

Наверное, такая крупная компания, как ТНК-ВР, несмотря на миллиардные долги, унаследованные после объединения ее российской и британской частей, смогла бы поднапрячься и найти для этого средства, если вопрос о реверсе для нее столь принципиален. Однако вот что интересно: с того времени, как ЕС запретил однокорпусным танкерам заходить в свои порты, голоса сторонников поворота нашей трубы вспять как-то притихли. Не означает ли это, что морские пути для сибирской urals в Европу уже тогда оказались отрезанными?

Так или иначе, ТНК-ВР заговорила об "альтернативных маршрутах экспорта" своей тяжелой смеси. "России необходимы новые крупные нефтепроводы чтобы нарастить экспорт, и TНK-BP активно участвует в этих проектах", заявил Дж.Коллек. А таких нефтепроводов сейчас нет. Поэтому россиянам остается разве что согласиться на маршрут Дружба-Адрия-Омишаль. Они от "неликвидной" нефти избавляются, а украинцы получают дополнительные поступления в бюджет и дополнительное время на поиски поставщиков каспийской нефти.

Наконец, еще один гвоздь в крышку гроба реверсного проекта приготовила "Укртранснафта". Гвоздем этим стала новая нефтеперекачивающая станция "Николаевская" на участке "Снегиревка-Одесса" нефтепровода Кременчуг-Снегиревка, входящего в систему Приднепровских магистральных нефтепроводов. Ее запуски позволяет увеличить объемы прокачки нефти на морской нефтетерминал "Южный" более чем вдвое – с 4 млн до 9 млн тонн нефти. Как известно, именно такие объемы предлагает ТНК-ВР для заполнения магистрали Одесса-Броды на условиях ее реверса. "Николаевская" же практически снимает с повестки дня этот вопрос, загоняя ТНК-ВР на море. А там сейчас не поплаваешь…

Нынешнее обострение ситуации на Босфоре вообще дает дополнительную возможность украинцам потянуть время и, не прекращая поиска каспийской нефти для поставки на НПЗ в Польше и Словакии, наконец-то заняться вопросом достройки украинско-польского участка линии Одесса-Броды-Плоцк. То, что Украина не намерена отступать от данного проекта, еще раз подтвердил премьер-министр Украины Виктор Янукович на встрече с маршалом сейма Польши Мареком Боровским.

В настоящее время, по словам заместителя генерального директора по вопросам капитального строительства ОАО "Укртранснафта" Валерия Живоры, специалисты Киевского института транспорта нефти заняты подготовкой рабочего проекта достройки 150-километрового участка "Броды-Госграница". Проект будет готов к концу 2004 года, а его реализация обойдется, по приблизительным подсчетам, в $300 млн и может занять около полутора лет.

Итак, благодаря удачному стечению обстоятельств Украина опять выиграла время. Вопрос теперь в том, сумеет ли она воспользоваться им на пользу делу.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Первый казахский спутник 28.11.2003
Инновационные образования будут наделены налоговыми привилегиями 28.11.2003
"КазМунайГаз" и дочерняя организация планируют получить права на проведение нефтяных операций на Каспии 28.11.2003
Нефтяное проклятье 28.11.2003
Блестящие нефтяные перспективы России поставлены под сомнение 28.11.2003
"Сибнефть" поглощает "ЮКОС" 28.11.2003
Нигерия обвиняет транснациональные нефтяные компании в мошенничестве 28.11.2003
НТВ по-казахстански 27.11.2003
Балтийский холдинг приобрел за 40 млн. долларов пивоваренный завод "Ак-Нар" 27.11.2003
Компания "ШевронТексако" намерена в ближайшие 4-5 лет инвестировать $4 млрд. в нефтегазовый сектор РК 27.11.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz