Астана, 24 ноября
Заключение по законопроекту относительно республиканского бюджета на 2004 год принято комитетом Мажилиса по финансам и бюджету. Завтра, 25 ноября, проект закона будет рассмотрен на совместном заседании палат Парламента, созванном распоряжением Председателя Мажилиса Жармахана Туякбая.
В заключении, подписанном председателем этого профильного комитета Каратаем Турысовым, отмечается, что проект сформирован на основе Индикативного плана социально-экономического развития республики на 2004-2006 годы, а также бюджетных положений послания Главы государства народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики на будущий год.
Комитетом подчеркивается, что проект закона разработан на основе анализа итогов развития экономики за прошлый год, ее состояния в текущем году и в достаточной степени учитывает внешние факторы, оказывающие влияние на казахстанскую экономику.
Далее в этом документе говорится: "Анализ динамики поступления доходов республиканского бюджета за ряд лет и 9 месяцев текущего года показывает, что в проекте бюджета использованы не все резервы увеличения доходной части бюджета от налоговых и неналоговых поступлений, доходов от легализации имущества и др.
Несмотря на увеличение затрат по утвержденным бюджетам на социальное обеспечение, культуру, спорт, здравоохранение и образование, их доля в общем объеме затрат на эти цели из года в год снижается, так например: в 2002 году - 36,1% (206,6млрд. т/572,8 млрд.т), в 2003 году - 35% (237,5 млрд.т/678,5млрд.т), в проекте
бюджета 2004 года -33,9% (310,8млрд.т /917,1 млрд.т). Особенно эта тенденция заметна по функциональной группе "Социальное обеспечение и социальная помощь": в 2002 году - 29,6% (169,8 млрд.т/572,8 млрд.т), в 2003 году - 27,3% (185,6 млрд.т/678,5 млрд.т), а в проекте бюджета на 2004 год -25,8% (237,0 млрд.т/917,1 млрд.т).
Именно по этой причине большинство предложений депутатов, отраженных в таблице, касаются увеличения затрат именно по этой функциональной группе.
""По доходной части поступило более 30 предложений. Предлагается • увеличить ее от 7,1 млрд. тенге до 247,3 млрд. тенге. Например, Комитетом по экологии и природопользованию предлагается увеличить доходы на 247.3 млрд. тенге за счет увеличения доли доходов в общем объеме ВВП до 21 процента против 16 по проекту.
Комитет по аграрным вопросам предлагает увеличить доходы на 32,0 млрд. тенге за счет увеличения сборов налогов и акцизов.
Депутатом Уразалиновым Ш. предлагается увеличить доходы на 24 млрд. тенге за счет доходов Национальных компаний, долевого участия государства в акционерных обществах и других организациях, от поступлений корпоративного налога.
Депутат Рустемов Н. предлагает увеличить доходы в целом на 143,0 млрд. тенге в том числе: за счет поступлений от корпоративного подоходного налога - 72,7 млрд. тенге, налога на добавленную стоимость -8,0 млрд. тенге, акцизов всех видов - 18,1 млрд. тенге, бонусов - 4,4 млрд. тенге и т.д. По расходной части поступило более 170 предложений. Принятие их влечет увеличение до 152,7 млрд. тенге.
Основной рост затрат предлагается по социально-культурным мероприятиям, а именно: по образованию на 12,5 млрд. тенге, по здравоохранению на 9,4 млрд. тенге, по социальному обеспечению и социальной помощи на 53,9 млрд. тенге.
Депутаты Абдильдин С., Котович В., Уразалинов Ш., Шалабаев X., Макалкин В., Тохтасынов Т., Черкашина А., Калдыгулова С., Косарев В., Алибаев С. и другие вносят предложение по выделению средств для установления пособия гражданам предпенсионного возраста, не имеющим работу и средств на существование в размере 2,2 млрд. тенге.
Комитетом по социально-культурному развитию предлагается изыскать средства на установление ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года в размере трех месячных расчетных показателей (МРП) на сумму 7,0 млрд. тенге.
Данные предложения поддержаны всеми комитетами, большинством депутатов Мажилиса и Парламентской фракцией РПП "Отан".
Депутатом Асановым В. и Комитетом по финансам и бюджету предлагается увеличить расходы на 15,4 млрд. тенге для выплат социальных пособий по беременности и родам, продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и триста шестьдесят пять после родов, а также социальных пособий женщинам (мужчинам), усыновившим или удочерившим детей непосредственно из родильного дома, на весь отпуск со дня усыновления или удочерения и до истечения трехсот шестидесяти пяти дней со дня рождения ребенка, в размере не менее чем шесть месячных расчетных показателей ежемесячно.
Кроме того, внесены предложения по увеличению расходов:
- по жилищно-коммунальному хозяйству на 2.6 млрд. тенге:
- по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию на 9,6 млрд. тенге;
- по обороне на 15,7 млрд. тенге;
- по сельскому, водному, лесному, рыбному хозяйству и охране окружающей среды на 2,3 млрд. тенге и т. д.
Всего Комитетами и депутатами Мажилиса внесено более 240 предложений и замечаний, которые сведены в таблицу.
Данный законопроект обсужден на пленарных заседаниях Мажилиса и Сената.
Исходя из вышеизложенного. Комитет по финансам и бюджету считает возможным внести проект Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2004 год" на совместное заседание палат Парламента Республики Казахстан для его всестороннего обсуждения".
Распространено пресс-службой аппарата Мажилиса Парламента, тел.153505, [email protected];) |