proua.com
Еще в апреле нынешнего года президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер заявлял о заинтересованности Банка участвовать в проекте достройки нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк либо предоставлением кредитов, либо долгосрочных инвестиций.
При этом Евробанк приостановил финансирование начавшегося было строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), ссылаясь на необходимость дополнительной экологической экспертизы. Однако вскоре после президентских выборов в Азербайджане ЕБРР совместно с Мировым банком с разницей всего лишь в одну неделю (4 и 11 ноября) приняли решение продолжить кредитование БТД, выделив для этого по $250 млн (общая стоимость строительства этого 1745-километрового трубопровода с пропускной способностью до 50 млн тонн нефти, согласно расчетам, составляет, по различным оценкам, $3-3,6 млрд).
Свои намерения обе финансовые структуры подтвердили и после завершения избирательной кампании в парламент Грузии, завершившейся отставкой Эдуарда Шевардназде с поста президента страны. По словам президента компании British Petroleum –Azerbaijan Дэвида Вудворда, "политическая ситуация в Грузии не оказывает никакого влияния на реализацию проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан".
Что же заставило банкиров вновь обратиться к этому трубопроводу? Ведь все против него: готовый нефтепровод Одесса-Броды, только и ждущий наполнения каспийской нефтью, неразрешенные этнические конфликты и общая политическая нестабильность в Грузии, недостаток инвестиций. Последнее обстоятельство особенно удручает: все вместе взятые британские, норвежские, итальянские, голландские и прочие инвесторы до сих пор удосужились собрать на реализацию проекта менее трети необходимой суммы. И даже полмиллиарда от щедрот Европейского и Мирового банка вряд ли спасут ситуацию – политические риски слишком велики для того, чтобы пустить в ход даже те средства, что удалось собрать.
Думается, в реанимации БТД заинтересованы, прежде всего, американцы. Последние события в Ираке показали, что США, основательно завязли в этой стране: поскольку Дядя Сэм не в состоянии справиться с разгулом партизанщины, у него просто руки не доходят наладить добычу и поставки нефти из бывшей "страны Саддама". Поэтому опять выдвигается на первый план проблема уменьшения зависимости от ненадежных источников на Ближнем Востоке (Ирак, вопреки расчетам Вашингтона, оказался очередным таким источником!) путем диверсификации снабжения жидкими углеводородами. Конечно, учитывая сегодняшнюю ситуацию в Закавказье, это похоже на обмен шила на мыло. Но, тем не менее, в отличие от Ирака, до стрельбы в Грузии и ее окрестностях еще не дошло. Пока что, во всяком случае.
Есть и вторая причина: дело не столько в проекте Баку-Тбилиси-Джейхан, сколько в моральном признании политических перемен в Грузии и Азербайджане. Конечно, их итоги для оппозиции обеих стран оказались диаметрально противоположными. Но дело вовсе не в этом. Независимо от того, восторжествовала или проиграла демократия в данных странах, Вашингтону необходимо не упустить их из-под своего влияния. А заодно – вдохнуть жизнь в чахнущее на глазах политическое детище – ГУУАМ. Именно поэтому "порционное" кредитование БТД не следует рассматривать как реальную экономическую помощь – ведь большинство крупных западных нефтяных компаний и банков с мировым именем так и не проявили интереса к проекту.
Однако, такой подход неизбежно ведет к столкновению интересов США и России. Ведь сама идея проекта Баку-Тбилиси-Джейхан направлена на то, чтобы "выдавить" Россию с Закавказья путем перевода нефтяных потоков Азербайджана и Казахстана из существующих российских трубопроводов в БТД. Сегодня транспортировка каспийской нефти ведется, в основном, по трубопроводам "Транснефти" - прежде всего по "северному" пути Баку-Новороссийск.
Если предположить, что нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан будет все-таки достроен, и в начале 2006 года, как запланировано, "черное золото" пойдут по нему, Россия рискует потерять не только азербайджанскую нефть, но и часть казахской. Что же касается линии Баку-Новороссийск, предназначавшегося для азербайджанской нефти с месторождений Азери-Чираг-Гюнешли, то, принимая во внимание ограниченные запасы азербайджанской нефти и переориентацию чирагского "черного золота" на специально построенный для него маршрут Баку-Супса, можно предположить дальнейшее "замораживание" "северного" пути.
Между тем, еще в сентябре Государственная нефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) и ЗАО "НК "КазМунайГаз" провели переговоры о маршрутах и способах доставки дополнительных объемов казахстанской нефти по маршруту Актау-Баку. Ожидается, что соответствующее межправительственное соглашение между Казахстаном и Азербайджаном будет подписано уже в ближайшие месяцы. К слову сказать, администрация США относительно легко убедила Казахстан вернуться к проекту БТД , поскольку Астана, как известно, так и не добилась от российской "Транснефти" увеличения квот на транзит своих энергоресурсов.
Существует, кстати, в ГНКАР, еще один проект, согласно которому предполагается транспортировать в Джейхан дополнительные объемы нефти (9 млн тонн) в том случае, если удастся наладить на бакинских НПЗ переработку более дешевых (тяжелых) сортов нефти, импортируемых из Туркмении и Казахстана.
Впрочем, это пока все в проектах, перечеркнуть которые может трубопровод Одесса-Броды. По данным руководства ОАО "Укртранснафта", уже заключен ряд контрактов на поставку нефти. А куда же тогда пойдут кредиты ЕБРР и Мирового банка? На внутренние нужды азербайджанской и грузинской демократии – скорее всего, так… |