NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 17:55 ast
15:55 msk

Очумелые стройки страны
Аукнется ли московский "Трансвааль" на казахстанских просторах?
10.03.2004 / экономика

Светлана ТУМАКОВА, Ярослав ГОЛЫШКИН, "Око", 5 марта

Как ни громко это будет сказано, но опасность трагедии, подобной той, что произошла в День Святого Валентина в Москве, реально существует и в Казахстане. И если то там, то здесь ползущие по швам дома и обрушивающиеся крыши пока еще не унесли столько жизней, сколько в российской столице за несколько часов февральского дня, то объяснить это можно разве что слишком большой любовью Всевышнего к нам с вами.

С 1991 года общий объем строительных работ, выполненных в Казахстане турецкими компаниями, превысил 2,5 миллиарда долларов. Многие из самых значимых и перспективных объектов доверяют именно турецким фирмам. Сразу после трагедии, произошедшей в российской столице, руководство агентства по чрезвычайным ситуациям обратилось в министерство индустрии и торговли с предложением провести оценку качества и уровня безопасности крупных казахстанских гостиниц, супермаркетов и многоэтажных жилых комплексов, возведенных зарубежными строительными компаниями. В некоторых городах такие проверки уже начались. Генеральная прокуратура РК пошла и того дальше: она вообще не намерена разделять строительную безопасность на иностранную и местную. Прокуроры планируют провести масштабную проверку на предмет исполнения строительными компаниями законодательства, касающегося вопросов строительства, а заодно проверить применение законодательства о технике безопасности на строительных объектах. Российская пресса уже озвучила мнения ряда специалистов о том, что первопричиной обрушения купола "Трансвааля" стали недоработки турецких строителей. Турки, в свою очередь, заняли обиженную позу: оценив эти выводы, как недружественный выпад в адрес их страны. Оправдана ли их обида? Давайте попробуем порассуждать.

В самой Турции все чаще поднимается проблема некачественного строительства. И поводом для усиления полемики вокруг строителей-бракоделов каждый раз становятся трагедии. Не так давно в Стамбуле из-за строительных ошибок рухнуло здание небольшого отеля, под завалами которого оказались десятки людей. А в начале февраля в городе Конья по той же причине обрушился 10-этажный жилой дом, похоронивший 92 человека. Компания, возводившая здание, грубо нарушила существующие строительные нормы и стандарты. Ее обвинили в том, что вместо необходимых восьми несущих колонн в железобетонную конструкцию фирма установила только шесть. И это при том, что Турция находится в сейсмически опасной зоне, и к здешнему строительству должны предъявляться особо строгие требования. Многие же здания на поверку не выдерживают и малейших колебаний. Так, к примеру, в турецком городе Бингель обвалилась крыша школы, сданной в эксплуатацию всего два года назад. Причиной трагедии, как установила комиссия во главе с премьер-министром страны, явилось нарушение элементарных строительных правил.

Турецкие журналисты, не раз пытавшиеся провести расследования после очередной трагедии, натыкались на один и тот же вывод: первопричина в коррупции, которая сопровождает строительный бизнес и контролирующие его службы. Чиновники попросту жертвуют безопасностью людей в угоду собственным финансовым интересам. А что же в Казахстане?

А в Казахстане строительные дела обстоят ничуть не лучше. И здесь справедливости ради нужно заметить, что шишки, посыпавшиеся в связи с московской трагедией на головы турков-строителей, последние с лихвой могли бы разделить с казахстанскими коллегами. К примеру, в столице знаменитому отелю "Окан Интерконтиненталь-Астана" (трещина в каркасе которого появилась еще в период строительства здания, и сегодня, стянутую скобами, ее можно лицезреть в глубинах технического этажа - бойлерной, вход в которую посторонним строго воспрещен) противостоит детище казахстанской строительной фирмы "Базис-А" Дом министерств, именуемый в народе "долларом". Многочисленные скобы, держащие не состыковавшиеся во время строительных работ плиты, можно видеть как на первом этаже в холле, так и на одном из верхних компьютерных этажах. Поговаривают, что весной и осенью стены в этих местах в буквальном смысле "оживают". Кстати, ежегодно на содержание Дома министерств из госбюджета уходят немалые суммы. Только в прошлом году на содержание этого здания было заложено в бюджет более 186 млн. тенге, тогда как в 2002 году на содержание всех правительственных зданий была отведена сумма чуть большая семисот миллионов. На что, собственно говоря, может идти такая огромная сумма для совершенно нового здания? Уж не на покрытие ли этих самых строительных ляпов? "Картонному" микрорайону "Самал", возведенному турками, откуда давно уже сбежало большинство его обитателей-чиновников, не захотевших мириться со строительными недоделками, можно противопоставить ползущий по всем швам "Титаник" - детище одной из казахстанских фирм. Сегодня в столице не затихает шум и по поводу трещины, появившейся в столь любимом казахстанцами океанариуме "Думан". К сожалению, в столице получить мало-мальски достоверные сведения о том или ином здании практически невозможно. Мы убедились в этом лично, обратившись за комментарием в управление архитектурно-строительного контроля, инспектирования и лицензирования по г. Астана. Вопросов у нас накопилась масса, но вступать с нами в диалог никто так и не захотел. Отправленный нами официальный запрос также оставили без ответа.

Зато у нас на руках оказались данные одной из последних проверок столичной прокуратуры, которая как раз и касалась применения госорганами законодательства о земле и об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности столичной прокуратуры. Именно из этого документа можно сделать вывод, что слухи о строительном беспределе в столице имеют под собой вполне обоснованную мотивацию. И именно этот прокурорский документ позволил нам понять, почему столичное управление архстройконтроля так и не смогло ответить на заданные им вопросы. Практически во всех строительных нарушениях, выявленных прокурорами, усматривается непосредственная вина этого ведомства. "Проверка показала, что в деятельности сотрудников управления архстройконтроля, инспектирования и лицензирования по г. Астана имеют место нарушения законности, связанные с ненадлежащим осуществлением ими своих полномочий и задач, возложенных на них законом", - говорится в прокурорском предписании. Так, вопреки требованиям закона РК "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК", с многочисленными нарушениями государственных строительных нормативов, без положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации в столице ведется строительство многочисленных многоэтажных домов, нового шестиэтажного крытого рынка "Артем" и др. Это чревато весьма и весьма серьезными последствиями. Все эти объекты, по словам прокуроров, проводивших проверку, являются технически сложными, и после введения в эксплуатацию предполагают значительную концентрацию людей. Выявились и вовсе курьезные факты. На месте, отведенном под строительство автостоянки, вдруг возник жилой дом. Как такое стало возможным, чиновники, призванные осуществлять контроль и прием подобных объектов, так и не смогли ответить. А между тем, согласно пп.2 п.3 ст.33 вышеназванного закона, архитектурно-строительная инспекция обязана вести мониторинг строящихся и намечаемых к строительству объектов. Хорош мониторинг, нечего сказать. Именно арх-стройконтроль обязан выявлять и анализировать причины нарушений госнармотивов и требований, а затем принимать соответствующие меры воздействия, направленные на их устранение. Однако выявлять и анализировать приходится сегодня прокуратуре. Архстройконтроль придумал себе новое занятие. Управление ввело себе в практику выдачу разрешений на производство подготовительных работ, без права на осуществление строительно-монтажных. Не предусмотренное действующим законодательством получение указанного разрешения является дополнительным этапом в прохождении разрешительной процедуры и без законных оснований не должно осуществляться. Вот такое вот интересное ведомство осуществляет сегодня контроль за безопасностью строительства столицы. Впрочем, в регионах также хватает проблем (смотрите ситуации).
Хочется верить, что после того, как в стране все же пройдет тотальная проверка и оценка всего того, что в ней строили, строили и, в конце концов, настроили, а те чиновники, кто "не замечал" зарвавшиеся строительные фирмы (неважно, казахстанские они или турецкие), понесут соответствующее наказание, эхо "Трансвааля" нас и минует...

P.S. О результатах проверок, организованных управлением чрезвычайных ситуаций РК, Генеральной прокуратуры РК и др., мы обязательно сообщим нашим читателям.

* * *

Ситуация в Алматы

Андрей ЗУБОВ

На земле и под землей

Главный вопрос для Алматы, понятное дело, - сейсмоустойчивость зданий. - В свое время, когда строили высотную гостиницу "Анкара", супермаркет "Рамстор", много было споров между специалистами по поводу их сейсмоустойчивости, - говорит руководитель департамента градостроительства и архитектуры Алматы Султан Баймагамбетов. - Все эти здания строили турки, и они считали себя большими профессионалами. Но отечественные инженеры оказались сильнее, и им удалось отстоять свою точку зрения. Девятнадцатиэтажное здание банка "Ту-ранАлем", одно из первых высотных зданий, построено по расчетам московского института "Проектстальконструкция", для "Рамстора" расчеты делали специалисты "Алматыгипрогора". То есть иностранные подрядчики, которые занимаются строительством в Алматы, не остаются без надзора. Расчеты по каждому объекту проходят экспертизу в казахстанских институтах.

А вот, по мнению замдиректора института сейсмологии Аскара Оспанова, землетрясение в 9-10 баллов разрушит до 80% зданий в городе. Правда, не все с ним согласны. Говорят, не надо сеять панику. Потому что последние 20 лет город строится с требованиями сейсмики. Но почему-то вспоминается середина 80-х, когда в Алматы была проведена паспортизация зданий. Оказалось, что 50% надежны, 25% рухнут, а состояние еще 25% установить не удалось. Подозрительные объекты так и не были обследованы из-за нехватки средств. И с тех пор о паспортизации периодически только говорят, но дальше дело не идет. Главный вопрос безопасности строительства в южной столице - это, конечно, многострадальный метрополитен. По мнению директора института "Алматыгенплан" Кайрата Наурызбаева, строительство и эксплуатация метро в сейсмоопасном Алматы категорически недопустимы. Главную опасность он видит в наличии на его территории множества тектонических разломов. Блоки тектонических разломов находятся в состоянии активности. Особую опасность представляют собой вестибюль и эскалатор станции, где произойдут разнонаправленные относительные вертикальные перемещения блоков. А сейсмическая нагрузка на грунт непрерывно меняется по величине и направлению, ей не может противостоять ни одна противосейсмическая норма. Если учесть, что Алматинский метрополитен строится в несвязанных валунно-галечниковых грунтах, то нетрудно предвидеть, что произойдет под землей.

Есть противоположное мнение в пользу строительства метрополитена. Мекеш Утин, зампредседателя ассоциации строителей Казахстана, считает, что, чем глубже заложена шахта метрополитена и залы станций, тем безопаснее. Толеубай Жунусов, академик инженерной академии РК, уверяет, что при проектировании Алматинского метрополитена в расчет бралась зона девятибалльного землетрясения. А его ссылка на эксплуатацию метро в Ташкенте, Ереване, Тбилиси, Токио и Осаке, а также на тот факт, что глубинные метрополитены Санкт-Петербурга и Минска, построенные в очень слабых и подвижных грунтах, доказывают безопасность строительства метрополитена в Алматы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Казахстанская сода: заманчивый проект в $120 млн. 31.03.2004
Банк "ТуранАлем" перешел на качественно новый уровень своего развития - председатель правления банка 31.03.2004
"Актобеэнерго" продано с молотка 31.03.2004
В Eural Trans Gas произошла смена собственников 31.03.2004
ЛАРИБА банк принял решение о дополнительной эмиссии акций на сумму Т1 млрд. 30.03.2004
Рейтинг, присвоенный будущим облигациям Казкоммерцбанка является самым высоким в СНГ 30.03.2004
Мировой нефтяной рынок ставит на $30 за баррель 30.03.2004
Рост объемов промышленного производства в Казахстане в январе-феврале 2004 года составил 8,9% 26.03.2004
Евро подешевел, на подходе доллар 26.03.2004
Дешевой нефти не будет еще долго 26.03.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz