Арон Цыпин, Газета.Ру, 10 марта
Казахстан окончательно выбрал трубопровод Баку–Джейхан и его ответвление в Супсу для транспортировки нефти из Актау. Россия, которую казахская нефть обойдет, все равно на ней заработает: в среду Выборгский судостроительный завод начал собирать танкеры для перевозки актауской нефти.
Выборгский судостроительный завод в Санкт-Петербурге начал строительство для Казахстана крупнотоннажных танкеров. На заводе размещен заказ на три танкера дедвейтом по 12 тыс. т каждый на общую сумму $40–44 млн.
До сих пор Казахстан располагал на Каспии танкерами водоизмещением 3–5 тыс. т, арендуя их у Азербайджана, России и Ирана.
Финансирование новых танкеров ведется по программе создания казахского танкерного флота в 2004–2006 годах, по выполнении которой число судов у "Казмортрансфлота", дочернего предприятия казахской нефтяной госкомпании "Казмунайгаза", увеличится до 200 единиц, сообщил "Газете.Ru" коммерческий директор "Казмортрансфлота" Марат Орманов.
Первый танкер будет передан Казахстану в ноябре 2004 года, остальные два – с дистанцией в полгода каждый. Орманов считает, что танкеры будут использоваться на направлениях Актау–Баку и Актау–Махачкала.
Направление Актау–Баку – ключевое для казахской нефти: по нему пойдет нефть, которая потом вольется в трубу Баку–Джейхан. Этот маршрут заработает в полную силу как раз к концу 2004 года. Без этой нефти – вначале с месторождений Актау, а затем Кашагана – трубопровод просто не заполнится.
* * *
Изначально нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан строился консорциумом, куда входят BP, ConocoPhilips, Statoil и другие участники, под экспорт азербайджанской нефти. Проект активно лоббировался американской администрацией, рассчитывающей нанизать на нитку нефтепровода режимы, так или иначе ориентированные на Запад. Поскольку до сих пор наличия в азербайджанском секторе Каспия запасов нефти, необходимых для заполнения трубы, не доказано, аналитики полагали, что без подключения Казахстана проект останется неэффективным. Казахстан же всячески оттягивал свое участие.
* * *
В среду в Баку замминистра энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Ляззат Киинов заявил, что для транспортировки нефти в Джейхан Казахстан готов доставлять в Азербайджан танкерами до 20 млн т нефти. Именно с этим связана необходимость увеличения мощности казахского флота – российскую компанию "Волготанкер" в Баку не допускают.
"Если же эти объемы превысят 20 млн тонн в год, то будем строить до Баку нефтепровод по дну Каспия", – подчеркнул замминистра.
Тариф на прокачку казахской нефти по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан будет таким же, как для акционеров проекта.
Расчеты, сделанные специалистами российской "Транснефти", показывают, что экономически американский маршрут Баку–Джейхан проигрывает российским – прежде всего КТК, и в варианте с турецким плечом через средиземноморский порт Джейхан, и в варианте с грузино-украинским плечом через Супсу и далее танкерами до Одессы, а потом по нефтепроводу Одесса–Броды–Плоцк. Последний маршрут Казахстан также изучает как одну из возможностей вывозить свою нефть, а для этого готов войти в него на правах акционера.
* * *
КТК – Каспийский трубопроводный консорциум, создан российским и казахcким правительством и рядом нефтедобывающих компаний. Нефтепровод соединяет месторождения северного Казахстана с портом близ Новороссийска, его нынешняя мощность составляет около 22 млн т нефти в год. К концу 2006 года мощность нефтепровода может быть доведена до 67 млн т, если соответствующие решения будут приняты акционерами.
* * *
Впрочем, Казахстан оставил себе пространство для маневра, допустив, что первой казахстанской нефтью для трубопровода Баку–Джейхан станет нефть, добытая с месторождения Кашаган, но только если в 2008 году (выход на коммерческую добычу на Кашагане) будут полностью загружены мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
"Акционеры проекта Кашаган являются также акционерами КТК. Однако если к 2007–2008 годам КТК будет полностью загружен, мы сможем дать нефть из Кашагана под Баку–Джейхан", – подчеркнул Ляззат Киинов.
По его словам, Казахстан заинтересован в новых маршрутах транспортировки нефти, поскольку страна планирует достичь уровня добычи в 130–140 млн т в год, а существующие варианты позволяют обеспечить транспортировку только 70–80 млн т нефти в год.
Таким образом, Казахстан собирается превратить экономические потери в геополитические плюсы – максимально диверсифицируя свои потоки нефти и переключая их с российского на "американский" маршрут. Этой же цели будет служить экспорт казахской нефти в восточные районы Китая. |