NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 04:12 ast
02:12 msk

Главные риски при разработке Каспийского шельфа несет Казахстан
В.Школьник: Я согласен с тем, что страна должна вместе с иностранными инвесторами разделять коммерческие риски при разработке нефтегазовых месторождений. Но инвесторы должны понимать, что Казахстан взял на себя главный риск при работе на шельфе, пустив их туда
18.03.2004 / экономика

Kazakhstan today, 17 марта

Главные риски при разработке нефтегазовых месторождений на Каспии взял на себя Казахстан. Об этом сегодня, 17 марта, в ходе работы круглого стола "Налогообложение недропользования в Казахстане" в Астане сообщил министр энергетики и минеральных ресурсов РК Владимир Школьник, сообщает корреспондент KZ-today.

"Я согласен с тем, что страна должна вместе с иностранными инвесторами разделять коммерческие риски при разработке нефтегазовых месторождений", - сказал В. Школьник, комментируя критические высказывания представителей иностранных инвесторов в отношении изменений в Налоговый кодекс республики в части недропользования. "Но инвесторы должны понимать, что Казахстан взял на себя главный риск при работе на шельфе, пустив их туда.

Ответственность за любую аварию и ее последствия в Каспийском бассейне будет нести республика, а не инвесторы", - пояснил В. Школьник.

Министр посоветовал представителям иностранных инвесторов "посчитать этот риск в деньгах" и "поубавить трагические нотки, когда речь идет о налогообложении недропользователей" в Казахстане.

Между тем министр финансов РК Ерболат Досаев отметил, что коммерческие риски инвесторов неизбежно снижаются: "внутренний уровень рентабельности экономики республики заметно повысился, риски инвесторов тоже должны снижаться, что должно отражаться и на налогообложении недропользователей", - отметил Е. Досаев. Он также сообщил, что по количеству взимаемого с добытой инвесторами нефти дохода Казахстан по-прежнему остается "в конце списка нефтяных держав".

-----

Глава Минфина РК о налоговом администрировании в нефтяном секторе, нуждающемся в "согласованной политике"
Астана. 17 марта. КАЗИНФОРМ

Вопросам налогообложения в нефтяном секторе, новых технологий предоставления финансовой отчетности недропользователями, а также ряду других текущих проблем и путям их решения было посвящено выступление Министра финансов РК Ерболата Доосаева 17 марта в Астане на заседании "круглого стола", прошедшего в отеле "Интерконтиненталь" по теме "Налогообложение недропользования в Республике Казахстан". Как уже передавал Казинформ, в заседании приняли участие министры энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник, экономики и бюджетного планирования – Кайрат Келимбетов, руководители институтов развития, "КазМунайГаза", "КазМунайТениза", депутаты Парламента. А также представители компаний "Бритиш газ" (British Gas), "Эрнст энд Янг" (Ernst & Young), "Петро Казахстан" (Petro Kazakhstan) "Испат Кармет" (Ispat Karmet) - всего свыше 30 представителей крупнейших отечественных и зарубежных предприятий промышленного сектора республики.

Ввиду актуальности и специфичности обозначенной темы, представляющей интерес для широкого круга как физических, так и юридических лиц, Казинформ предлагает ниже полный текст выступления министра финансов Ерболата Досаева, предоставленный организатором "круглого стола" - Министерством экономики и бюджетного планирования РК.

* * *

Уважаемые участники конференции!

Мое сегодняшнее выступление будет посвящено вопросам налогового администрирования налогообложения недропользователей, которые являются главными на текущий момент в цепочке взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Как ранее сообщил в своем выступлении Кайрат Нематович (Министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов – Казинформ), изменениями в Налоговый кодекс Республики Казахстан с 1 января 2004 были внесены серьезные концептуальные изменения в ранее действовавшие модели налогообложения недропользователей, основным приоритетом которых как раз являлось упрощение налогового администрирования и обеспечение максимальной транспарентности механизма налогообложения нефтяных операций.

Во-первых, мне бы хотелось обратиться к недропользователям по поводу снижения с 1 января 2004 года ставок социального налога и НДС. С целью упрощения налогового администрирования, недропользователи, налоговый режим контрактов которых предусматривает стабильность по данным видам налогов, могут обратиться в Компетентный орган Республики Казахстан – Министерство энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР) с целью внесения изменений и дополнений в свои контракты в части перехода на новые сниженные ставки по данным видам налогов с учетом сохранения баланса экономических интересов республики – то есть адекватным увеличением роялти в ходе проведения налоговой экспертизы.

Далее, необходимо отметить вопрос администрирования вновь введенного для первой модели налогового режима рентного налога на экспортируемую нефть. В отношении данного вопроса необходимо отметить, что согласно прямой редакции статьи 304-1 Налогового кодекса плательщиками данного налога являются физические и юридические лица, реализующие сырую нефть на экспорт, за исключением недропользователей, заключивших контракты о разделе продукции. Так как данный налог не применяется к недропользователям, заключившим контракты до 1 января 2004 года, в настоящее время плательщиками данного налога являются лица, не являющиеся недропользователями, но реализующие сырую нефть на экспорт, например, компании – трейдеры. В настоящее время перечень таких лиц выявлен и проводится работа по администрированию поступлений данного налога в бюджет.

При этом, с учетом того, что проект Постановления Правительства Республики Казахстан "Об утверждении перечня сходных сортов нефти" находится на согласовании, Налоговым комитетом Министерства было выпущено разъяснительное письмо, в котором указывается на необходимость применения до выхода Постановления котировок нефти сорта Urals источника информации Platt’s Crude oil Marketwire с последующей корректировкой сумм налога путем предоставления дополнительной формы налоговой отчетности. Однако, с учетом наличия норм стабильности, иные внесенные в Налоговый кодекс изменения в части налогообложения недропользователей распространяются только на вновь заключаемые контракты и, соответственно, говорить о проблемах налогового администрирования таких изменений пока рано.

Таким образом, основной темой моего сегодняшнего выступления будут вопросы налогового администрирования по ранее заключенным Республикой Казахстан контрактов, часть из которых подлежит рассмотрению и в рамках действующего Налогового кодекса. Так, одной из главных проблем налогового администрирования является наличие норм стабильности законодательства и, соответственно, спорных и проблемных вопросов в действующих контрактах на недропользование. Вместе с этим, в ряде контрактов присутствуют исключительные нормы, которые также затрудняют налоговое администрирование. Однако, с учетом того что Казахстан не стремится к пересмотру контрактов в области недропользования, путь решения данного вопроса есть – это дополнение контракта на недропользование приложением, которое является его неотъемлемой частью и позволяет четко расписать те нормы, по которым возникают такие проблемные вопросы. Прецеденты дополнения контрактов такими приложениями есть и Вашим правом является обратиться в МЭМР для внесения соответствующих дополнений.

Как пример, хотелось бы отметить, что в настоящее время по некоторым крупным контрактам решены следующие спорные вопросы, касающиеся налогового администрирования.

1) По Северо-каспийскому проекту с компанией "Agip KCO" решен вопрос в отношении НДС. Так, по результатам проведенной совместно работы был подписан Протокол, предусматривающий разрешение сложившейся проблемы с использованием сертификатов и практическое применение режима налогообложения НДС по СРП.

Также, Протокол предполагает отмену Приказа Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 17 февраля 2003 года №82 "Об отмене сертификатов №1 от 14 мая 1999 года и №1 от 3 апреля 2000 года о начислении НДС по нулевой ставке в отношении компании "Оффшор Казахстан Интернэшионал Оперэйтинг Компании Н.В. в РК" и сумма НДС, предъявленная ОКИОК к возмещению из бюджета в апреле 1999 года будет возмещена. При этом, соответственно, сертификат автоматически потеряет силу. В дальнейшем поставки товаров (работ, услуг) для Нефтяных операций будут облагаться НДС в соответствии с Протоколом без ущемления прав Компании на получение сертификатов в будущем.

Кроме того, необходимо отметить, что принадлежность товаров (работ, услуг) к освобожденному обороту будет определяться созданной Рабочей группой в целях возмещения предъявленной на возврат суммы НДС. В настоящее время идет отработка дальнейших изменений в Инструкцию по налоговому режиму данного проекта

2) С "KPO B.V." путем подписания меморандума окончательно разрешены все следующие спорные вопросы:
Вычеты по Бонусам, выплаченным в 1992- 1995 годах;
Отнесение на вычеты расходов по СПРД;
Признание доходов и расходов по методу начисления;
Вычеты командировочных расходов в пределах норм и исключение из вычетов расходов, не связанных с предпринимательской деятельностью;
Перенос убытков по СПРД;
Зачет по НДС, а также вопросы по НДС на экспорт, за незарегистрированных нерезидентов и по социальным проектам;
Платежи во внебюджетные фонды и Дорожный фонд;
Применение ставки амортизации в размере до 100 процентов;
Обновление и ремонт активов, переданных Республикой в пользование Подрядчику;
Применение аплифта;
Расходы по реализации, связанные с долей РК в нефтегазовом сырье;
Расходы КЕГЭИ.

В настоящее время проводится работа по отражению решенных вопросов в Инструкции к Контракту.

3) С "Петро Казахстан Кумколь Ресорсис" проведены переговоры и подписан предварительный меморандум, содержащий решение следующих вопросов:
Уплата роялти на сырую нефть, добытую во время пробной эксплуатации;
Применение административного штрафа за сокрытие объекта налогообложения - сырой нефти, добытой во время пробной эксплуатации скважин;
Зачет НДС и начисление пени по другим налогам по причине несвоевременных зачетов, а также вопрос перехода на текущее законодательство по НДС;
Роялти по попутному газу;
Распределение общих текущих расходов и капитальных затрат по каждому отдельному контракту на недропользование;
Пеня на несвоевременные платежи в Дорожный фонд;
Разработка изменений к существующим контрактам на недропользование и определение единого налогового режима для всех контрактов на недропользование
Стабильность контрактов на недропользование и их налоговых режимов. Общее определение стабилизированных и административных положений контрактов на недропользование;
Административное разъяснение законодательства по трансфертному ценообразованию.

В настоящее время на основании подписанного меморандума идет работа по внесению изменений и дополнений в контракт, в том числе в части дополнения его упомянутым ранее приложением о порядке применения налогового режима.

4) С ТШО переговоры пока ведутся, но мы надеемся также на скорое разрешение всех спорных вопросов.

Второй вопрос администрирования, по которому необходимо достичь согласия между налоговыми органами и налогоплательщиками это закрепление положения о том, что должно включаться в налоговый режим, который непосредственно должен быть стабилизирован. По данному вопросу Министерство финансов предлагает, с учетом анализа условий, влияющих на налоговые обязательства и баланс экономических интересов, расширить существующую в контрактах норму, определяющую налоговый режим.

Это позволит дать четкие формулировки о том, что методика и ставки исчисления налогов и платежей являются стабильными, а административные положения, в случае если их изменение не влияет на баланс экономических интересов, установленный налоговой экспертизой, не являются стабильными.

Здесь мы подошли к еще одному глобальному вопросу, решение которого должны быть согласованным – это вопрос предоставления форм налоговой отчетности недропользователями. Как Вы знаете, в настоящее время Министерством финансов проводится внедрение информационных систем, призванных улучшить налоговое администрирование, обеспечить камеральный контроль и сократить количество налоговых проверок, что является в настоящее время одним из главных приоритетов работы министерства. Одной из главных составляющих функционирования информационных систем является предоставление налоговой отчетности.

Однако, часть недропользователей продолжает предоставлять налоговую отчетность по старым формам, либо, наряду с новыми формами, которые заполняются не полностью, предоставляют отчетность по старым формам, согласно которым налоговые органы проводят начисление по лицевому счету. Это вызвано тем, что при заполнении действующих форм налоговой отчетности у недропользователей происходит искажение налогового обязательства из-за несоответствия форм налоговой отчетности, разработанных согласно действующему законодательству, для юридических лиц, работающих в общеустановленном режиме. Для решения данного вопроса нами в настоящее время рассматриваются следующие варианты решения данной ситуации:

1) Необходимо предусмотреть возможность включения в налоговую отчетность дополнительных строк (например, для прочих вычетов) с их расшифровкой в приложениях.
2) Разработка индивидуальных форм отчетности для каждого контракта;
3) Установление правил заполнения существующих форм отчетности индивидуально для каждого контракта.

По данному вопросу мне бы хотелось обратиться к недропользователям с целью внесения на рассмотрение Министерства финансов предложений по выходу из сложившейся ситуации и принятия согласованного решения.

Также необходимо отметить следующий вопрос администрирования - отсутствие по большинству контрактов согласованных с уполномоченным органом технико-экономических расчетов (ТЭР), которые являются частью технико-экономического обоснования (ТЭО), на основании которого устанавливаются ставки специальных платежей недропользователей, в частности роялти, при внесении изменений и дополнений в контракты. В связи с этим, хотелось бы призвать недропользователей обратиться в Министерство финансов, в структуре которого налоговой экспертизой в настоящее время занимается Межрегиональный налоговый комитет, с целью согласования ТЭР и закрепления первоначального баланса экономических интересов, что позволит в дальнейшем избежать разногласий между нами.

Вместе с этим, в отношении контрактов на разведку и/или добычу только общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, с учетом фиксации ставок по данным видам полезных ископаемых в законодательстве и отсутствия по данным контрактам обязательств по уплате налога на сверхприбыль предлагаю, для избежания трудностей в администрировании перевести все налоговые режимы таких контрактов на порядок исчисления всех налогов и платежей на законодательство, действующее на момент возникновения налоговых обязательств.

Еще одним вопросом является ведение раздельного учета, в рамках которого можно выделить следующие вопросы, требующие четкого взаимодействия:

1) Определение порядка распределения расходов и доходов между контрактами для целей налогового учета, а также предоставление налоговой отчетности, в том случае, когда у одного юридического лица несколько контрактов на недропользование или есть деятельность, выходящая за рамки действия контракта или в том случае, когда несколько юридических лиц работают по одному контракту на недропользование (консорциум) с учетом возможности наличия у них деятельности, выходящей за рамки действия контракта;

2) Ввиду наличия большого количества недропользователей, имеющих несколько контрактов, происходит отражение на одном лицевом счете поступлений по всем контрактам, что искажает картину камерального контроля, мониторинга и анализа, а также ведет к зачету сумм переплаты по одному контракту в счет обязательств по другим.

По первому вопросу в настоящее время готовится проект изменений в Налоговый кодекс в части закрепления методики ведения раздельного учета, использования оператора и, в соответствии с постановлением Мажилиса Парламента, создана рабочая группа.

По второму вопросу, с учетом принципа "один контракт – один налогоплательщик", нами предлагается для каждого контракта на недропользование установить свой регистрационный номер и, соответственно лицевой счет.

Следующий вопрос касается исторических затрат. Ввиду отсутствия законодательно установленного статуса исторических затрат возникают проблемы в администрировании данного платежа и, предложением Министерства финансов является определение статуса исторических затрат как специального неналогового платежа, с установлением порядка его исчисления Правительством Республики Казахстан.

В отношении администрирования налога на сверхприбыль, как отметил Кайрат Нематович, действовавшая ранее методика была сложна и трудно администрируема. Механизм его расчета сложен и зачастую непонятен самим налогоплательщикам. В настоящее время нами выявлены предприятия, срок уплаты налога на сверхприбыль у которых наступил, однако они своевременно не проводили необходимых расчетов и, соответственно, в ходе проведения проверок, помимо доначисления сумм налога, к ним были применены административные штрафы.

Как предложение по решению данного вопроса в настоящее время нами разрабатывается электронная модель расчета налога на сверхприбыль, которая будет автоматически производить исчисление налога на основании введенных данных. Это позволит максимально упростить администрирование данного платежа и обеспечить своевременное поступление его в бюджет. После разработки и согласования такой модели она будет размещена на сайте налогового комитета с соответствующими разъяснениями.

Последним вопросом администрирования, о котором мне бы хотелось сегодня сообщить является отсутствие четкой методики освобождения от НДС по геологоразведочным работам, что ведет к проблемам при администрировании.

Как предложение, считаю необходимым обратиться к недропользователям с просьбой о внесении изменений в существующие контракты с четким закреплением индивидуального перечня таких работ и методики применения освобождения. А также, как концептуальное предложение в Налоговый кодекс предлагаю отменить данную льготу по освобождению от НДС.

Подводя итого, хотелось бы отметить, что мы не стремится к пересмотру контрактов в области недропользования, однако существующие проблемы в налоговом администрировании необходимо решать. Считаю, что решение всех проблем в одностороннем порядке невозможно и соответственно в любом случае возникает необходимость внесения изменений и дополнений в контракты. Другой вопрос в объеме таких изменений. Мы являемся сторонниками стабильных деловых взаимоотношений, базирующихся на балансе экономических интересов государства и инвестора, соблюдении конституционного принципа равенства всех перед законом, создании равных условий для всех налогоплательщиков.

-----

Министр Келимбетов: пожалуйста, построй НПЗ за $30 млн. – и не плати корпоративный налог
Астана. 17 марта. КАЗИНФОРМ

Иностранный инвестор будет освобожден от уплаты корпоративного подоходного налога, если построит в республике в течение не более 4-х лет "объект для осуществления деятельности в нефтехимической промышленности" стоимостью не менее пяти миллионов месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (около 30 млн. долларов США). Данная льгота применяется в течение пяти лет с момента ввода в эксплуатацию построенного объекта. Об этом, как передает агентство Казинформ, сказал Министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов, в среду, 17 марта, в Астане на заседании "круглого стола", прошедшего в отеле "Интерконтиненталь" по теме "Налогообложение недропользования в Республике Казахстан".

Как сообщили Казинформу в пресс-службе Министерства экономики и бюджетного планирования, в заседании приняли участие министры энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник, финансов – Ерболат Досаев, руководители институтов развития, "КазМунайГаза", "КазМунайТениза", депутаты Парламента. А также представители компаний "Бритиш газ" (British Gas), "Эрнст энд Янг" (Ernst & Young), "Петро Казахстан" (Petro Kazakhstan) "Испат Кармет" (Ispat Karmet) - всего свыше 30 представителей крупнейших отечественных и зарубежных предприятий промышленного сектора республики.

По словам министра Келимбетова, законодательное поощрение инвестиций в развитие отраслей по углубленной переработке продукции и сырья, добываемых из недр страны, осуществляется также при том условии, когда не менее 90 процентов совокупного годового дохода данного налогоплательщика-инвестора должны составлять доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства, основанного на углубленной переработке продукции из сырья, добываемого из недр Казахстана. Причем по видам деятельности, определяемым Правительством РК. В этой связи глава Минэкономики заметил, что право установления перечня видов деятельности Правительством даст суверенному государству возможность оперативно определять приоритеты развития данной отрасли в соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития РК.

В целом, заметил главный экономист страны, анализ состояния нефте- и газоперерабатывающих мощностей показывает, что извлекаемое углеводородное сырье в значительном объеме без глубокой переработки вывозится из Казахстана на экспорт, природные (частично) и попутные газы (полностью) также не используются, фактически не осуществляется развитие нефтехимической отрасли промышленности. На сегодня, нефтедобывающие компании, работающие на рынке Казахстана, в основном, представлены вертикально-интегрированными структурами, которые имеют в различных регионах мира собственные предприятия, осуществляющие переработку углеводородного сырья с выпуском нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью.

Поэтому, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов в создании перерабатывающих комплексов, недропользователю, победителю конкурса на получение права недропользование на условиях раздела продукции и созданы "особые условия налогообложения при эксплуатации объектов нефтехимической промышленности на условиях внедрения высоких технологий", - сказал К.Келимбетов, комментируя "нефтяные" поправки в Налоговый кодекс.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Казахстанская сода: заманчивый проект в $120 млн. 31.03.2004
Банк "ТуранАлем" перешел на качественно новый уровень своего развития - председатель правления банка 31.03.2004
"Актобеэнерго" продано с молотка 31.03.2004
В Eural Trans Gas произошла смена собственников 31.03.2004
ЛАРИБА банк принял решение о дополнительной эмиссии акций на сумму Т1 млрд. 30.03.2004
Рейтинг, присвоенный будущим облигациям Казкоммерцбанка является самым высоким в СНГ 30.03.2004
Мировой нефтяной рынок ставит на $30 за баррель 30.03.2004
Рост объемов промышленного производства в Казахстане в январе-феврале 2004 года составил 8,9% 26.03.2004
Евро подешевел, на подходе доллар 26.03.2004
Дешевой нефти не будет еще долго 26.03.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz