Гульсум КУНЕЛЕКОВА, "Экспресс-К", 24 марта
Взяв пробы земли в буквальном смысле из-под площади, специалисты из проектно-изыскательского института Казпромтранспроект хотят определить особенности расположения местного грунта, его прочность. И это только малая часть работ, которые им предстоит провести. В обязанности их института входит не только разработка проекта тоннеля и его строительство, но и реконструкция площади Республики. "Сооружение очень сложное", - говорит о тоннеле директор Казпромтранспроекта Виталий ПЕТУХОВ. Еще не подписан соответствующий договор между акиматом и институтом, а к будущим строителям уже обращаются обеспокоенные жители близлежащих к площади домов: "А нас не заставят покинуть свои дома?". Но обо всем по порядку.
- В октябре этого года мы уже планируем закончить работу над проектом тоннеля, а до декабря он должен будет пройти государственную экспертизу в Астане, пройти согласование с АЧС, ГАИ, СЭС, пожарными и другими службами, - рассказывает Виталий Петухов. - Так что времени у нас мало, март практически уже закончился, осталось всего 7 месяцев. А нам для проектирования нужно привлечь около 10 субподрядчиков: на специфические работы пригласим московских партнеров, а в остальном будем обходиться сами. На днях я вернулся из Москвы, где знакомился с российским опытом строительства тоннелей, так вот, у них в проектировании тоннеля участвовало 28 (!) организаций.
- Какие виды транспорта смогут проезжать через тоннель?
- Любые. Планируется, что в тоннеле будет три трассы в одном направлении и три - в обратном. Но нам нужно еще обработать данные о том, сколько машин обычно проезжает в районе площади.
- А за какой срок вы должны построить тоннель?
- Это, а также стоимость и все остальное будет определено в проекте. Ведь на месте будущего тоннеля придется перестраивать массу коммуникаций: водопровод, канализацию, теплотрассу, ЛЭП, телефонные кабели и проч. Все они будут мешать строительству. А после прокладки тоннеля нужно будет наверху начинать реконструкцию площади. Сроки реализации проекта пока не определены, многое зависит от финансовых возможностей. Сооружение это будет довольно дорогое.
- В российской прессе писали, что тоннель Лефортово в Москве строили около года…
- Так там один год был подготовительный, два года они прокладывали тоннель и примерно полгода благоустраивали его. Отдельное время заняло проектирование.
- Передавали, что лефортовский тоннель обошелся российской казне в полмиллиарда долларов. А алматинский, на ваш взгляд, на сколько потянет?
- У нас сумма поменьше будет, и само сооружение не такое большое планируется, как в Москве.
Лефортовский тоннель длиной около двух километров, а наш - около 900 метров вместе с подходами: длина закрытой части тоннеля составит 600-650 метров плюс длина подходов - по 150 метров. Вглубь же мы более чем на 10 метров постараемся не опускаться. Тоннель пройдет под площадью Республики, под ул. Сатпаева, начинаться он будет на подходе к улице Желтоксан (бывшая ул. Мира) и закончится ближе к проспекту Достык (бывшая ул. Ленина).
Понимаете, вся сложность в том, что нет самой идеологии: что же конкретно хотят городские власти? Что они понимают под реконструкцией площади? Можно подлатать трибуны, освежить зелень, заменить асфальт на брусчатку, провести освещение: праздничное и обычное… А еще что? Нам говорят: "Вы подумайте, дайте свои предложения в проекте". Так что когда нет четкой задачи, тяжелее.
- Насколько я поняла, тоннель необходим не столько для разгрузки уличного движения, сколько для освобождения площади от автомашин. Так?
- Да, нормальная площадь должна быть свободной, чтобы люди могли там посидеть на лавочках, погулять, купить мороженое, сфотографироваться и т.д. Ходят же на Красной площади мавзолей посмотреть, ходят же на Дворцовой площади в Петербурге посмотреть на Александрийский столп… Поэтому мы собираемся привлечь к проекту две фирмы архитектурного направления. Почему две? Это и конкуренция, и возможность выбрать лучшее из того, что они нам предложат. Но мы медлим с этим, потому что у нас еще нет договора с акиматом и, соответственно, нет финансов. Пока мы начали считать, сколько машин проезжает по площади, улицам Фурманова и Желтоксан. Не только простые люди, даже полицейские подходили к нашим сотрудникам и спрашивали, что они там делают (улыбается). Просто мы не хотим терять время. Надо собирать материалы.
- Как вы думаете, понадобится ли в связи со строительством тоннеля переселять людей из близлежащих к площади домов?
- Я не очень уверен, хотя в одном месте будет сложно обойтись без сноса домов. Мы еще незнакомы с генпланом этого района, но в прессе я прочитал, что в этом углу, юго-западном, что от гостиницы "Анкара" до Сатпаева по улице Желтоксан, будет строиться бизнес-центр. Если он будет, возникает вопрос: а где расположат стоянку для центра? При строительстве тоннеля мы могли бы часть пространства под землей отдать и под стоянку. Иначе после прокладки тоннеля в том районе будет уже сложно подъехать к ул. Сатпаева. Но пока это только мысли.
- Когда вы снова и снова возвращаетесь мыслями к проекту, какую видите в нем наибольшую сложность?
- Организация эвакуации людей из тоннеля, пожаротушение, дымоудаление, вентиляция. В московском тоннеле предусмотрен воздушный трап, по которому люди могут "выкатиться", выйти из подземелья. У нас с этим сложнее. Нужно подумать, где лучше всего расположить выходы из тоннеля. Есть еще несколько таких проблем. Вообще в Казахстане городской тоннель такой протяженности будет проектироваться впервые. И еще самое важное: до сих пор не разработаны единые технические условия для проектирования тоннелей для автотранспорта в городах. Их не было и в Советском Союзе, нет и сейчас. В Москве для каждого тоннеля разрабатываются свои технические условия. Я хотел бы подписать договор с московскими партнерами, чтобы они разработали для нас такие условия. Их еще нужно будет согласовать с нашими службами. У нас ведь нужно учитывать и сейсмичность региона. Сейчас я веду переписку с руководством научно-исследовательского центра тоннелей и метрополитена в Москве. |