Астана, 7 апреля
Первый вице-премьер Григорий Марченко ответил на депутский запрос депутата Мажилиса Валерьяна Землянова. Пресс-службой представляется текст данного документа:
"Уважаемый Валерьян Янович!
На Ваш депутатский запрос, оглашенный на пленарном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан 4 марта 2004 года, сообщаем следующее.
По вопросу государственного регулирования цен на хлеб и условий деятельности хлебопекарных предприятий - монополистов
В настоящее время экономика Казахстана характеризуется открытостью, соответственно и цены в ней определяются спросом и предложением не только внутреннего, но и внешнего компонентов рынка. Таким образом текущая ситуация на внутреннем рынке во многом явилась отражением возросшего мирового спроса на нефть, нефтепродукты и зерно.
Если в 2002 году цена за 1 тонну пшеницы в республике была в среднем 70,2 доллара США, то на 1 декабря этого 2003 года - 140 дол. США, а к 15 марта 2004 года внутренняя цена увеличилась до уровня 176 дол. СІЛА за 1 тонну.
Также следует учитывать, что зерно является основным сырьем для производства муки, мучных и хлебобулочных изделий. Так, в цене муки до 76% занимают расходы на зерно, в цене хлеба - доля затрат на приобретение пшеницы доходит до 47%.
Что касается введения государственного регулирования цен на хлеб, то в Казахстане производство и реализация хлеба и хлебобулочных изделий осуществляется в условиях конкуренции, соответственно, ценовая политика на рынке хлеба и хлебобулочных изделий должна определяться спросом и предложением. Для исключения злоупотреблений доминирующим (монопольным) положением какого-либо субъекта рыночных отношений государство использует антимонопольные меры. В этих целях Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции осуществляется контроль за соблюдением субъектами рынка антимонопольного законодательства, а также предусмотрен ряд ограничений, запретов и обязательств для субъекта рынка, занимающего доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке.
Порядок ценообразования предусмотрен Правилами введения государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2001 года № 1212, согласно которым субъект рынка обязан уведомитъ Антимонопольное агентство за 30 дней о предстоящем повышении цен и получить для этого соответствующее согласование Антимонопольного агентства (либо отказ - при отсутствии оснований для повышения цен).
Государственное же регулирование цен, подразумевающее установление фиксированных цен на монопольно производимые (поставляемые) товары (работы, услуги) субъектов рынка, включенных в Реестр, вводится только в случае, если данным субъектам самостоятельно были повышены цены (без соответствующего уведомления и согласования с Антимонопольным агентством), а также, если им были допущены в течение года два и более нарушений антимонополъного законодательства, направленных на ограничение конкуренции.
Введение механизма регулирования цен на хлеб, как это было в Казахстане до октября 1994 года, в настоящее время может создать неравные условия между товаропроизводителями разных форм собственности, а также способствовать неэффективному и нерационалъному использованию субсидируемых товаров и скрытому финансированию состоятельных потребителей.
Кроме того источником поддержки малообеспеченных слоев населения является адресная социальная помощь, пересчитываемая ежеквартально с учетом роста цен на продовольственные товары, в том числе и на хлебобулочные изделия.
Также, в целях обеспечения продовольственной безопасности в республике закрытым акционерным обществрм "Продовольственная контрактная корпорация" (далее - Корпорация) зарезервирован стабилизационный запас зерна для реализации на внутреннем рынке в объеме порядка 900 тыс.тонн, из них 800 тыс.тонн из объемов, закупленных за счет коммерческого закупа и 100 тыс.тонн - из государственных ресурсов.
Распределение объемов зерна осуществляется Корпорацией на основании письменных обращений областных (городских) акиматов, содержащих мнйсюмацию о потребности области (города) в продоволъственном зерне и перечень зерноперерабатывающих предприятий, осуществляющих выработку муки для нужд области (города). При этом, продовольственным зерном из указанного запаса в первую очередь будут обеспечиватъся крупные города и незерносеющие регионы республики, посредством реализации продовольственного зерна зерноперерабатывающим предприятиям, расположенным на территории вышеуказанных областей (городов) либо в непосредственной близости от них.
В настоящее время по заявкам акиматов областей Корпорацией уже составлен предварительный баланс распределения регионам 800 тыс. тонн зерна, закупленного за счет привлеченных ресурсов.
Распределение зерна будет осуществляться в 4 этапа:1 этап - февраль/март 2004 года; 2 этап - март/ апрель 2004 года; 3 этап - апрель/май 2004 года;
На 4 этапе в установленном законодательством порядке будет реализовано зерно государственных ресурсов в объеме 100 тыс.тонн, зарезервированное до 1 июля 2004 года.
По вопросу об объемах запасов зерна
Согласно данным мониторинга запасов зерна, проводимого Министерством сельского хозяйства, по состоянию на март 2004 года по республике в наличии имеется 5,4 млн.тонн продовольственного зерна, из которых 3,8 млн.тонн размещены на хлебоприемных предприятиях и мелькомбинатах, 1,6 млн.тонн - у сельскохозяйственных товаропроизводителей, из них в наличии около 543 тыс.тонн, остальная часть выдана населению в виде натуроплаты и за земельные паи.
Наличие продовольственного зерна в настоящее время за вычетом натуроплаты и оплаты за паи составляет 4 359,5 тыс.тонн, из которых на статьи расходов зерна до 1 сентября 2004 года, включая внутреннее потребление предусматривается - 2 095,2 тыс.тонн, переходящий остаток составляет -1 200,0 тыс.тонн, на свободную реализацию остается - 1 064,3 тыс.тонн.
Таким образом, имеющиеся запасы зерна в республике существенно превышают допустимый критический уровень (700 тыс.тонн).
Кроме того, Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан проводится еженедельный мониторинг изменения цен на муку и хлеб в разрезе регионов, а Агентством Республики Казахстан по статистике - еженедельный и ежемесячный мониторинг цен на потребительские товары и услуги.
В целом данный вопрос находится на постоянном контроле Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов".
(Распространено пресс-службой аппарата Мажилиса Парламента) |