NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 08:53 ast
06:53 msk

Рынок на связи
Закон "О связи" свяжет телекоммуникационную сферу с рыночными отношениями
28.04.2004 / экономика

Игорь ВОРОТНОЙ, "Известия-Казахстан", 28 апреля

Новый Закон "О связи", принятый мажилисом парламента РК в прошлую среду, подвел законодательную базу под программу либерализации телекоммуникационной отрасли страны.

По словам председателя Агентства РК по информатизации и связи, у правительства после принятия парламентом нового закона появится реальная возможность "обеспечить свободу конкуренции и прозрачность отношений между государственной властью и субъектами рынка". Помимо этого, с принятием нового закона законодательство в сфере телекоммуникационных услуг будет приведено в соответствие с требованиями рынка и обеспечит защиту прав потребителей.

Именно последнее обстоятельство, похоже, больше всего и приглянулось народным избранникам в новом законе. Во всяком случае, мажилисмен Татьяна Квятковская отметила, что новый закон свидетельствует о том, что наше государство переходит "от стадии развивающихся к стадии развитых". Поскольку последние в отличие от первых дают возможность своим потребителям выбирать себе поставщика тех или иных услуг самостоятельно, а не под лозунгом: "Другой альтернативы нет".

Итак, принципиально новой чертой данного законопроекта стало прописанное право равного доступа всех операторов к сетевым ресурсам, обеспечивающим равные конкурентные возможности. В принципе, государство в данном законе не возражает и против проведения альтернативным оператором и собственных сетей, если они взаимодействуют с уже существующими сетями. Более того, это всячески приветствуется, особенно если речь идет о сельской местности. Где 1184 населенных пункта по сей день не имеют связи с внешним миром - ни телефонной, ни телеграфной. В телефонизированных же сельских населенных пунктах телефонная плотность все равно в два раза ниже, чем в городах. При этом сельская связь является убыточной, точнее, субсидируемой за счет услуг международной и междугородней связи, поскольку "вешать" на селян такой же тариф, как в городе, - значит, лишиться последних абонентов на селе.

С другой стороны, пользователи международной и междугородней связи вполне обоснованно возмущены тем обстоятельством, что за их счет содержатся сельские телефоны. Новый закон предусматривает и постепенное устранение данной "ценовой дискриминации" между категориями пользователей за счет государственных субсидий сельским операторам и постепенного доведения тарифа на селе до уровня рентабельности. В первую очередь за счет увеличения числа абонентов.

Впрочем, высокий тариф на международную и междугороднюю связь, по словам Б. Канешева, обуславливается не только существующим непрозрачным кросс-субсидированием внутри отрасли. Главной причиной высоких тарифов является все-таки отсутствие выбора поставщика услуг у потребителя. Та же самая причина обуславливает и высокую стоимость некоторых других услуг - установки телефона, например, которая сегодня составляет 12 000 тенге. По мнению председателя агентства, все эти беды отрасли в конечном счете имеют один первоисточник - отсутствие конкуренции на всех уровнях связи в стране.

Следующими шагами за принятием закона, заложенными в концепции развития отрасли, таким образом, станут отмена эксклюзивного права "Казахтелекома" на линиях междугородней и международной связи, а также отмена ценовой дискриминации среди категорий пользователей. В городском секторе, по словам Б. Канешева, это приведет к "обеспечению рыночных тарифов". В сельской местности - к обеспечению рентабельности. Основными мероприятиями по либерализации отрасли на первом этапе станут внедрение на рынке международной и междугородней связи наиболее готовых операторов, работающих сейчас в нефтегазовой отрасли и на железной дороге. "В принципе, топология их сети конкурентоспособна с "Казахтелекомом", - отметил председатель Агентства по информатизации и связи. Для простого абонента это означает, что с их приходом появляется возможность выбора поставщика услуг для международной и междугородней связи и для всех косвенных услуг - сотовой, интернета и других технологий. Возможность выбора означает и ценовую конкуренцию между операторами. То есть снижение тарифа на данные виды услуг.

Правда, горожанам придется временно, пока не появится конкуренция и на местном уровне связи, смириться с возможным повышением тарифа на основной телефон. Но, во-первых, по расчетам специалистов агентства, снижение тарифов на услуги международной и междугородней связи должны с лихвой перекрыть потенциальное повышение тарифа на основной телефон. Во-вторых, для компенсации представителям 9 наиболее уязвимых слоев населения в бюджете нынешнего года уже заложены 958 млн тенге, которые будут доводиться до абонентов в виде адресной социальной помощи. А, в-третьих, по словам Б. Канешева, подобное явление переживают все монопольные рынки, становящиеся конкурентными: вначале на них следует "небольшое повышение тарифов, а затем, с развитием конкуренции, их резкое снижение.

Результатом всех этих действий должно стать перераспределение рынка телекоммуникаций, при этом доля дохода альтернативных операторов будет увеличиваться за счет снижения дохода монополиста. Рынок международной и междугородней связи, как уже указывалось, будет поделен в самое ближайшее время на рынке местной связи, "Казахстелеком" сохранит доминирующее положение примерно до 2006 года, когда при полной либерализации соотношение оказываемых услуг между нынешними монополистом и альтернативными операторами, по планам агентства, практически выровняется. Что касается первых компаний, готовых уже сейчас делить рынок с "Казахтелекомом", то, по словам Б. Канешева, они уже сейчас "усиленно готовятся к процессу либерализаии и проводят целевую инвестиционную политику по модернизации линии связи, вводя цифровые каналы". Речь идет о компании "Транстелеком", топология сетей которой соответствует схеме железных дорог республики, и "Казтранскоме", обслуживающем нефтегазовый сектор экономики Казахстана.

По расчетам Б. Канешева, помимо конкурентного рынка республика получит еще и ежегодную экономию бюджетных средств как минимум в 400 млн тенге. Это то, что удастся сэкономить на международных и междугородних переговорах наших госорганов в случае снижения тарифов на соответствующие услуги. Следует учесть также и то обстоятельство, что новые тарифы на междугородней связи сделают более доступными по ценам интернет-услуги. Что немаловажно с точки зрения работы системы "электронного правительства", о необходимости скорейшего запуска и свободного доступа к которому постоянно напоминает глава государства.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Французская компания AREVA/COGEMA и Казатомпром запускают совместный проект по добыче в РК урана с объемом инвестиций $90 млн. 30.04.2004
Цена споткнулась… и упала 30.04.2004
Китай нанес удар по Америке 30.04.2004
АБР прогнозирует ежегодный прирост ВВП в Казахстане в 2004-2005 годах на уровне 9,5% 29.04.2004
На нефтегазовый сектор приходится около 26 процентов доходов государственного бюджета 29.04.2004
Балхашский цинковый завод планирует выйти на проектную мощность к июлю 2004 года 29.04.2004
Государственный накопительный пенсионный фонд прозрачен для вкладчиков 29.04.2004
Цены на нефть: коридор или тоннель? 29.04.2004
Рынок на связи 28.04.2004
Нефтепровод "Одесса-Броды" послужит Казахстану 28.04.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz