Виктория ТРОЯНОВА, "Комсомольская правда в Казахстане", 18 апреля
Союз автодилеров, в который входят крупнейшие официальные поставщики в Казахстан машин таких мировых марок, как "Audi", "BMW", "Subaru", "Ford", "Mercedes", "Nissan", "Skoda", "Toyota", "Daewoo", "Volkswagen" и "Volvo", на днях направил президенту страны Нурсултану Назарбаеву обращение. В нем, в частности, выражена озабоченность по поводу грядущих увеличений таможенных платежей.
- Все официальные, так называемые "белые" дилеры, производят таможенные и другие платежи в государственный бюджет согласно действующему законодательству, - подчеркнул генеральный директор ТОО "MERCUR Auto" Юрий Лим. - В 2002-2003 годах в результате нашей деятельности бюджет страны получил более 252 миллионов долларов США. Кроме того, мы еще и обеспечиваем рабочие места. Более 2000 казахстанцев работают на наших предприятиях. Еще 8 тысяч человек трудятся на сопутствующих производствах.
И вот в правительстве пошли разговоры о том, чтобы увеличить таможенные пошлины на ввозимые в Казахстан иномарки с 10% до 25%. При этом, уверены "белые" автодилеры, пострадает, прежде всего, население республики.
- Увеличение таможенных пошлин приведет к повышению стоимости автомашин, - считает Юрий Лим. - Вследствие этого продажи новых иномарок сократятся на 30%. Бюджет недополучит около 70 миллионов долларов. Реальные потери составят десятки миллионов. И в то же время сокращение продаж новых иномарок приведет к увеличению ввоза подержанных машин.
О так называемом "шроте" - разговор отдельный. Всем известно, что подержанные иномарки, ввозимые в республику, как правило, из Германии, не совсем, мягко говоря, отвечают современным с точки зрения безопасности, технологий и экологии стандартам. Но кроме этого, встречаются среди них и те, что к нам попали криминальным путем. Причем количество угнанных в Германии и переправленных в Казахстан машин неуклонно растет.
- За период с 2001 по 2003 годы, по данным Департамента дорожной полиции МВД, выявлено 237 единиц автотранспорта, находящегося в международном розыске, - говорит Лим. - За первые три месяца нынешнего года таких машин уже семьдесят. А сколько еще не выявлено - не знает никто.
Но, кстати, с увеличением таможенных платежей на новые иномарки возрастут пошлины и на подержанные. В любом случае такой расклад заденет в первую очередь рядовых казахстанцев. Если раньше за определенную сумму можно было приобрести новую, качественную и недорогую машину из Японии, то с увеличением пошлин за эти же деньги можно будет купить авто 5-, 7- или даже 10-летней давности.
Приводя в пример соседние страны, где правительство тоже пыталось поднять таможенные сборы, Юрий Лим назвал Россию:
- Россия в преддверии вступления в ВТО рассмотрела вопрос о снижении пошлин на новые иностранные машины с 35% до 20%. Ведь Евросоюз не приветствует повышения ставок. Впрочем, за два года своего действия заградительные пошлины не привели ни к каким положительным результатам. Качество российских автомобилей не улучшилось, объемы продаж не увеличились. Более того, таможенные барьеры российские автопроизводители использовали для повышения цен на свою продукцию.
Казахстан тоже находится на пороге вступления в ВТО. А потому члены Союза автомобильных дилеров уверены, что повышение пошлин не только нецелесообразно, но и вредно. И вполне может ударить и по госбюджету, и по карманам простых казахстанцев, и по автомобильному рынку республики в целом.
* * *
Кстати
За прошлый год официальными дилерами в Казахстане было продано 5 тысяч машин. В то же время в Эстонии, с населением в полтора миллиона, эта цифра равна 14 тысячам 700 авто. А в 10-миллионной Чехии ежегодно продается 150 тысяч машин. |