Арсен ШАХНАЗАРОВ, "АиФ-Казахстан", 19 мая
17 мая в Алма-Ате в Национальном пресс-клубе Союз автомобильных дилеров Казахстана (САДК) провел пресс-конференцию. Представители САДК высказали озабоченность по поводу того, что в правительстве Казахстана в последнее время неоднократно поднимался вопрос о необходимости повышения ставок таможенных пошлин на ввоз автомобилей иностранного производства. Существует ли на самом деле такая необходимость и какие последствия будет иметь подобный шаг, автодилеры рассказали представителям различных отечественных СМИ.
Проблема ценообразования на автомобили действительно серьезная и для многих казахстанцев актуальная, поэтому ее рассмотрение привлекло внимание представителей почти всех республиканских СМИ.
Открыл пресс-конференцию председатель САДК, генеральный директор ТОО "Mercur Auto" Юрий Лим. Он отметил, что сегодня, благодаря грамотной политике президента и правительства РК, которую полностью поддерживают все члены САДК, автомобильный рынок Казахстана становится все более цивилизованным. Свидетельство тому - появление самого союза, основанного на принципах справедливого и честного бизнеса, открытой и прозрачной налоговой политики, социальной ответственности перед согражданами, заботы о престиже государства и достойного представления Казахстана на международном рынке.
Отстаивая не только свои интересы, но и интересы государства и народа Казахстана, члены САДК решили поделиться с присутствующими представителями СМИ своим мнением по поводу возможного повышения ставок таможенной пошлины на ввоз иномарок. По их мнению, такие меры приведут к резкому повышению цен на казахстанском автомобильном рынке. В результате автомобиль, который для большинства наших сограждан уже перестал являться роскошью, опять для многих станет недосягаемым. Среднему гражданину по карману станет лишь заграничная рухлядь, губящая отечественную экологию, представляющая реальную опасность для всех участников движения.
Генеральный директор ТОО "Alma Motors" Борис Сасин описал сегодняшнюю ситуацию на автомобильном рынке Казахстана, оценив ее как позитивную. Все больше автолюбителей стали обращаться именно к официальным, или "белым", дилерам автопроизводителей, оценив уровень обслуживания и гарантии, предоставляемые ими. Сами же дилеры тоже не стоят на месте. Они уже давно взялись за освоение всех регионов страны, развивая не только сеть своих предприятий, но и инфраструктуру казахстанских городов в целом. Члены САДК инвестировали в экономику Казахстана за последние годы более 30 млн. долларов, создали около 10 тыс. рабочих мест, постоянно участвуют в социальных программах и занимаются благотворительностью.
В случае повышения пошлины объемы продаж новых автомобилей "белыми" дилерами резко сократятся. В результате этого последует и сокращение сумм выплат ими в бюджет, и сокращение предоставляемых ими рабочих мест. А "черный" рынок станет еще более развитым и криминализированным. То есть произойдет реальный провал в немаловажном секторе экономики.
На вопросы о том, какова же цель поднятия пошлин и какими бы мерами правительство могло поддержать развитие автомобильного рынка Казахстана, ответил генеральный директор ТОО "Голубая звезда Казахстана" Кайрат Бейсебаев. На примере России он показал, что повышение пошлин не стало стимулом к развитию собственного автопрома, а лишь дало возможность производителям повысить цены на их продукцию, не увеличив при этом объемы производства и не подняв качество выпускаемой продукции. Именно для стимулирования собственных автопромышленников российское правительство собирается в этом году понизить таможенные пошлины на ввоз иностранных автомобилей, делая конкуренцию на рынке более справедливой и открытой.
В Казахстане же нет пока ни одного серьезного автосборочного предприятия, поэтому и защищать пока некого. Когда же производители появятся, поддерживать их, несомненно, необходимо. Но делать это надо не в ущерб остальным участникам рынка, а цивилизованно, поэтапно, предоставляя всевозможные льготы и преференции. А если и менять ставки пошлин на импорт автомобилей, то делать это дифференцированно. На импорт новых автомобилей ставки стоило бы и снизить, делая их более доступными. А в борьбе за экологию и безопасность дорожного движения на ввоз изношенных, отработавших свой ресурс машин ставки можно и пересмотреть.
О возможных последствиях повышения таможенных тарифов более детально рассказала директор департамента маркетинга компании "Тойота-Жетысу" Светлана Туркина. Она привела данные исследований, согласно которым объем импорта автомобилей на казахстанский рынок в последние годы стабильно увеличивался на 50-70% в год и, по прогнозам аналитиков, за 2004 год должен был достигнуть 160 тыс. машин. При этом отчисления в казну составили бы около 112 млн. долларов. С увеличением же пошлины стоимость автомобилей резко возрастет, а объемы продаж сократятся на 25-30%. В результате казахстанский бюджет получит не более 78 млн. долларов, то есть его реальные потери составят десятки миллионов долларов. Получается, что в итоге пострадает население страны: во-первых, из-за сокращения поступлений в бюджет, во-вторых, из-за повышения стоимости автомобилей. Кроме того, будет нанесен серьезный урон официальным дилерам автопроизводителей, которые не только приносят бюджету страны серьезные средства, но и играют определяющую роль в становлении цивилизованного автомобильного рынка в Казахстане.
Считая свою инициативу обоснованной и необходимой, члены САДК решили направить президенту РК Нурсултану Назарбаеву открытое обращение в надежде на поддержку и понимание. Они уверены, что повышение ставок таможенных платежей на импортные автомобили опрометчиво, ошибочно и даже вредно, поскольку противоречит объективной логике развития рынка. |