Елена МЕНЬШИКОВА, "Известия", 25 мая
На днях в Алма-Ате представители Ассоциации институтов развития Азии и Океании (ADFIAP) бурно обсуждали важную проблему - как обеспечить финансами устойчивое развитие региона. Казахстанские власти продемонстрировали гостям особое уважение - на встречу ADFIAP прибыл глава правительства и руководители ведущих экономических министерств. Судя по всему, они решили совместить приятное с полезным - заодно презентовать иностранным гостям инвестиционные возможности Казахстана.
Впрочем, гости и без того явно были наслышаны о нефтяном потенциале страны. Генеральный секретарь ассоциации Орландо Пен не скрывал своих эмоций по поводу "богатейших ресурсов" страны. По его словам, нефтяные и инфраструктурные проекты больше всего интересуют институты развития, и их представители специально прибыли в Казахстан, чтобы подробнее изучить его экономику, поделиться идеями относительно того, как лучше финансировать развитие.
Однако, по большому счету, Казахстан привлекает сегодня потенциальных инвесторов не только своими ресурсами, но и как страна с динамично развивающейся экономикой, где ежегодно валовый внутренний продукт возрастает в среднем на десять процентов. Такая экономическая экспансия в свое время была характерна для многих развивающихся стран, которые сейчас уже носят статус развитых. Именно тогда и начали возникать институты развития, которые успешно принимали участие в финансировании приоритетных направлений индустрии. В США, например, еще в XVIII веке строительство железных дорог финансировал специальный индустриальный банк, который взял на себя весь риск, связанный с этим проектом. И не просчитался.
Безусловно, прибыль важна для всех финансовых организаций, дающих в долг, подчеркнул Орландо Пен, но это далеко не главное в идеологии банков развития, поскольку они выступают в качестве финансового посредника при реализации приоритетных для государства проектов. В отличие от коммерческих банков, они дают так называемые длинные деньги и не рассчитывают на большую маржу. Банк развития, будь он частный или государственный, зачастую финансирует такие проекты, за которые ни один другой финансовый институт не возьмется, стимулируя таким способом инновационную активность, инициативы с высокой степенью риска, но отвечающие национальным интересам.
Как известно, в Казахстане с реализацией подобных проектов до недавней поры были серьезные проблемы. Крупный бизнес мог рассчитывать в основном на займы международных институтов развития и иностранные инвестиции. Местные банки давали деньги лишь ненадолго и под большие проценты. А собственного капитала на сколько-нибудь значимые проекты не хватало. Поэтому таковые могли реализовать лишь крупные национальные компании, имеющие высокие кредитные рейтинги, да и то не всегда.
С появлением отечественного банка развития возможность получения "длинных" кредитов казахстанскими компаниями значительно возросла, хотя и здесь есть некоторые ограничения. Поскольку получаемый кредит не должен быть меньше пяти миллионов долларов США, это практически "отметает" возможность финансирования мелких, проходящих проектов. Поэтому из большого количества заявок отбираются лишь немногие.
Примером наиболее успешного кредитования из новейшей истории казахстанского банка развития стал проект создания портовой инфраструктуры на побережье Каспийского моря, который занял первое место в ежегодном конкурсе, проводимом ADFIAP. Он был осуществлен на основе трехстороннего сервисного соглашения компаний "КазМунайГаз", "КазМор-ТрансФлот" и "Agip ССО" - оператора северо-каспийского проекта. В результате близ порта Баутино в пустынной местности были сооружены современная подъездная дорога и причал для грузовых судов.
Участники проекта совместной работой остались довольны и уже готовят новые бизнес-планы. По словам президента ЗАО "НМСК "КазМорТрансФлот" Данияра Берлибаева, компания сейчас находится на таком этапе развития, когда для решения стоящих перед ней задач требуется привлечение дополнительного финансирования. Для осуществления тех или иных проектов КМТФ намерен тесно сотрудничать с банками, в том числе и с коммерческими. Однако приоритетным будет взаимодействие с Банком развития, поскольку именно он предлагает длинные и сравнительно дешевые ресурсы. А их потребуется в ходе обустройства Каспийского побережья немало.
Если речь вести о конкретных проектах, то сейчас многие дочерние компании КМГ задействованы в обсуждении условий реализации второго этапа развития базы в Тюб-Караганском заливе, где будет сконцентрирована основная инфраструктура для поддержки операций на шельфе Каспия. По всей видимости, на эти цели тоже будут использованы кредиты Банка развития Казахстана. Впереди - создание собственного танкерного флота, расширение портовых мощностей и т.д.
Само собой, каспийская тематика не осталась без внимания потенциальных инвесторов и представителей иностранных банков развития. Во многих странах эти банки уже выросли из чисто национальных рамок и инвестируют за рубежом. Если то, что они услышали и увидели в Казахстане, привлекло их внимание, то в ближайшем будущем можно будет ждать новых кредитов.
Кстати, по запросу казахстанского правительства Ассоциация институтов развития привезла в Казахстан экспертов, которые должны проработать вопрос о создании в Алма-Ате финансового центра Центральной Азии. Эта идея, насколько известно, давно витала в воздухе и теперь начинает приобретать более реальные очертания. Главная цель так или иначе будет касаться экономического развития республики. |