NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 17.04.2024 01:35 ast
23:35 msk

Денег много не бывает. Или...
Проблема недоосвоения бюджетных средств стала уже сказкой про белого бычка. Если раньше денег не хватало и администраторы успевали их тратить, то сегодня оказалось, что миллиарды... девать некуда. Оцените масштабы: только за первую четверть этого года в министерствах и ведомствах "повисло" почти 47 000 миллионов тенге
31.05.2004 / экономика

Вадим ВАСИЛЬЧЕНКО, "Казахстанская правда", 28 мая

Проблема недоосвоения бюджетных средств стала уже сказкой про белого бычка. Если раньше денег не хватало и администраторы успевали их тратить, то сегодня оказалось, что миллиарды... девать некуда. Оцените масштабы: только за первую четверть этого года в министерствах и ведомствах "повисло" почти 47 000 миллионов тенге. Среди регионов пальму первенства по недоосвоению держат центры - Астана и Алматы... Министр финансов Арман ДУНАЕВ специально для "Казправды" согласился прокомментировать "эффект лишних денег".

Дилемма и вправду занятная: по отдельности на всех денег не хватает, но в целом их скапливается вагон и тележка.

За три месяца с начала года из республиканской казны до "потребителей" дошло только четыре пятых выделенных средств. На все сто никто из 41 администратора не выполнил госпрограмм расходования: 32 министерства и ведомства отчитались лишь за половину выделенных денег. Верхнюю ступеньку на "пьедестале" по праву заняло Агентство по государственным материальным резервам: оно посчитало достаточным уровень освоения чуть более пяти процентов.

Чиновники не скрывают причин появления "лишних денег". Министр финансов Арман Дунаев, выступая на недавнем заседании Правительства, корнем проблемы назвал неверное помесячное распределение плановых расходов администраторами, которые не учитывают своих отраслевых особенностей. Премьер-Министр и глава бюджетной комиссии Даниал Ахметов дал свою оценку ситуации: "Подводя промежуточные итоги в прошлом году, мы разбирали этот же вопрос, и эти же министерства и ведомства были тогда ответчиками... Непринятие мер характеризует всех нас как недобросовестных исполнителей".

Вторая загвоздка - незавершенность конкурсных процедур. Администраторы планируют крупные выплаты на начало года, что идет вразрез со сроками госзакупок. Именно из-за этого, по информации Минфина, за бортом осталось 17 миллиардов тенге. В списке "проштрафившихся" опять фигурирует Агентство госматрезервов - по этой причине ими недоосвоено 4,5 миллиарда, Минтранскомом - около трех, Минсельхозом - два с половиной.

В местных же бюджетах на первое апреля скопилось 49 миллиардов тенге старых и свежих "излишков". Самой экономной, несмотря на темпы развития и строительства, оказалась... Астана. В столице освоено немногим больше половины средств, остаток - 7 600 миллионов тенге.

Почему? Все на поверхности: только за первые три месяца этого года в программы вносилось 221 уточнение. Причем, как замечает Минфин, зачастую без достаточных на то оснований.

Нельзя обойти стороной и третью позицию, из-за которой появляются "лишние деньги". Похоже, некоторые администраторы не сумели отойти от стереотипа: проси больше, чем нужно. В итоге принятие бюджета превращается в подобие соревнований: без расчета, как потом потратить "отвоеванные" деньги. Д. Ахметов на уже упомянутом заседании заметил по этому поводу: "Республиканский бюджет освоен только на 82 процента. А ведь каждый из руководителей министерств и ведомств при защите своего бюджета подчеркивал, что выделенные ресурсы будут освоены... Осваивайте то, что вами предусмотрено". Премьер также дал указание до конца полугодия в срочном порядке исполнить бюджетные программы и разделаться с излишками.

Министр финансов Арман Дунаев не склонен драматизировать ситуацию:

- Замечу сразу: стопроцентного исполнения по расходной части бюджета не бывает в принципе. Хотя бы потому, что некоторым министерствам и ведомствам при проведении конкурсов удается приобретать услуги и товары на более выгодных для государства условиях. Это позитивная экономия средств. Так, Министерство обороны с начала года на проведении госзакупок сэкономило 143 миллиона тенге. Совсем другое дело, когда администратор предполагал одну цену, тогда как она оказалась многим ниже... Это уже вопрос неэффективного планирования.

Подчеркну также, что поступления в бюджет за первые три месяца этого года, несмотря на снижение с 1 января подоходного, корпоративного и социальных налогов, увеличились. Политика налоговой либерализации себя оправдывает. С моей точки зрения, тому служит усиление администрирования. С расходной же частью не все так гладко: проблема недоосвоения повторяется из года в год.

- Как министерство боролось с "лишними деньгами" в прошлом и насколько действенными были предпринятые меры?

- Первой реакцией Правительства на проблему стало проведение с III квартала 2002 года ежемесячного мониторинга освоения бюджетных денег. Позже выяснением причин неиспользования администраторами средств занялась постоянная рабочая группа при министерстве. Она же контролирует оперативность исполнения планов финансирования программ и эффективность траты средств. Результаты регулярно представляются Правительству. Напомню, как в сентябре 2003-го распоряжением Премьер-Министра за крупное бюджетное недоосвоение в дисциплинарном порядке наказаны кураторы - вице-министры МВД, Министерства индустрии и торговли и даже Минфина...

Все эти усилия позволили в целом выправить положение: по итогам прошлого года на счетах министерств и ведомств оставались неиспользованными около 19 миллиардов тенге. Это почти вполовину меньше, чем в 2002-м. Процент освоения же составил 97,6 против 94,1 соответственно - самый высокий результат исполнения за последние десять лет.

- Одной из причин неполного освоения вы назвали "неправильное помесячное распределение плановых расходов".

- Да. Администратор руководствуется двумя планами: финансирования по обязательствам и по платежам. Сводный план финансирования по обязательствам - то, что должно сделать располагающее энной суммой министерство или ведомство. План по платежам - объем средств, в который оно должно уложиться, выполняя взятые обязательства. Если ведомству надо отремонтировать здание, оно заключает контракт с подрядчиком: берет обязательства помесячно выделять на это средства. Зачастую же получается, что сроки финансирования из бюджета не совпадают с планами по обязательствам. Бывают случаи, когда средства из казны выделяются министерству или ведомству позже... Тогда деньги "зависают" на счетах администраторов. Например, Министерство транспорта и коммуникаций намеревалось потратить на строительство дорог в I квартале 4 миллиарда тенге. Реально смогло использовать по взятым обязательствам меньше половины.

Часто администраторы не учитывают и сезонность работ. По идее, основной объем выделяемых Минсельхозом средств должен приходиться на весну. Однако министерство, к примеру, на программу по борьбе с опасными насекомыми "Защита растений" запланировало с января по март 950 миллионов бюджетных средств. Понятно, почему освоить их удалось только на 17 процентов.

- "Взаимоотношения" Минфина и акиматов, не освоивших деньги, впредь изменятся?

- Местные органы значительно "подтянулись" в исполнении: средний процент в 2003 году равен 98. Последние три года Минфин каждый квартал проверяет расходную часть местных бюджетов и берет на контроль "проблемные" программы. В дальнейшем мы помогаем исполнительным органам не сорвать план - вовремя провести платежи и переводные операции.

За первые три месяца на счетах акиматов скопилось 29,4 миллиарда тенге. Это положение не устраивает министерство. Причины неисполнения те же, что и у администраторов республиканского бюджета. И все же мы ожидаем, что финансирование программ местными бюджетами будет завершено оперативно. Об этом частично свидетельствуют итоги четырех месяцев. К примеру, на 1 мая Астана использовала почти 65 процентов выделенных средств: рост по сравнению с I кварталом - шесть процентов.

Улучшение отмечается и по другим регионам... В свою очередь, министерство намерено и впредь в срок выполнять обязательства перед администраторами: сегодня на местах внедряется система электронного казначейства, но задержек с выделением средств нет. К слову, до конца этого месяца на новую систему казначейства перейдет вся республика.

- Какую "профилактику" недоосвоения бюджетных денег предусматривает принятый недавно Бюджетный кодекс?

- Об этом я пока говорить не хотел бы. Потому как сейчас Минфин совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывает правила эффективного использования бюджетных средств.

- Сколько "лишних денег" накопится у администраторов к концу года?

- Сейчас нелегко что-то прогнозировать. Ведь исполнение по I кварталу "традиционно" невысокое... Во-первых, весенне-летний период - это пик нагрузок по освоению бюджетных средств: идет строительство, ремонт, активизируется агропромышленный сектор. А, во-вторых, бюджет 2004 года будет уточнен с увеличением плановых ассигнований: проект закона уже находится на рассмотрении в Парламенте. Его принятие позволит администраторам программ скорректировать также и свои планы финансирования.

- Премьер-Министр на заседании Правительства дал указание администраторам "исправиться" до конца полугодия. Насколько, по-вашему, это выполнимо?

- Мне кажется, министерства и ведомства уложатся в отведенный срок. Кроме вышеперечисленных факторов, на полное освоение бюджета повлияет совершенствование механизма проведения конкурсных процедур. Соответствующие изменения будут внесены в Закон "О государственных закупках". Проект предусматривает определение госреестра субъектов, обязанных осуществлять закупки, а также перечень товаров, работ и услуг, которые не входят в объем госзакупок. Также будет сокращен срок конкурсных процедур и внесен ряд других изменений.

- Поставленные в жесткие рамки сроков исполнители начнут выделять деньги в быстром темпе, что может сказаться на эффективности их использования...

- Произойти этого не может физически: министерство очень четко отслеживает, на какие цели, под какие обязательства и в каких объемах запланированы администратором деньги. Ни больше ни меньше мы не выделим.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
США заинтересованы в росте своих инвестиций в Казахстане 31.05.2004
Денег много не бывает. Или... 31.05.2004
Программа освоения Каспийского нефтегазового шельфа нуждается в поддержке отечественных банкиров 31.05.2004
Тендер на продажу радиочастоты переносится на другой срок 31.05.2004
Европа и США планируют "ответный удар" 31.05.2004
$3 млрд на алюминий и глинозем 28.05.2004
Суд Астаны приостановил конкурс на использование полос частот для предоставления услуг сотовой связи стандарта DCS-1800 28.05.2004
Смена акционеров АО "АЙ-ДАН МУНАЙ" 28.05.2004
Китайцы пустят по миру "большую семерку" 27.05.2004
Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 мая 2004 года N 568 26.05.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz