Татьяна АБРАМЕНКО, "Известия-Казахстан", 2 июня
Правительство обратилось к банкам второго уровня с предложением поучаствовать в реализации стратегии индустриально-инновационного развития и проектах по освоению Каспийского шельфа. Несмотря на то, что в этом процессе "первая скрипка" отдана недавно созданным институтам развития, уже очевидно, что в одиночку они с огромным объемом работ не справятся. Однако ясно и то, что коммерческим банкам пока тоже нет никакого резона менять свою кредитную политику и переориентировать ее на долгосрочные инвестиции. Они хоть и имеют излишек ликвидности, но безоглядно рисковать ради ее размещения в не совсем надежные в смысле возвратности проекты, даже стратегические, похоже, пока не готовы.
Выжидательная позиция, которую занимают в этой ситуации банкиры, не могла остаться незамеченной в ходе прошедшего на днях в Алма-Ате круглого стола. Руководители ведущих экономических министерств, проводя своеобразную презентацию инвестиционных возможностей, надеялись вовлечь банки второго уровня в активный диалог, однако он не состоялся. Финансисты остались верны привычке не делать никаких выводов и заявлений, пока конкретные расчеты не докажут явные выгоды участия банковского капитала в тех или иных начинаниях. В принципе, их тоже можно понять - в последние годы ситуация в банковском секторе меняется. И не все так радужно, как кажется на первый взгляд.
То есть в смысле состоятельности и уровня развития банковской системы все прекрасно. За последние три года активы банков второго уровня увеличились более чем в три раза, почти в четыре раза возрос их ссудный портфель. С точки зрения Агентства финансового надзора, этот по сути позитивный процесс имеет тем не менее две стороны. Издержкой активного финансирования банками реального сектора экономики является рост кредитных рисков. И вот в чем причина. Наиболее кредитоспособные заемщики уже давно обслуживаются в тех или иных банках, и, расширяя масштабы кредитования, банкиры вынуждены обращаться к менее кредитоспособным клиентам. Понятно, что это увеличивает риск невозврата денег или нарушения сроков их уплаты банку. Не случайно доля стандартных кредитов в совокупном банковском портфеле в последнее время неуклонно снижалась и сейчас занимает примерно шестьдесят процентов, тогда как недавно она составляла 71 процент. На долю сомнительных кредитов приходится сегодня примерно треть портфеля.
Когда речь идет о нефтяных проектах, тем более на море, то надо иметь в виду, что они, несмотря на внешнюю привлекательность, как ни парадоксально, чреваты большими рисками. И это никто не скрывает. Особенно велика вероятность потратить деньги впустую на стадии разведки запасов, тогда как затраты на эти работы очень велики. Месторождение где по предварительным данным, залегает нефть, на самом деле может оказаться наполненным газом, сырьем значительно более дешевым, или вообще непонятно чем. "Сейчас нам просто везет, считает первый вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Бакыткожа Измухамбетов. - Везде есть положительный результат…".
Понимая это, коммерческие банки вряд ли станут вкладывать средства в геологоразведку. Эта прерогатива должна оставаться прямым инвесторам и институтам развития, которые работают под эгидой государства. Так или иначе, а у них есть на то больше оснований. Скажем, казахстанский банк развития напрямую сотрудничает с международными институтами развития и имеет возможность получать у них займы под небольшие проценты, на такие же займы и на международный рынок капитала может рассчитывать национальная компания "КазМунайГаз", которая уже имеет опыт размещения еврооблигаций.
Между тем пока ответить на вопросы о том, во сколько могут обойтись затраты по тем или иным конкретным проектам, никто не в состоянии. Более детальные выкладки, видимо, появятся лишь накануне тендеров. Но, надо полагать, деньги потребуются большие. Только на первую разведку средней шельфовой структуры нужно не меньше тридцати-сорока миллионов долларов, сообщил вице-министр, столько же потребуется на оценку запасов, если нефть будет обнаружена. Поэтому, даже по минимальным прикидкам, придется рассчитывать на 70-80 миллионов долларов, а то и больше. Затраты часто увеличиваются из-за непредвиденных обстоятельств, которыми чревата работа на морском шельфе. Скажем, могут возникнуть осложнения из-за ледового покрова зимой, может потребоваться строительство искусственных островов. Иногда необходимым становится проведение трехмерной системы геофизической разведки, которая втрое дороже, чем обычная двухмерная.
Причем банкирам придется иметь в виду, что освоение новых месторождений - дело не только дорогостоящее, но и весьма долгое. Срок разведочных работ в среднем составляет шесть лет, но по закону его дважды можно продлять на два года. Так что до начала промышленной разработки месторождения может пройти 12-14 лет, а следовательно, и отдачи придется ждать столько же.
Лучший вариант для казахстанских банков второго уровня, по мнению Бакыткожи Измухамбетова, - начинать переговоры об участии в проектах уже после коммерческого обнаружения запасов, когда начинается обустройство месторождения. Срок возврата в таком случае сокращается до двух-трех лет. Кроме того, банки могут финансировать проекты по сервисному обслуживанию, которые предусмотрены программой по строительству береговой инфраструктуры и морских объектов на Каспии. Довольно выгодно вкладывать деньги в строительство нефтеналивных судов, расширение портовых мощностей и т.п. Это сулит отдачу в любом случае, даже если какое-то из разведываемых месторождений окажется пустым. Тем более что бизнес по развитию инфраструктуры только начинается, и кредитные ресурсы сполна могут быть востребованы.
Партнером в этих проектах является национальная компания "КазМунайГаз", которую никак не назовешь некредитоспособным заемщиком. По словам исполнительного директора по финансам и экономике КМГ Асета Шатекова, сейчас готовится индикативный план на несколько лет вперед. По предварительным расчетам, в недалеком будущем, учитывая мероприятия по разработке запасов казахстанской части Каспийского моря, заемных средств потребуется как минимум около тридцати миллиардов долларов. Безусловно, многие проекты будут реализовываться с помощью Банка развития и международного капитала, однако не окажутся лишними и средства отечественных коммерческих банков.
Тем временем, когда речь идет о финансировании крупных и дорогостоящих проектов, как считает представитель Агентства финнадзора Е. Еденбаев, перспектива заключается в кооперации между банками, создании так называемых кредитных пулов. В качестве самостоятельных игроков на этом рынке, как показывает международная практика, коммерческие банки обычно не выступают. Большие и причем длинные деньги выдаются, как правило, банковскими синдикатами и то нечасто.
Судя по всему, Агентство по финансовому надзору и Национальный банк пока не особо приветствуют такие кредиты, поскольку они могут значительно подпортить позитивные показатели деятельности казахстанского банковского сектора в части соотношения стандартных и сомнительных кредитов. Если уж идти на долгосрочное заимствование, то, как полагают банкиры, нужно ослабить требования, которыми руководствуются регулирующие органы при классификации таких кредитов. Кроме того, не мешало бы, по их словам, подумать и об изменении налоговой политики по отношению к тем, кто готов давать взаймы на проекты стратегической важности.
Словом, единого мнения по вопросу о том, стоит ли банкам второго уровня переходить от "коротких" займов к "длинным", пока нет. Однако к диалогу они готовы. Так или иначе, а количество денег в банковской системе растет с каждым годом, и надо думать о новых вариантах их размещения. Как бы ни сомневались банкиры, а задуматься над предложением правительства им, скорее всего, придется всерьез. И причем довольно скоро. Думается, у банкиров не будет иного выхода. |