Канат Шаймерденов, Казинформ, 3 июля
Кураторы Национального фонда РК - Министерство финансов и Национальный банк - представили 2 июня Главе государства отчет за 2003 год. Как сообщал Казинформ, активы НФ на начало текущего года достигли 3,7 млрд. долларов, в том числе стабилизационный портфель имеет 1,1 млрд. долларов, сберегательный - 2,6 млрд. долларов.
По словам министра финансов Армана Дунаева, прошлый год был отмечен самым значительным объемом поступления средств в активы Нацфонда. Если сравнить динамику этих поступлений, то в 2001 году в НФ было вложено 1,2 млрд. долларов, в 2002 году - 700 млн. долларов, и в 2003 году - 1,7 млрд. (или 47,5 процента) от общего объема рыночной стоимости активов Фонда.
Основная доля поступлений в прошлом году была сформирована за счет сверхплановых "отчислений" организаций сырьевого сектора. Это - сверхплановый корпоративный налог определенных Правительством компаний "CNPC-Актобемунайгаз", "Казахойл-Эмба", "ТШО", "Карачаганак Петролеум", "Мангистаумунайгаз", "Узеньмунайгаз", "Каражанбасмунай", "БП Казахстан Лимитед". Также "Мангистаумунайгаз", "Узеньмунайгаз" и "Каражанбасмунай" отчисляют в фонд и сверхплановый роялти. То есть государство прогнозировало, что эти предприятия должны будут обеспечить доходную часть республиканского бюджета на 125 млрд. тенге, тогда как фактически через налоги они дали 248,5 млрд. тенге. Все превышение (и это не считая доходов государства от приватизации) автоматически ушло в активы Нацфонда. Тот бюджет ориентировался на налоги добывающих компаний с цены 19 долларов за баррель. Реально же нефть в прошлом году продавали в среднем за 28,9 доллара.
Хорошим подспорьем стали также вырученные государством деньги от приватизации. Были проданы госпакеты акций ОАО CNPC-Актобемунайгаз и ОАО "Казахмыс". По словам А.Дунаева, Нацфонд в результате этих операций с капиталом получил 56,7 млрд. тенге, что составило 24,7 процента поступлений 2003 года. Нелишне вспомнить, что высокими показателями поступления в 2001 году НФ обязан продаже 5 процентов государственных акций в ТШО за 660 млн. долларов.
Содержание встречи Президента страны с управляющими НФ в целом можно охарактеризовать как определение дальнейших перспектив (в том числе количественных) развития фонда. Как сказал министр финансов, выступая на пресс-конференции, Глава государства поставил ряд задач, связанных с эффективностью управления активами. Кроме того, Правительство и Национальный банк должны будут до 1 сентября разработать концепцию Национального фонда, в котором должны быть отражены условия управления, структура активов и дан анализ оптимальной доли сберегательного и стабилизационного портфеля. И вообще был поставлен вопрос об оптимальных объемах в целом активов Нацфонда.
Сразу следует сказать, что речь не идет о каких-то предельных цифрах – видимо, концепция по идее должна иметь в виду некоторые сравнительные данные. Председатель Национального банка Анвар Сайденов, к примеру, ясно дал понять, что ограничивать НФ показателями и конкретными количественными характеристиками не следует. Гипотетически если бы такие рамки существовали сегодня, то они были бы разрушены, поскольку нынешняя роль Нацфонда - это еще и способ стерилизации большого количества нефтедолларов. Чтобы удержать чрезмерное укрепление тенге, Нацбанк в прошлом году приобрел 2,2 млрд. долларов, что, с одной стороны, привело к увеличению золотовалютных резервов страны, с другой, вынудило увеличить внутреннее заимствование в тенговом эквиваленте.
В течение пяти месяцев нынешнего года картина остается прежней - НБ уже купили более 1 млрд. долларов. "Чтобы стерилизовать тенговую ликвидность, которую мы выпускаем на рынок, приходится выпускать краткосрочные ноты, связывать денежную ликвидность, чтобы она не оказывала инфляционного давления внутри страны", сказал А.Сайденов. Это, соответственно, приводит к значительным расходам Нацбанка. Так, в прошлом году расходы на стерилизацию посредством выпуска нот составили около 10 млрд. тенге. Поэтому, говорит председатель НБ, Национальный фонд играет большую роль в том, что часть доходов государства хранит у себя и во многом облегчает задачу Нацбанка по стабилизации внутренних цен в экономике и курса валюты.
Тем не менее, А.Дунаев попытался определить более-менее оптимальный показатель активов стабилизационного портфеля, однако, дав понять, что это - весьма и весьма относительные расчеты. Так вот, если брать чисто стабилизационную миссию НФ, то по мнению министра финансов, следует исходить из среднегодовых расходов государственного бюджета за последние 3-4 года и прибавить к ним правительственный долг. Если госбюджет в среднем равен порядка 7,4 млрд. долларов, а правительственный внешний долг составляет 4 млрд. долларов, плюс внутренний и гарантированный правительством долг - 500 млн. долларов, то получится почти 12 млрд. долларов. Это только стабилизационные деньги Фонда.
При этом надо учитывать, что процесс восстановления после кризиса может затянуться, что показывают примеры стран Латинской Америки, Японии и других. Тем более, что Казахстан в любом случае будет зависеть от цен на нефть, поскольку стремится стать одним из крупнейших ее поставщиков. В ближайшем будущем, говорит А.Дунаев, основными нашими торговыми партнерами будут Россия и Китай - потребители энергоносителей. Импорт Китая углеводородов в прошлом году вырос на 13 процентов, и Казахстан намерен в этом году начать строительство нефтепровода. "А если что-то случится в Китае, то последствия для нас будут тяжелыми", предупредил министр финансов.
Если допустить вариант, что цена на нефть упадет до 10 долларов за баррель, то, по оценке главы Нацбанка, всех средств фонда на поддержание бюджета хватит только на 2-2,5 года, "если у Правительства не будет других источников покрытия бюджетного дефицита". В лучшем случае поддержка бюджету продлится еще на год. "То есть фактически нынешний объем при крайне пессимистическом сценарии хватит только на выполнение стабилизационной функции, не говоря уже про сберегательную функцию, в этом случае приходится о ней забыть", заключил А.Сайденов. По крайней мере, добавил он, необходимо, чтобы для выполнения своей стабилизационной функции, НФ имел средств в этой части, как минимум, 20 процентов к ВВП, порядка 6-6,5 млрд. долларов. Сейчас же удельный вес казахстанского Национального фонда к ВВП со "своими" 3,7 млрд. долларов составляет 12 процентов. В то же время активы норвежского фонда по итогам прошлого года составили порядка 125 млрд. долларов или 87,5 процента к ВВП, а средства кувейтского фонда в 2001 году превысили ВВП чуть ли не в два раза.
Иными словами, устанавливать потолок Нацфонду нет резона. Другое дело, отмечает А.Дунаев, что Правительству и Нацбанку нужно будет обсудить соотношение двух портфелей Национального фонда. |