Алексей Виноградов, РБК, 29 июня
Чрезмерно быстрый рост экономики Китая замедлится во второй половине года благодаря правительственным мерам. "Шаги, предпринимаемые с конца прошлого и особенно с марта нынешнего года, уже приносят плоды и позволят избежать предсказанного перегрева и жесткого торможения "китайского локомотива". "Мы добьемся мягкого эффекта", – сообщает пресс-бюллетень Государственного статистического управления (ГСУ) КНР.
Начиная с весны китайские власти демонстрируют серьезную озабоченность возможным перегревом экономики. Только производство алюминия в стране выросло в первом квартале почти на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, почти такие же темпы в автомобильной промышленности, производстве полупроводников и т.д. Рост капиталовложений в перерабатывающую промышленность за первые три месяца составил 75,8%. Власти опасались, что в результате может возникнуть напряженность со снабжением основными видами сырья и энергоносителями, резко усилится инфляция и возникнет перепроизводство в тяжелой промышленности.
Об "опасно большом" притоке капиталов в Китай и, соответственно, чересчур резком подъеме местной экономики говорят уже достаточно давно, и не только в самом Китае. На днях Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад, согласно которому КНР вышла на фактическое (если считать номинальным показатель Люксембурга) первое место в мире по количеству привлеченных прямых иностранных инвестиций (53 млрд долл. в 2003 г. против 40 млрд у США и всего 1 млрд у России). Приток продолжается бешеными темпами. Только в течение июня сразу три мировых автогиганта (Ford, DaimlerChrysler и Renault) объявили о долгосрочных программах развития производств в Поднебесной общим объемом почти в 5 млрд долл. Это не считая также весьма приличных внутренних инвестиций.
Вчера Банк международных расчетов (БМР, BIS) опубликовал свой анализ положения дел в экономике, согласно которому над Китаем, как "одним из двух полюсов мирового развития", по-прежнему довлеет угроза перегрева в результате "чрезвычайного притока капиталов", которые не могут быть до конца восприняты "все еще недостаточно эффективными рыночными механизмами". БМР рекомендует правительству Китая довести эти механизмы "до ума" и окончательно сломать барьеры административного контроля над экономикой. Фактически ту же рекомендацию одновременно выдала Еврокомиссия, в очередной раз отказавшаяся признать Китай страной с рыночной экономикой, так как, дескать, в стране слишком велико государственное вмешательство в дела компаний, непрозрачна финансовая отчетность, не соответствует нормам ВТО (куда уже давно, кстати, вступил Китай) банковский сектор и т.д.
У китайцев свой взгляд на происходящее. Вступая в ВТО, они оговорили достаточно длительный "переходный период" (в некоторых отраслях до 2010 г.), в течение которого могут позволить себе использовать вполне нерыночные рычаги управления своим народным хозяйством, включая финансовую сферу. Поэтому претензии по части излишнего государственного вмешательства они отметают, успокаивая зарубежных партнеров проводимыми реформами в банковской сфере и предоставлением иностранцам права занимать руководящие посты в крупных компаниях. К тому же все претензии, что со стороны Еврокомиссии, что со стороны администрации Джорджа Буша (который критиковал КНР за спровоцированную "искусственным" курсом юаня торговую экспансию), вызваны завистью и опасениями, что отток капиталов из Европы и США в Поднебесную спровоцирует проблемы в экономиках стран "золотого миллиарда".
Китайское правительство больше заботит очевидная диспропорция капиталовложений. При указанном колоссальном росте в обрабатывающую индустрию и очень приличном приливе инвестиций в сферу услуг (37,7% в первом квартале) рост вложений в сельское хозяйство составил за тот же период всего 0,4%. Между тем в последней сфере до сих пор номинально занята половина населения, при огромной фактической безработице. Именно эта сфера требует колоссальных инвестиций прежде всего в развитие инфраструктуры (ирригацию, строительство дорог и т.д.), без которой аграрный сектор будет топтаться на месте, что чревато дальнейшим опасным разрывом между городом и деревней и социально-политическими проблемами. Однако заставить иностранный капитал "обратиться лицом к деревне" (к деревне, подчеркнем, достаточно бедной по сравнению с вполне зажиточными крупными городами) пока не удается. Остается "охлаждать" бурный рост промышленности, в том числе за счет ограничений на приток иностранного капитала. Определенный эффект от принятых мер уже наблюдается и заметен в соседних странах. По крайней мере, Минэкономики Японии заявило, что сокращение промпроизводства в этой стране в мае (до 0,5% по сравнению с 3,5% в апреле) вызвано не в последнюю очередь снижением спроса на японскую продукцию в КНР. Аналитики нефтяного рынка также отмечают, что июньское падение цен на "черное золото" связано не только с шагами ОПЕК, но и с сокращением роста потребления "черного золота" в Китае (или ожиданиями такого сокращения). Примечательно, что, пока китайцы решают проблемы чрезмерного притока инвестиций, российское правительство созывает круглые столы на тему, как бы эти инвестиции в РФ привлечь. Пока, правда, для роста хватает и внутренних резервов, но вопрос в том, что же будет, когда снизятся цены на нефть. Снизятся в том числе за счет китайской "ограничительной" политики. |