NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 09:56 ast
07:56 msk

Почему не находится нефть для одного из нефтепроводов Европы?
Украина видит в нефтепроводе Одесса-Броды главный маршрут поставки энергоносителей в Европу
01.07.2004 / экономика

Андреа Михайлеску, "The Washington Times", 30 июня

Почему один крупный нефтепровод в Европе все еще пуст по прошествии почти 3 лет с момента его постройки?

Украинцы построили нефтепровод Одесса-Броды без международных инвесторов или обязательств нефтедобывающих компаний использовать этот нефтепровод. После того как этот маршрут был сдан в эксплуатацию, началась борьба за направление потока нефти: нужно ли качать по нефтепроводу экспортируемую нефть Каспийского бассейна с востока на запад, или же Россия станет использовать нефтепровод для транспортировки с запада на восток сибирской нефти, чтобы затем переправлять ее на мировые рынки танкерами из порта Одесса.

До сего времени этот спор не разрешен.

Украина в декабре 2001 года объявила, что завершила первый этап строительства нефтяного терминала "Пивденный" под Одессой и подвела к нему нефтепровод Одесса-Броды протяженностью 418 миль (1 сухопутная миля = 1,609 км) с диаметром трубы 39 дюймов (1 дюйм = 25,4 мм). Строительство нефтепровода, который проходит от Черного моря к городу Броды на границе с Польшей, обошлось в 500 млн. долл. США. Страдающий от нехватки энергоносителей Киев рассчитывал на долю прибыльных транзитных тарифов от расширения добычи каспийской нефти. К концу сентября соседняя Польша вложила 70 млн. долл. США, что составило 1,58% иностранных инвестиций на Украине в тот период.

Эта политика, как казалось, вполне согласовывалась с возрастающим интересом Вашингтона к энергетическим ресурсам данного региона. После террористических нападений на Америку 11 сентября 2001 года Соединенные Штаты попытались поменять энергетическую политику, ослабив свою зависимость от Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) посредством укрепления связей с Казахстаном, Азербайджаном и Туркменистаном. Украина увидела в этом возможность для себя: танкеры станут забирать нефть в грузинском порту Супса и в российском порту Новороссийск и доставлять ее через море в Одессу, чтобы дальше транспортировать по нефтепроводу Одесса-Броды в Восточную и Западную Европу. Однако один недостаток этого плана стал очевидным сразу же: поскольку у Украины нет танкерного флота, придется фрахтовать иностранные суда.

Первоначальная пропускная способность нефтепровода в 2001 году равнялась 9-14,5 млн. т нефти в год. Нарастающие опасения в связи с отсутствием пользователей вынудили Украину обратиться за помощью к соседям. В июле 2002 года правительство Украины пригласило другие страны к участию в международном консорциуме, который позволит продлить нефтепровод Одесса-Броды до польского порта Гданьск на Балтике, открыв тем самым возможность использования нефтепровода для снабжения нефтью Скандинавских стран. Украинский премьер-министр Анатолий Кинах пригласил также Грузию присоединиться к международному консорциуму, который будет участвовать во втором этапе строительства нефтепровода Одесса-Броды-Гданьск и увеличении его пропускной способности до 40-45 млн. т в год путем продления маршрута сначала до польского города Плоцк, а позднее - до Гданьска, однако этот проект был отложен: Украина и Польша даже не определились с датой начала строительства дополнительного участка нефтепровода. Несмотря на тот факт, что по нефтепроводу не перекачивается нефть, украинцы, тем не менее, все еще хотят увеличить его пропускную способность.

Кинах в то время отмечал, что Украина не пытается конкурировать с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан, полагая, что нужны другие маршруты для транспортировки энергоносителей в Европу. В то время как поток в нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан будет направлен на юго-запад, в сторону Средиземного моря, Украина видит в нефтепроводе Одесса-Броды главный маршрут поставки энергоносителей в Европу.

Два года назад Польша, как поначалу казалось, выступала за этот проект; польский премьер-министр Лежек Миллер (Leszek Miller) заметил, что этот нефтепровод задуман, чтобы повысить энергетическую безопасность Европы и разнообразить источники снабжения путем подключения Каспийского бассейна. Кинах усматривал в лице Польши крупного плановика для этого проекта, заявляя: "Нам следует как можно скорее закончить работу над технико-экономическим обоснованием проекта и создать энергетический консорциум. Мы рассматриваем Польшу как один из основных элементов этой системы". Вскоре после этого польский президент Александр Квасневский (Aleksandr Kwasniewski) сказал, что "нефтепровод, построенный с участием Польши, является важным для включения Украины в европейские структуры".

Кинах в дальнейшем начал выражать некоторую озабоченность в отношении нежелания Польши приступить к осуществлению проекта, заявляя: "Согласно сведениям из разных источников, польско-украинский торговый оборот в 2002 году достиг 1,5-2 млрд. долл. США. Мы не удовлетворены нынешним уровнем экономического сотрудничества между нашими странами, потому что его потенциал гораздо выше". Кинах также попытался привлечь на Украину польские инвестиции, предложил выдавать украинцам бесплатно польские визы в обмен на гарантии, что полякам, едущим на Украину, не придется платить визовую пошлину.

Несмотря на все усилия Украины, Польша остается нейтральной. Если Польша, партнер по транзиту, относится к проекту прохладно, то такое же отношение демонстрируют и нефтедобывающие страны. "Казахская сторона на данный момент выражает готовность участвовать в строительстве нефтепровода в качестве наблюдателя", - сказал в сентябре 2002 года министр экономики и бюджетного планирования Казахстана Кайрат Келимбетов, отвечая на вопрос, будет ли Казахстан участвовать в проекте строительства нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. Келимбетов добавил: "Мы также потребовали определенных коммерческих и правовых условий для транзита и перевозки судами казахской нефти в порт Гданьск, и правительство изучит вопрос поставок казахской нефти на польские нефтеперегонные заводы".

Недовольные тем, что нефтепровод по-прежнему не загружен, ряд депутатов украинской Верховной Рады в скором времени подготовили законопроекты, предусматривавшие отказ правительства от права владения нефтепроводом Одесса-Броды и его приватизацию. Эти законопроекты не нашли поддержки. Заместитель главы Комитета Верховной Рады по промышленной политике Владимир Демехин выступил против данного законопроекта, доказывая, что правительству следует вместо этого попытаться привлечь инвесторов и изучить возможности для выдачи концессии консорциуму. Нефтепровод Одесса-Броды в начале 2003 года позволил компании "Тюменьнефть" (сегодня это совместное предприятие ТНК-BP) использовать 33-мильный отрезок для экспорта через Одессу более 80 тыс. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,96 л) нефти ежедневно. Украина так отчаянно стремилась ввести этот нефтепровод в эксплуатацию, что даже была согласна рассмотреть такую паллиативную меру, как использование нефтепровода Одесса-Броды в качестве нефтехранилища.

Сейчас в это дело вмешались другие украинские структуры, чтобы обеспечить поставки нефти для себя. Украинская государственная трубопроводная компания "Укртранснафта" пригласила узбекские, казахские, азербайджанские и 10 российских государственных компаний помочь заполнить нефтью нефтепровод Одесса-Броды, чтобы к концу октября 2003 года довести его суточную пропускную способность до 380-420 тыс. т нефти для транспортировки ее на нефтеперегонные заводы Польши. Украина попросила Азербайджан принять участие в проекте и "поставлять столько нефти, сколько он может предложить", сказал первый заместитель премьер-министра Украины Олег Дубина. Азербайджан ежегодно добывает свыше 15 млн. т нефти, что примерно соответствует пропускной способности нефтепровода Одесса-Броды. Российский нефтедобытчик ТНК-BP, тем не менее, продолжал добиваться изменения потока в нефтепроводе Одесса-Броды на противоположный, тогда как Россия оказывала давление на потенциальных поставщиков нефти в нефтепровод Одесса-Броды.

Компания "ChevronTexaco" - оператор гигантского Тенгизского нефтяного месторождения и один из крупнейших инвесторов в Казахстан - в октябре 2003 года хотела подписать с компанией "Укртранснафта" соглашение по поводу нефтепровода Одесса-Броды, намереваясь использовать его для транспортировки 9 млн. т казахской нефти ежегодно. Она также хотела хранить свою нефть в нефтяном терминале "Пивденный" в течение 6 месяцев. Ввиду неуверенности Украины в отношении этого проекта и стремления российских лоббистов сорвать его осуществление этот план так никогда и не материализовался. "Укртранснафту" волновало также то, что предложение "ChevronTexaco" станет приносить ей всего 1,35 млн. долл. США в месяц, а фактически будет обходиться государству в 1,5 млн. долл. США в месяц, поскольку нефтяной терминал "Пивденный" не сможет отправить нефть, заскладированную для нужд "ChevronTexaco". Поскольку никто другой из нефтедобывающих стран Каспийского бассейна не проявил интереса к нефтепроводу Одесса-Броды, он остается без использования.

Правительство Азербайджана, кажется, также закрыло дверь перед планом использования нефтепровода Одесса-Броды; азербайджанский президент "Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики" (SOCAR) Натиг Алиев в середине мая текущего года сказал: "Азербайджан не будет участвовать в этом проекте, и мы не планируем присоединиться к проекту в будущем. Украина предлагает нам инвестировать деньги в проект нефтепровода Одесса-Броды, но мы финансируем строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. В данном случае участие SOCAR в проекте перекачки азербайджанской нефти через нефтепровод Одесса-Броды не является для нас актуальным вопросом".

На решение Азербайджана не инвестировать в проект Одесса-Броды повлияло также российское давление. Россия пока что не желает осуществления планов продления маршрута нефтепровода Одесса-Броды, рассматривая их как угрозу российской монополии на транспортировку азербайджанской нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск (которая приносит ей большую прибыль благодаря транзитным пошлинам), но вместо этого хотела бы поставлять через Одесский порт и Черное море на мировые рынки сибирскую нефть.

Поскольку теперь вариант с Азербайджаном отпал, Украина снова проявила интерес к плану России на краткосрочную перспективу, потому что Украина могла бы получать доход от транзита российской нефти, пока строится удлиняющий отрезок нефтепровода к польской границе, однако этот план также не осуществился. Сторонники продления нефтепровода доказывали, что даже краткосрочное изменение потока в нефтепроводе на обратный может поставить под угрозу потенциальные инвестиции, потому что международные инвесторы могут счесть, что этот нефтепровод находится под слишком сильным контролем России. Вашингтон поддержал планы Киева в отношении перекачки нефти в западном направлении, но не пожелал оказать им финансовую поддержку.

Соединенные Штаты опасаются, что изменение потока для перекачки нефти в восточном направлении может усилить зависимость Украины от Москвы и в силу большей интенсивности судоходства в Черноморских проливах повысить вероятность крупного разлива нефти.

Отсутствие прогресса явно раздражает украинского президента Леонида Кучму; в прошлом месяце он попенял своему кабинету министров, Европейскому союзу (ЕС) и польскому правительству за то, что те не оказывают финансовой поддержки проекту нефтепровода Одесса-Броды. Кучму злит также то, что его собственное правительство не поддерживает изменения потока в нефтепроводе на обратный, чтобы экспортировать российскую нефть в восточном направлении. Кучма выразил озабоченность, что нефтедобывающие страны Каспийского бассейна могут не заполнить нефтью этот нефтепровод, и что их запасы нефти недостаточны для нефтепровода Одесса-Броды, заявляя о своем желании максимально использовать пропускную способность нефтепровода. Кучма негодовал: "Если мы будем и дальше слишком привередливыми, Украину обойдут, и никому не будут нужны эти трубы".

Александр Тодийчук, которого президент в мае 2004 года уволил с должности Специального уполномоченного Украины по вопросам Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, разделяет озабоченность своего бывшего босса. "С 2002 года и до настоящего времени, несмотря на многочисленные постановления кабинета министров и Министерства топлива и энергетики Украины, полное коммерческое использование главной нитки нефтепровода Одесса-Броды так и не началось. Другие компоненты нашей системы транспортировки нефти использовались всего на 52% их мощностей. Всего 2,1 млн. т нефти доставлено к Южному терминалу (Одесса), который потенциально способен пропускать почти 9 млн. т. ежегодно. В результате украинский бюджет теряет сотни миллионов долларов каждый год", - сказал Тодийчук.

Кучма попытался повлиять на поляков, но это ни к чему не привело. Двадцать восьмого мая с.г. заместитель министра финансов Польши Тадеуш Сороко (Tadeusz Soroko) дипломатично заметил, что "если украинцы не изменят своего подхода к этому делу, тогда мы едва ли завершим проект. Полгода назад я оценивал вероятность успешного осуществления проекта на уровне 80%; сегодня мой оптимизм упал до 50%. С самого начала казалось, что украинская сторона не вполне убеждена в необходимости проекта. В ходе переговоров было видно, что часть украинского правительства этот проект поддерживает, в то время как другая часть не совсем заинтересована в нем. Сегодня представляется, что украинская сторона отказывается от проекта, а информация, которая у нас уже имеется - что украинцы намереваются передать россиянам полномочия по управлению уже построенным участком нефтепровода - делает этот проект трудным для осуществления"

Многострадальный нефтепровод Одесса-Броды еще может найти своего спасителя: Словакию. По заявлению министра экономики Словакии Павола Руско (Pavol Rusko), национальный оператор нефтепроводной сети Словакии "Transpetrol" изучает возможность транспортировки каспийской нефти через Украину в Чешскую Республику, для нужд чешской компании "Unipetrol". Нефть могла бы транспортироваться по нефтепроводу "Дружба" российской компании "Транснефть", а затем по нефтепроводу Одесса-Броды компании "Укртранснефть". Руско добавил: "Мы очень заинтересованы в том, чтобы эта нефть попала в Европу". Компания "Transpetrol" зарегистрирована в Словакии, и мы хотим, чтобы она уважала интересы Словакии. В их число входит и оживление нефтепровода Одесса-Броды. Для этого необходимы инвестиции с длительным сроком погашения. За диверсификацию источников снабжения энергоносителями приходится платить особую цену, и ее придется заплатить".

Украина инвестировала 500 млн. долл. США, но пока еще не оправдала стоимости строительства, не говоря уже о прибыли. Украина рассчитывала найти инвесторов, когда нефтепровод будет построен; прошло 3 года, а инвесторов все нет.

Опубликовано на сайте inosmi.ru: 30 июня 2004, 16:06


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
АО "Мунайтас" получило от ЕБРР кредит для рефинансирования казахстанской доли в проекте строительства нефтепровода Кенкияк – Атырау 30.07.2004
"Банк ТуранАлем" откроет в Татарстане свой дочерний банк 30.07.2004
В Казахстане будут создаваться первые паевые инвестиционные фонды 30.07.2004
"Казмортрансфлот" начал разработку нового карьера 30.07.2004
Уральских предпринимателей отправили на казахский рудник 30.07.2004
Канадская Thistle Mining получила опцион на 25%-ное участие во всех новых проектах казахской золотодобывающей корпорации "Чаралтын" 30.07.2004
В Жамбылской области строится самый мощный завод по производству кирпича 30.07.2004
Установлен новый рекорд цен на нефть 30.07.2004
На блоке Кайран в казахстанском секторе Каспия получен приток нефти 29.07.2004
Поступления в бюджет РК превысили плановую цифру на 9,3% 28.07.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
73. КОСАНОВ Жумаш
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz