Астана. 31 августа. КАЗИНФОРМ
В июне Глава государства поручил Правительству и Национальному банку Казахстана принять меры по повышению эффективности управления активами Национального фонда, а также разработать проект Концепции Нацфонда с учетом макроэкономических перспектив развития страны и ситуации в мировой экономике.
Это, в свою очередь, дало повод для возобновления дискуссии, тем более в преддверии парламентских выборов, о том, как использовать деньги фонда. Главным образом, речь идет о придании НФ, кроме накопительной и стабилизационной функций, еще и инвестиционной. Понятно, что сторонники этой идеи подразумевают инвестиции в отечественную экономику взамен на вкладывание средств в ценные бумаги иностранных государств, в частности, США. В июне министр финансов Арман Дунаев сообщил, что по состоянию на 1 января 2004 года активы Национального фонда составили 3,7 млрд. долларов, из которых стабилизационный портфель составил 1,1 млрд. долларов, а сберегательный портфель - 2,6 млрд. долларов.
Говоря об усилении инвестиционной составляющей НФ, некоторые эксперты полагают, что фонд должен осуществлять инвестирование крупных проектов с большим мультипликативным эффектом на возвратной основе. Не секрет, что из созданных в Казахстане институтов развития как-то АО "Инвестиционная компания: Инвестиционный фонд Казахстана", АО "Национальный Инновационный Фонд", АО "Центр маркетингово-аналитических исследований", АО "Центр инжиниринга и трансферта технологий", АО "Банк Развития Казахстана", пожалуй, лишь последний по своим активам в состоянии кредитовать крупные проекты.
Железным, на первый взгляд, аргументом инвестиционной функции НФ является тот факт, что доходность вложенных за рубежом средств фонда составила не более 2 процентов, тогда как процентные ставки по кредитам внутри Казахстана составляют не менее 9 процентов. Кроме того, займы, которые делают как государство, так и частные структуры, на порядок дороже доходности средств НФ, что в сопоставлении создает отрицательную маржу в подобных операциях.
Сторонники "возращения" средств фонда акцентируют внимание на то, что НФ не участвует в государственных программах развития, в то время как в республике идут процессы развития сельского хозяйства и промышленного производства.
В свою очередь, Национальный банк и Министерство финансов обещают, что в самые короткие сроки представят концепцию по эффективному управлению активами НФ. Это, однако, не значит, что Нацфонд со своими капиталами хотя бы частично вернется в страну. Хранение денег будущего поколения и стабилизационных денег в ценных бумагах развитых государств обусловлено высокой гарантией их сохранности. Необходимо учитывать и такие субъективные факторы, как коррупция и открытое лоббирование интересов тех или иных финансово-промышленных групп. Сможет ли само государство гарантировать, что инвестиции НФ будут эффективными как с точки зрения производственного развития, так и возвратности этих средств. Сможет ли Нацфонд самостоятельно проводить сбалансированную кредитную политику в Казахстане или будет повиноваться телефонному звонку - это главный вопрос безопасности активов фонда.
К тому же, на самом деле, средств НФ не так уж и много как это может показаться. Если допустить вариант, что цена на нефть упадет до 10 долларов за баррель, то, по оценке Нацбанка, всех средств фонда на поддержание бюджета хватит только на 2-2,5 года, если у Правительства не будет других источников покрытия бюджетного дефицита. В лучшем случае поддержка бюджету продлится еще на год. То есть фактически нынешний объем при крайне пессимистическом сценарии хватит только на выполнение стабилизационной функции, не говоря уже про сберегательную функцию.
По крайней мере, для выполнения своей стабилизационной функции НФ должен иметь в этой части, как минимум, 20 процентов к ВВП - порядка 6-6,5 млрд. долларов. Сейчас же удельный вес казахстанского Национального фонда к ВВП с 3,7 млрд. долларов составляет 12 процентов. К примеру, активы норвежского фонда по итогам прошлого года составили порядка 125 млрд. долларов или 87,5 процента к ВВП, а средства кувейтского фонда в 2001 году превысили ВВП чуть ли не в два раза. |