Анвар САЙДЕНОВ, председатель Национального банка Республики Казахстан.
"Экспресс-К", 2 сентября
Проведение Национальным банком РК в последние годы взвешенной денежно-кредитной политики обеспечивает стабильность цен и устойчивость финансового рынка Казахстана. Это способствует сохранению высокого экономического роста и уверенности граждан и бизнеса страны в завтрашнем дне.
С момента введения в республике тенге основной задачей главного банка государства являлось обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Такая установка была обусловлена высоким уровнем инфляции и резким падением обменного курса тенге.
Достижение макроэкономической и финансовой стабилизации во многом именно за счет устойчивости национальной валюты позволило нам сместить центр тяжести на другой приоритет. С января 2004 года основной целью Нацбанка является обеспечение стабильности внутренних цен.
Такой перенос акцента в политике банка первого уровня не случаен. К этому шагу подвигли и внутриэкономическая ситуация, и все большая популярность поддержания стабильных цен во всем мире. Минимизация их колебаний является одним из важнейших факторов, укрепляющих доверие к национальной валюте и обеспечивающих финансовую стабильность и экономический рост.
В рамках достижения основной цели Национальный банк объявил о переходе к инфляционному таргетированию - принципу установления целевых показателей инфляции. Режим таргетирования по сравнению с другими способами проведения денежно-кредитной политики является более прозрачным и ясным. Благодаря этому в мире неуклонно растет число стран, где таргетирование демонстрирует преимущества данного режима перед другими.
В соответствии с ним главный банк обязуется создавать в течение определенного промежутка времени условия, которые бы позволяли обеспечивать уровень инфляции в заданных пределах. Необходимыми элементами режима таргетирования являются законодательное закрепление стабильности цен как основной цели центрального банка, повышение прозрачности его деятельности и объявление целевых ориентиров инфляции.
Первый - законодательный - элемент в нашей стране уже создан. В законе "О Национальном банке Республики Казахстан" его основной целью провозглашено именно достижение стабильных цен. Поэтому с начала текущего года Нацбанк сконцентрировал свое внимание на внедрении второго и третьего элементов таргетирования.
Повышение прозрачности работы главного банка страны предполагает периодическое публичное объявление о его планах, задачах и принятых решениях. В этой связи Национальный банк начинает выпуск нового ежеквартального аналитического издания, посвященного вопросам проводимой денежно-кредитной политики, - "Обзор инфляции".
Оно будет содержать информацию о макроэкономической ситуации, в условиях которой осуществляется денежно-кредитная политика, о динамике цен, об операциях самого Нацбанка, а также прогноз инфляции на предстоящий квартал. В этом издании, в отличие от уже существующих нацбанковских "Вестника", "Статистического бюллетеня" и "Экономического обозрения", будет проводиться комплексный анализ текущей денежно-кредитной политики.
В отношении национальной валюты таргетирование подразумевает ее плавающий курс, который обуславливает его колебания в зависимости от спроса и предложения денег. Кроме того, этот способ укрепляет ценовую конкурентоспособность отечественных товаров на внешних рынках.
Соответственно Национальный банк намерен сохранить режим плавающего обменного курса тенге и не планирует активно влиять на его уровень. В то же время мы будем оказывать минимальное воздействие на валютный курс в ситуациях, которые чреваты негативными последствиями, включая вероятность значительного роста инфляции.
Следует отметить, что последние четыре года она находится в Казахстане на относительно невысоком уровне - в пределах 6-7 процентов. Нацбанк ставит своей целью на среднесрочный период снижение инфляции до 4-6 процентов к 2007 году.
В качестве критерия ее уровня применяется индекс потребительских цен (ИПЦ). Он показывает относительное изменение цен определенного набора потребительских товаров и услуг. При этом в ИПЦ отражается влияние факторов как монетарного, так и немонетарного характера. К последним относятся, например, сезонность, влияющая на цены продовольствия, административное регулирование цен предприятий-монополистов, неразвитость конкурентной среды, в частности, на рынке горюче-смазочных материалов.
Поэтому для учета влияния собственно государственной денежно-кредитной политики на общий уровень цен Национальный банк избрал в качестве целевого ориентира показатель "базовая инфляция". Он исключает из ИПЦ воздействие некоторых немонетарных факторов. При этом "базовая инфляция" никоим образом не подменяет показатель "общей" инфляции, а лишь используется исключительно для целей денежно-кредитной политики Национального банка.
С переходом к режиму инфляционного таргетирования органично сочетаются и меры Национального банка для создания условий, которые бы позволили снять имеющиеся ограничения при проведении валютных операций и перейти на полную конвертируемость казахстанского тенге. Либерализация валютного режима будет способствовать активному участию Казахстана на международных рынках капитала, росту отечественного рынка, развитию финансовых инструментов и привлечению дополнительных средств в реальный сектор экономики страны. |