Иван Трегубов, РБК, 5 октября
Высокие цены на нефть подтачивают не только экономическое благосостояние европейских стран, но и политическую стабильность Евросоюза. Сначала исполнительным органам ЕС пришлось бороться с автомобильными пикетами, устроенными "дальнобойщиками" по призыву Организации европейских водителей (с требованиями компенсировать рост цен на бензин и дизельное топливо). Затем национальные ассоциации фермеров ряда стран призвали свои правительства или лимитировать "потолок" национальных тарифов на горючее, или ввести "плавающую" ставку пошлины на нефтепродукты, которая позволяла бы управлять ценами на бензин и дизельное топливо. С сегодняшнего дня к конфликту подключились рыболовы. Пока только французские, заявившие, что они установят морскую блокаду крупнейших портов Марселя и Тулона и нефтяного терминала Фос-сюр-Мер, пока официальный Париж не согласится установить труженикам моря "справедливую компенсацию" за 60%-ный рост цен на горючее с начала года. Принятые же кабинетом Раффарена меры, вроде выделения рыболовной отрасли дополнительных льготных кредитов в объеме всего 3 млн евро и обещания реструктуризировать налоги за этот год, рыбаки считают явно недостаточными. Отрасль, и не только французская, но и испанская, португальская, так до конца и не оправилась от удара, нанесенного ей аварией танкера "Престиж" в 2002 г. (в результате которой огромная часть морских ресурсов была признана потерянной и восстановимой лишь через многие годы). А теперь еще рост цен на горючее.
Между тем правительство Раффарена находится в крайне щекотливом положении: Министерство экономики и финансов, которое, как и Министерство сельского хозяйства, участвует в переговорах с рыбаками и фермерами, уже заявило, что любые значительные меры поддержки национальных производителей и добытчиков биоресурсов войдут в противоречие с обязательствами Франции перед Евросоюзом. Во-первых, в части поддержки аграрного и рыболовного сектора как таковой, ведь ЕС в целом обещал эту поддержку снижать. Во-вторых, в части пресловутого Пакта стабильности, касающегося максимально возможного размера бюджетного дефицита страны. До сих пор Франция превосходила установленный размер превышения бюджетных расходов (+3% относительно ВВП), но обязалась подтянуть дисциплину. А дополнительные расходы на поддержку рыбаков (фермеров, водителей и т.д., ведь о необходимости "нефтяных" компенсаций начинают говорить и представители промышленных кругов) могут вновь "раздуть" бюджет.
Совсем не поддержать "своих" тружеников тоже нельзя: всем памятна ситуация 2000-2001 гг., когда резко росли цены на горючее, из-за чего беспрерывно бастовали и "демонстрировали" профсоюзы транспортников по всей Европе. Сейчас ситуация может стать еще хуже, так как рост цен на нефть и нефтепродукты получился более значительным и более затяжным, и никто не может сказать, когда он закончится. О желании ощутить "руку помощи" правительств заявили представители и крупнейших авиакомпаний, не выдерживающих конкуренции с так называемыми перевозчиками-дискаунтерами (компания Swiss, относительно недавно созданная на "развалинах" обанкротившейся Swissair, вновь заявила о возможной кредитной несостоятельности). Пока прогнозы ЕЦБ на экономический рост ЕС умеренно оптимистические (2,1-2,3% в этом году), но они уже ставятся под сомнение.
"Нефтяной шок" тревожит, кстати, и Америку, где налицо существенное снижение темпов роста ВВП по сравнению с концом прошлого – началом этого года. И там, ввиду предстоящих вскоре президентских выборов, это очень важный политический фактор. Однако в странах ЕС этот фактор гораздо более "долговременный", ведь Старому Свету приходится сейчас решать острейшие вопросы дальнейшего развития, связанные с общей Конституцией, принятием новых членов и т.д. И добавление к этим спорам еще и экономических проблем способно расколоть с большим трудом созданное "объединение 25", особенно если вопрос о "компенсациях на горючее" будет вынесен на общеевропейский уровень – в таком случае усилятся противоречия между странами-донорами и теми, кто получает дотации.
Между тем цены на нефть – внешняя причина такой угрозы – пока не собираются опускаться, балансируя в районе чрезвычайно высокой отметки 46-47 долл. за барр. Brent (и 50 за "бочку" WTI Light Sweet). А ведь еще каких-нибудь два года назад Минэнерго США называло "критически важной" отметкой для экономик развитых стран показатель всего в 25 долл. за барр. Brent: дескать, любое отклонение вверх от этого уровня чревато возрастающими проблемами как для Америки, так и для Европы. Возможно, в плане цифр американское ведомство несколько ошиблось. Но в отношении грядущих проблем, связанных с нефтяным голодом, вряд ли. |