Астана. 11 октября. КАЗИНФОРМ
Агентство РК по управлению земельными ресурсами высказывает свое несогласие по поводу опубликованной на сайте Казинформа статьи на тему отмены субаренды ("Мажилисмены отстаивают права субаренды сельхозземель"7 октября 2004 года). В связи с этим Агентство предлагает собственный комментарий о ситуации с исполнением положений Земельного кодекса.
- Необходимо отметить, что в последнее время участились обращения со стороны депутатов Парламента РК, которые предлагают продлить срок аренды условных земельных долей и субаренды земельных участков. Агентство РК по управлению земельными ресурсами считает, что для продления срока нет необходимых оснований, поскольку этот процесс идет к завершению (по условным земельным долям остается около 8%, а по субаренде земельных участков - около 3%, или 297 земельных участков на площади 1,7 млн. гектаров). Еще в начале этого года в аренде находились 420,2 тыс. условных земельных долей на площади 15,5 млн. гектаров и в субаренде - 8814 участков на площади 10,6 млн. гектаров.
Из 2,3 млн. граждан, наделенных государством правом на условную земельную долю в период 1992-1997 годы, основная часть сельчан распорядилась своими долями, в настоящее время не реализовали свои права в соответствии с земельным законодательством только 49,4 тысячи обладателей условных земельных долей, что составляет 2% от их общего количества.
В настоящее время работы по расторжению договоров аренды права на условные земельные доли завершились в девяти областях. Из остающихся 49,4 тыс. условных земельных долей, находящихся в аренде, 41,5 тыс. условных земельных долей приходится, в основном, на долю Акмолинской и Северо-Казахстанской областей. Из 297 участков, остающихся в субаренде 287 участков также приходится на долю Акмолинской, Актюбинской и Костанайской областей. В указанных регионах сосредоточена основная часть арендуемых условных земельных долей, и задержка связана, в основном, с большим объемом работ и уборкой урожая.
Есть мнение, что продление срока аренды условных земельных долей или субаренды земельных участков позволит в полной мере реализовать их обладателям права на землю. При этом упускается из виду, что правом на получение земельного участка в счет условных земельных долей они были наделены еще в начале земельной реформы, а реорганизация совхозов и колхозов завершилась в 1997 году. С принятием Закона "О земле" 2001 года были отменены нормы, позволяющие сдавать в аренду условные земельные доли, и арендодателям условных земельных долей был установлен срок расторжения - три года. В связи с принятием Земельного кодекса этот срок был продлен еще на один год, то есть до 2005 года.
Следует отметить, что основной целью земельной реформы является создание условий для организации стабильных сельскохозяйственных землепользователей на основе волеизъявлении лиц, наделенных правом на землю в результате реорганизации совхозов и колхозов. Однако часть обладателей условных земельных долей предпочли отдавать свое право на землю в аренду (субаренду) хозяйствующим субъектам, которые непосредственно занимались сельскохозяйственным производством. Анализ деятельности хозяйств, которые арендовали условные земельные доли, показал, что в указанных хозяйствах - самые нестабильные площади сельскохозяйственных земель из-за частого оттока арендодателей к другим хозяйствам (из-за разницы предлагаемой арендной платы арендаторами). Эти обстоятельства не позволили вести необходимые агротехнические мероприятия (из-за боязни ухода арендодателя), планировать производство. В результате, повсеместно сельскохозяйственные угодья стали деградировать. При этом обладатель условной земельной доли, который передал свое право в аренду, по законодательству не нес никаких обязательств в части состояния сельскохозяйственных угодий и уплаты земельных платежей (земельного налога или арендной платы), поскольку он не являлся землепользователем.
Поэтому Земельным кодексом была запрещена аренда условных земельных долей и субаренда земельных участков. При этом арендодателям Кодексом дана возможность реализовать свое право, в соответствии со статьей 170 Земельного кодекса РК, до 2005 года. Специально для этих целей было изменено законодательство о хозяйственных товариществах, которое снимает ограничения с количества участников товарищества, разрешено передавать в уставный капитал хозсубъектов права на условную земельную долю без их выкупа у государства, а также права на получение земельного участка в счет условных долей для ведения производства.
Передача прав на землю в уставный капитал является более цивилизованным способом ведения хозяйства в современных условиях, обеспечивает юридическую защиту прав участников на землю в виду заключения юридических документов, в отличие от аренды условных земельных долей. Поскольку права на условную земельную долю не является вещным правом на землю, и сделки по ним не могут быть зарегистрированы в органах регистрации прав на недвижимость. Наиболее характерной является передача прав на условные земельные доли в уставные капиталы ТОО (40%) и организация крестьянских (фермерских) хозяйств (20%). Организация простого товарищества и ведения товарного сельскохозяйственного производства на праве общего долевого землепользования - 12%. Передача в уставный капитал производственных кооперативов - 4%, в оплату акций АО - 1%. Количество отказавших от права на условную земельную долю составляет 10%.
Исходя из вышесказанного, Агентство РК по управлению земельными ресурсами считает, что в статье, опубликованной на сайте Казинформа, не были сделаны нужные акценты в вопросе отмены субаренды. В частности, это касается практического завершения процедуры расторжения договоров о субаренде, сохранения земельных участков за их нынешними землепользователями, параллельного использования вместе с частной собственностью и равного в правах института аренды. Наконец, процедура отмены субаренды отвечает государственной политике в области земельной реформы и поручениям Главы государства, направленным на формирование нового отношения к земле, ее бережное и рациональное использование. Это достигается с обретением хозяина земли.
Агентство РК по управлению земельными ресурсами |