Сергей МОИСЕЕВ, "Литер", 6 ноября
Задача, как перевезти на другой берег волка, ягненка и капусту, не забыв при этом еще и про лодочника, похоже, решена на государственном уровне. Вчера в Астане былые противники – Союз товаропроизводителей и экспортеров Казахстана в лице его президента Николая Радостовца и железная дорога, которую представлял председатель комитета железнодорожного транспорта Минтранскома Нуржан Байдаулетов, заявили о том, что выработали компромиссный вариант Правил перевозки грузов.
Трехсотстраничный документ с нехитрым названием прямо или косвенно затрагивает интересы всех товаропроизводителей, а также крупнейшего национального перевозчика – АО "НК "Казахстан темiр жолы", поскольку определяет сроки доставки, порядок взаиморасчетов и еще несколько параметров, от точного соблюдения которых зависит успешная деятельность предприятий. Необходимость разработки Правил обусловлена реструктуризацией железнодорожного транспорта, в связи с которой на рынке появилось несколько новых участников перевозочного процесса.
Министерство транспорта и коммуникаций решило устранить возможные разногласия, не дав им даже возникнуть, для чего пригласило к работе над проектом Правил Союз товаропроизводителей и экспортеров Казахстана, Ассоциацию экспедиторов, перевозчиков и операторов вагонов, а также ряд крупных предприятий. За два месяца совместной деятельности в документ были внесены 92 поправки. По словам Нуржана Байдаулетова, в результате "был рожден документ, в котором прозрачно и четко обозначены все взаимоотношения рынка перевозок. В нем все ясно и нет возможностей для каких-то взаимных обвинений".
- Отрадно заметить, что в этих стенах состоялась конструктивная работа и в результате получился документ, который содержит конкретные положения, - согласился Николай Радостовец. - Железная дорога уступила по ряду позиций, но найденный компромисс будет способствовать нормальной работе экономики страны. Кроме того, мы можем сказать, что у грузоотправителей с железной дорогой сложатся более партнерские, договорные отношения.
Кроме того, стороны нашли компромисс и в вопросах тарифного регулирования.
- На сегодня минимальная цена на самый дефицитный подвижной состав - полувагоны составляет 32-33 тысячи долларов. Для того чтобы его привезти в Казахстан, чтобы он окупился, должен быть тариф как минимум в два-три раза выше, отметил Нуржан Байдаулетов. В этой связи он сообщил, что специальная межведомственная рабочая группа правительства рассчитывает завершить в первом квартале 2005 года разработку концепции тарифной политики в сфере железнодорожного транспорта, добавив, что необходимость введения новых, повышенных железнодорожных тарифов становится "актуальной для железной дороги с 1 января 2005 года". Глава комитета подчеркнул, что тарифная политика государства на железной дороге в ближайшие годы "предполагает дифференциацию тарифов по родам грузов.
- У нас выхода просто сегодня нет. Мы не можем бросить на произвол судьбы, например, угольщиков, где очень высокая доля транспортных расходов, - заметил он.
Открытый диалог позволил более четко обозначить свои позиции. Выяснилось, что Союз товаропроизводителей и экспортеров Казахстана в целом не против повышения расценок. Он против того, чтобы это происходило внезапно.
- Мы хотели бы, чтобы изменения в тарифах были более предсказуемыми. Очень надеемся, что в декабре правительство рассмотрит концепцию тарифной политики, которая будет обсуждена со всеми субъектами рынка, и это будет документ, которым смогут руководствоваться все, - подытожил Николай Радостовец.
Н. Байдаулетов также сообщил, что к 1 января 2006 года планируется передать АО "Казжелдортранс" все функции национального железнодорожного перевозчика. |