Астана. 10 ноября. КАЗИНФОРМ
Национальная компания "Казахстан темiр жолы" в политике заимствования будет использовать привлечение финансовых средств без эмиссии евробондов, а также аналогичных бумаг на внутреннем рынке капитала. Выступая 9 ноября на пресс-конференции, вице-президент компании Жаннат Сатубалдина сказала, что займы под размещение евробондов сегодня для КТЖ невыгодны. Для казахстанских компаний условия заимствования составляют в среднем порядка 7 процентов, в то время как КТЖ имеет возможность напрямую работать с зарубежными банками на приемлемых условиях.
Подтверждением этому стало подписанное 1 ноября этого года в штаб-квартире Экспортно-импортного банка Соединенных Штатов Америки (Эксимбанк США) в Вашингтоне кредитное соглашение о предоставлении кредита на сумму 121,7 млн. долларов. Кредит предоставляет ABN Amro Bank N.V. (Чикаго) под закуп 200 комплектов дизель-генераторных установок производства компании "General Electric Company" для модернизации локомотивов 2 ТЕ-10. Срок погашения кредита составляет 10 лет, ставка вознаграждения – 3-месячный либор плюс 0,07 процента.
Гарантом выступил сам Эксимбанк США. При этом не потребовалась суверенная гарантия со стороны Казахстана. Ж.Сатубалдина заявила, что такое доверие к компании во многом обусловлено положительной оценкой "Казахстан темiр жолы" международными рейтинговыми агентствами. По удачному совпадению в тот же день, когда подписывалось кредитное соглашение, международное рейтинговое агентство Fitch Ratings сообщило о повышении основного необеспеченного рейтинга в иностранной валюте до уровня "ВВВ-" с "ВВ+" АО КТЖ. Прогноз рейтинга "Стабильный".
Выступая на церемонии подписания в Вашингтоне глава Эксимбанка США Филипп Мэрилл сказал, что казахстанская национальная компания занимает важное место в экономике республики, учитывая значительные объемы транспортировки железной дорогой нефти, угля, руды и других товаров. А руководство "General Electric" не преминуло заметить, что КТЖ первая небанковская государственная компания, получившая поддержку Эксимбанка без государственной гарантии.
Надо сказать, что это не первая сделка, осуществленная в таком же составе. В июле 2003 года КТЖ уже заключала аналогичное соглашение с General Electric и ABN Amro на покупку 54 дизель-генераторных установок. Тогда Эксимбанк США также выступил гарантом 75 процентов суммы закупа, а 25 процентов были собственными средствами КТЖ. Размер кредита был 32,5 млн. долларов, срок погашения – 8 лет, ставка вознаграждения – 6-месячный либор плюс 0,13 процента. По словам Ж.Сатубалдиной, поставка техники по первому контракту соглашению полностью осуществлена. Большинство обновленных локомотивов используется в западном регионе страны.
Теперь КТЖ планирует получить синдицированный заем в размере 70 млн. долларов для пополнения оборотных средств. До конца месяца, по предположению вице-президента компании, будут определены параметры сделки. Предварительные условия: срок погашения – 4 года, первый год льготный, ставка – 6-месячный либор плюс 2 процента. Организацией займа занимается ABN Amro Bank NV (Амстердам). По словам Ж.Сатубалдиной, идет процесс получения мандатов от банков, и, судя по подписному листу, КТЖ может рассчитывать на заемные средства.
Как видно, ни о каких евробондах КТЖ пока и не думает. Возможно, полагаютв компании, что если условия заимствования для Казахстана будут лучше, то размещение ценных бумаг было бы предпочтительней, поскольку не требует залоговых обязательств. Но известно, что КТЖ пыталось дважды размещать евробонды на сумму 100 млн. долларов, и эти попытки не увенчались успехом. Ж.Сатубалдина объясняет ту ситуацию тем же – дороговизной заимствования. Однако ранее президент этой компании Ерлан Атамкулов заявил журналистам, что идея размещения принадлежала прежнему руководству КТЖ, тогда как нынешний состав управления не хочет брать груз ответственности под неоправданные проекты.
Сегодня "Казахстан темiр жолы" повысил свою инвестиционную привлекательность в результате реструктуризации и "очищения" от ненужных активов. Например, от пассажирских перевозок, которые поддерживались путем перекрестного субсидирования за счет грузовых перевозок. Однако Ж.Сатубалдина считает правильным говорить не об "избавлении", а о создании рынка в железнодорожной отрасли и упразднении монополиста-монстра, каким был КТЖ. Сейчас, отметила вице-президент, "Казахстан темiр жолы" - это магистральная железнодорожная сеть и свой парк подвижного состава, сконцентрированного в двух дочерних предприятиях АО "Локомотив" и АО "Казжелдортранс", акции которых полностью принадлежат КТЖ.
Что же касается АО "Пассажирские перевозки", то действительно, его выход из состава КТЖ и частичный перевод на бюджетное финансирование, позволит компании задействовать высвобождающиеся 10 млрд. тенге на инвестиции. Однако, ежегодная потребность пассажирских перевозок в субсидиях в среднем составляет 24 млрд. тенге, следовательно, отмечает Ж.Сатубалдина, оставшиеся 14 млрд. тенге в будущем году опять же будут восполняться за счет грузоперевозок.
Между тем, инвестиционная программа КТЖ на этот год составляет 54 млрд. тенге. Чтобы сохранить этот показатель в 2005 году, компании понадобится как минимум 100 млн. долларов, вероятно заемных. Правда, вице-президент КТЖ поспешила успокоить журналистов, что для компании вопрос отношения долга к собственным средствам далеко не актуальный. |