NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 02:08 ast
00:08 msk

Модель Дубая: от биржи до банка
Создание международного финансового центра в Алматы - тема, которую обсуждают сегодня многие. Об идее развития Алматы как регионального финансового центра впервые заговорили почти десять лет назад, в 1995 году…
29.11.2004 / экономика

Гюльнара НУРПЕИСОВА, "Казахстанская правда", 26 ноября

Создание международного финансового центра в Алматы - тема, которую обсуждают сегодня многие. Об идее развития Алматы как регионального финансового центра впервые заговорили почти десять лет назад, в 1995 году. Но тогда финансовый сектор республики не был готов к тому, чтобы подступиться к реализации этой идеи. Нынешние же условия, как считает заведующая отделом геоглобалистики и экономической безопасности Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Лариса ГУСЕВА, уже в большей степени подходят для реализации данного проекта.

- Лариса Юрьевна, почему именно Алматы выбран местом создания международного финансового центра?

- Выбор Алматы обусловлен наличием у города ряда преимуществ и предпосылок для дальнейшего развития в качестве международного финансового центра. Все эти преимущества подробно изложены в концепции развития города Алматы как регионального финансового центра, но если коротко, то это прежде всего развитый рынок услуг финансовых посредников. В Алматы концентрируются различные типы финансовых институтов, в том числе и с участием иностранного капитала.

Цель концепции - ускорить процесс дальнейшего развития города как казахстанского и регионального финансового центра за счет стимулирующих мероприятий со стороны государства. Так что Алматы достаточно привлекателен для создания МФЦА. Здесь сосредоточены основные поставщики капитала. Это банки, компании по управлению пенсионными активами, накопительные пенсионные фонды, страховые организации, брокерско-дилерские организации.

С экономической точки зрения Алматы развит значительно лучше регионов. Сегодня город и алматинский бизнес формируют около 16 процентов казахстанского ВВП. Его финансовая отдача более чем в два раза выше, чем средний показатель по Казахстану. Город, население которого составляет приблизительно 7 процентов всего населения страны, формирует более высокий по сравнению с другими регионами платежеспособный спрос.

- Что требуется приобрести или изменить городу, который станет международным финансовым центром?

- Ключевым элементом превращения того или иного города в финансовый центр является не только концентрация в нем капиталов, но и возможность их эффективного вложения в коммерческие проекты. Для этого необходимо наличие развитой финансово-банковской системы, фондового рынка, рынка ценных бумаг, определенного менталитета населения. Вне всякого сомнения, в городе должна быть создана широкая инфраструктура. Необходимо совершенствовать индустрию отдыха и развлечений, развивать туризм. Вместе с тем крайне важно также обеспечить адекватный уровень безопасности. И много вопросов также связано с необходимостью улучшения экологической обстановки.

- Аналогичный проект существует в Дубае, Шанхае, Дублине...

- Опыт Дубая, на наш взгляд, интересен тем, что его становление в качестве финансового центра развивалось в этом качестве преднамеренно, путем проведения целенаправленной государственной политики в отличие скажем от Лондона и Нью-Йорка, которые стали мировыми финансовыми столицами в ходе естественных и достаточно длительных процессов. Целью создания финансового центра Дубая (ДМФЦ) являлось привлечение большого количества компаний из всех стран мира и приобретение городом статуса одного из ведущих финансовых центров планеты.

В основу идеи создания ДМФЦ были заложены фундаментальные принципы интеграции, прозрачности и простоты финансовых потоков. Было уделено особое внимание вопросу управления активами. Решение данного вопроса было крайне важным, так как в ОАЭ не хватало квалифицированных специалистов в области управления активами, в результате чего многие местные банки вынуждены были обращаться за помощью к соответствующим компаниям, расположенным в Лондоне или Нью-Йорке. В результате возникла острая необходимость в создании на территории ОАЭ специализированных компаний, которые могли бы оказать местным банкам, корпорациям и отдельным лицам квалифицированную помощь по управлению их активами, расположенными как на территории страны, так и за ее пределами.

Были рассмотрены вопросы, касающиеся инвестиционной деятельности. Поскольку региональные рынки капитала и местный рынок акций требовали дальнейшего совершенствования и развития, Дубай решал эту задачу с помощью зарубежных специалистов, работая над созданием при ДМФЦ современной финансовой биржи для привлечения международных инвесторов со всего мира.

В Дубае также предусмотрен щадящий налоговый режим, который гарантирован правительством на 50 лет и который может быть еще продлен. У действующего финансового центра Дубая огромные финансовые и организационные ресурсы: государством в развитие центра вкладывается около 15 миллиардов долларов. Там создается вся необходимая для деятельности финансовых структур инфраструктура. В отличие от исторически сложившихся международных финансовых центров в Лондоне и Нью-Йорке в Дубае и Дублине они созданы искусственно, с применением мер государственной поддержки. И этот факт в определенной степени соответствует стартовым условиям создания финансового центра в Алматы.

"Дубайская модель" создания финансового центра более применима к условиям Казахстана вследствие схожести предпосылок для центра. Мы могли бы использовать опыт Эмиратов, где все иностранные капиталы пользуются льготами. А поэтому деньги в эту страну поступают в огромных объемах. В этой связи возникает просто жизненная необходимость создать не менее выгодные условия с нашей стороны.

- Как МФЦА может закрепить успех в финансовом секторе страны?

- Функционирование финансового центра немыслимо без развитого фондового рынка и рынка ценных бумаг, и план мероприятий по реализации концепции предлагает целый комплекс мер по совершенствованию этих рынков. Многие наши эксперты сходятся во мнении, что фондовый рынок Казахстана через три-пять лет должен состоять из двух сегментов: внутреннего, в котором будут преобладать местные финансовые институты, и внешнего, который сможет стать специализированной торговой площадкой для финансовых институтов ряда стран СНГ. И МФЦА должен сыграть в этом процессе свою достаточно значимую роль, совершенствуя существующие механизмы работы отечественного фондового рынка и усиление его конкурентных позиций как на региональном, так и глобальном уровне.

Целью создания финансового центра являются "диверсификация привлекаемых в страну финансовых потоков, усиление существующих конкурентоспособных преимуществ Казахстана в финансовом секторе по отношению к близлежащим странам и территориям и расширение инвестиционного потенциала национальной экономики". Выгоды, которые получит экономика Казахстана, будут зависеть от того, насколько эффективно будут работать механизмы по вовлечению пришедших капиталов в экономическую систему республики. Важно, чтобы деньги не только лежали в банках, а действительно работали. В настоящее время в республике разработано большое количество проектов, призванных стимулировать дальнейшее экономическое развитие и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Их внедрение требует соответствующих финансовых вложений. В этой связи обеспечение необходимого притока финансовых средств и, соответственно, формирование встречного предложения новых финансовых инструментов является одной из задач МФЦА в целях повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности нашей республики.

- На территории центра будет действовать свой правовой режим, отличный от СЭЗ. В чем именно отличие таких центров от свободных экономических зон?

- Задача свободных экономических зон - развитие производства. Финансовый центр имеет несколько иную направленность - концентрация финансового капитала и привлечение адекватной ему массы финансовых инструментов. Согласно концепции, МФЦА определяется как "обозначенная определенными границами специальная территория, на которой будет функционировать специальный правовой режим, отличный от правового режима на остальной территории республики". Таковой будет состоять из ряда "льгот и преференций" для лиц, осуществляющих деятельность в пределах центра и зарегистрированных на его территории. В частности, нерезиденты, зарегистрированные на территории финансового центра, получат право стопроцентного иностранного владения и официальной репатриации капитала и доходов.

- Законодательство в МФЦА будет также свое, кроме Уголовного кодекса. В подобных центрах в мире, в Дубае так же? Как этот пункт вообще работает в реальности?

- Правовая база является одним из необходимых элементов эффективного функционирования любого финансового центра. И только "работающее" законодательство может обеспечить прозрачность финансовых потоков и эффективную работу финансовых механизмов. Что касается финансового центра Дубая, правовое поле его деятельности определено Законом "О создании международного финансового центра Дубая". Также целесообразно отметить новые проекты закона "Об исламской финансовой деятельности" и "Свода правил, регулирующих деятельность субъектов центра", которые являются основными составными элементами законопроекта о финансовых услугах международного финансового центра Дубая.

Конечно, на территории центра в Алматы также будет действовать свой правовой режим с учетом специфики сферы деятельности центра. В связи с этим, а у МФЦА будет свое законодательство, Премьер-Министром Казахстана уже даны распоряжения по разработке соответствующего проекта закона. Кроме того, предполагается внести поправки в 14 законодательных актов. В том числе серьезные изменения должны произойти в законе о банках и банковской деятельности, особенно той статьи, которая ограничивает участие зарубежного капитала на финансовом рынке страны.

- Кто в подобных центрах контролирует деятельность субъектов центра, ведает их регистрацией?

- В целом контроль над деятельностью субъектов международного финансового центра Дубая осуществляется со стороны государства. К примеру, управление ДМФЦ является частью Правительства и управляется советом директоров. Ключевыми органами центра являются управление по финансовым услугам, судебное ведомство и регистрационный орган компаний Международного финансового центра Дубая. МФЦА также будет контролироваться государством.

На сегодняшний день представляется целесообразным создание следующих органов управления финансовым центром: административный; уполномоченный орган по финансовому надзору; арбитражный суд. Административный орган предполагается создать в форме независимого от местного исполнительного органа государственного учреждения, который будет представлять интересы центра и исполнять задачи, возложенные на местные исполнительные органы в соответствии с Законом "О местном государственном управлении", а также будет способствовать обеспечению чистоты и прозрачности финансовых рынков, сокращению системных рисков, оказанию содействия местным и региональным финансовым институтам во внедрении международных стандартов финансовой отчетности, развитию Алматы как международного центра финансовых услуг.

Уполномоченный орган по финансовому надзору станет единственным органом, наделенным правом контролировать деятельность субъектов центра, а также осуществлять их регистрацию. При этом рассматриваются два варианта: либо это будет территориальный орган Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, либо независимый орган из числа экспертов ведущих международных компаний. В последнем случае в целях обеспечения полной независимости уполномоченного органа его финансирование будет осуществляться за счет сборов с участников рынка. Арбитражный суд будет носить характер третейского суда и рассматривать хозяйственные споры в соответствии со своим регламентом.

- Каков порядок деятельности регистрации субъектов финансовой деятельности существующих центров, например, в Дубае?

- Это очень важный вопрос. В рамках проводимой работы по созданию МФЦА одним из главных моментов функционирования центра является максимально упрощенный порядок регистрации субъектов финансовой деятельности и контроль деятельности с наименьшими неудобствами для них. Например, регистрационный процесс в МФЦ Дубая осуществляется следующим образом. Процесс регистрации начинается с подачи запроса о намерении участвовать в деятельности центра. Данный запрос подается в отдел коммерческого развития, который проверяет финансовую деятельность подавшего запрос. Далее, как только отдел коммерческого развития рассмотрит запрос, необходимо будет заполнить форму заявления, то есть анкету, которую в последующем нужно будет отдать на рассмотрение управлению финансовых услуг и заплатить регистрационные сборы. Рассмотрев анкеты, управление финансовых услуг выдаст лицензию, право на деятельность в МФЦ Дубая, после чего можно будет официально зарегистрироваться в органе по регистрации компаний, став полноправным субъектом МФЦ Дубая.

- Предполагается, что МФЦА заработает в 2007 году. Не слишком ли короткий срок?

- Это очень сжатые сроки. Понятно, что к этому времени, при всем желании и не жалея финансовых средств, застроить финансовый анклав будет крайне сложно. Поэтому Правительство предполагает, что на первой стадии центр начнет действовать в так называемом виртуальном режиме. После регистрации в нем финансовые компании смогут получать все льготы и преференции, не выходя из офиса.

- В дубайском центре 200 финансовых групп. Возможно ли у нас такое число?

- Если с оптимизмом смотреть в будущее, то да. И достижение достаточно большего числа субъектов МФЦА будет зависеть от политики, которую будет проводить центр, привлекая к себе внимание мирового финансового сообщества. В этом контексте также важна информационная работа, так называемый PR со стороны государства. И эту работу целесообразно проводить, не дожидаясь официального открытия центра. Взять в качестве примера тот же Дубайский финансовый центр. До момента открытия он уже привлек к себе внимание провайдеров финансовых услуг из различных стран и регионов, более 25 ведущих международных финансовых структур подтвердили свое намерение создать офисы в Дубайском международном финансовом центре. Среди них компании из Европы, США и стран Дальнего Востока.

Количественному росту субъектов дубайского центра способствовала и качественная составляющая. В частности, в качестве одного из первых участников ДМФЦ следует отметить крупнейший частный независимый банк Швейцарии "Julius Baer Group", который имеет значительный вес в мировой финансовой архитектуре. И решение швейцарской банковской группы основаться в Дубае явилось проявлением доверия к ДМФЦ и, что более важно, проявлением доверия к потенциальным возможностям региона.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Мужская работа 30.11.2004
Банк ТуранАлем (Казахстан) купил российский Омск-банк 30.11.2004
Одинокий стрелок 30.11.2004
В Министерстве финансов сегодня подводили результаты сбора налогов за 10 месяцев этого года 29.11.2004
В столице чествуют лучших налогоплательщиков 29.11.2004
С чадящим ветерком 29.11.2004
ЕБРР и АО "Банк ЦентрКредит" объединяют усилия для обеспечения финансирования закупок сельскохозяйственного оборудования 29.11.2004
Модель Дубая: от биржи до банка 29.11.2004
Не все мегахолдинги одинаково опасны 26.11.2004
Банкиры повернулись лицом к сельхозпроизводителю 26.11.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz