Светлана АЛИНА, "Известия-Казахстан", 27 ноября
На днях министр охраны окружающей среды Айткуль Самакова на встрече с мажилисменами заявила, что в настоящее время прорабатывается вопрос о введении запрета на ввоз в республику импортных подержанных автомобилей, срок эксплуатации которых превышает десять лет. Меры, предпринимаемые природоохранным ведомством, направлены на оздоровление экологической обстановки в крупных городах страны.
По словам г-жи Самаковой, вопрос о запрете поставок в республику старых иномарок Министерство охраны окружающей среды уже давно обсуждает с Министерством индустрии и торговли. Анализ данных, полученных специалистами при наблюдении за состоянием воздуха в двадцати наиболее крупных городах и промышленных центрах страны, неутешителен: в среднем по Казахстану на одного жителя в атмосферу выбрасывается 163 кг различных химических соединений в год.
От превышения допустимых норм концентрации вредных веществ в пробах воздуха особенно страдает крупнейший мегаполис республики - Алма-Ата. Ежедневно по улицам города разъезжает более 240 000 автомобилей, и именно на них приходится около 70 процентов всех вредных выбросов. Больше всего разрушают экологию машины образца 80-90-х годов, которые сейчас в основном заполонили наши города. Во многих странах уже действуют запреты на такие чадящие автомобили, и только дилеры постсоветского пространства продолжают скупать их за бесценок.
- На расширенном заседании акимата Алма-Аты было принято постановление акима по вопросам оздоровления воздушного бассейна, - говорит первый заместитель начальника Алма-Атинского территориального Управления охраны окружающей среды Мурат Батырбаев. - В то же время надо отметить, что в действующем законодательстве уже заложены нормы о запрете эксплуатации автомобилей с повышенным уровнем выхлопа вредных веществ. Однако принимать конкретные меры, предусмотренные законами, в настоящее время весьма проблематично, поскольку механизмы реализации предусмотренных запретов еще не разработаны. Причем речь идет не только о "легковушках". Нашим управлением в этом году направлены в Министерство охраны окружающей среды республики материалы, в которых поднимается вопрос эксплуатации пассажирского автотранспорта, в частности автобусов китайского производства. Эксперты уже доказали, что через два-три месяца работы выброс вредных веществ у них значительно увеличивается, что просто непозволительно для алма-атинских условий. Мы обратились к акиму с просьбой запретить в нашем городе эксплуатацию китайских автобусов, а при проведении тендеров отдавать предпочтение только тем машинам, которые имеют надежные катализаторы-нейтрализаторы.
Более того, экологические организации южной столицы намерены бороться не только с ввозом старых иномарок, но и добиваться запрета появления на улицах города уже имеющихся подобных машин. По крайней мере, до тех пор, пока они не будут соответствовать всем техническим нормам. |