NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 14:42 ast
12:42 msk

55 миллиардов плюс газификация всей страны
Газовая отрасль страны за последние годы претерпела кардинальные перемены. Акционерное общество "КазТрансГаз", входящее в состав национальной нефтегазовой компании "КазМунайГаз", контролирует сегодня все магистральные газопроводы республики протяженностью более десяти тысяч километров
15.12.2004 / экономика

Елена МЕНЬШИКОВА, "Известия-Казахстан", 15 декабря

Газовая отрасль страны за последние годы претерпела кардинальные перемены. Акционерное общество "КазТрансГаз", входящее в состав национальной нефтегазовой компании "КазМунайГаз", контролирует сегодня все магистральные газопроводы республики протяженностью более десяти тысяч километров. Сейчас компания находится на подъеме. Она вкладывает большие средства в реконструкцию и модернизацию существующих газотранспортных сетей, занимается новыми проектами и расширяет сферу своей деятельности, осваивая новые месторождения. Мощность и пропускная способность газопроводов, проходящих по территории страны, постоянно возрастает и составляет уже более 160 миллиардов кубометров в год. Объем транспортировки газа возрастает тоже с завидной регулярностью - в нынешнем году он достигнет 120 миллиардов кубометров, в том числе по магистральному газопроводу "Средняя Азия - Центр" - около 55 миллиардов кубических метров газа. Это абсолютный рекорд в истории независимого Казахстана. Судя по масштабу деятельности и рейтингу "КазТрансГаза" не только в республике, но и за рубежом, он может рассчитывать на повышенный интерес потенциальных инвесторов. Стабильное финансовое состояние является главной гарантией для долгосрочных инвестиций. Хотя так было далеко не всегда.

На вопросы "Известий" отвечает заместитель генерального директора по производству АО "КазТрансГаз" Павел Викторович Климов:

- Насколько известно, четыре года назад вашей компании досталось большое хозяйство, однако было оно в весьма незавидном состоянии…

- Да, это абсолютно верно. Начнем с того, что вместе с независимостью Казахстан принял на собственный баланс и все газотранспортное хозяйство, которое раньше управлялось из союзного центра. На базе более или менее выживших подразделений Министерства газовой промышленности СССР была создана государственная структура "Казахгаз", которой и была вверена отрасль. Однако для бесперебойного функционирования системы требовались солидные капиталовложения, на которые у государства не было средств. Как вы помните, в 1997 году правительство заключило договор концессии газотранспортной системы с бельгийской компанией "Трактебель С.А.". В распоряжение иностранной фирмы попала практически вся газотранспортная отрасль республики. Срок концессии был определен в 15 лет, но не прошло и трех, как выяснилось, что иностранная фирма намерена заниматься лишь наиболее доходной частью бизнеса - международной транспортировкой газа без восстановления, развития и модернизации системы и никак не внутренним неплатежеспособным рынком. В 2000 году по инициативе правительства контракт был досрочно прерван. Этот год и стал годом рождения ЗАО "Казтрансгаз" - поначалу в качестве дочерней фирмы национальной компании "Казтрансойл". Потом появилась национальная компания "Транспорт нефти и газа", куда были переданы пакеты акций "Казтрансойл" и "Казтрансгаз". Еще через год произошло слияние ЗАО "ННК "Казахойл" и ЗАО "НК "Транспорт Нефти и Газа", в результате чего образована национальная компания "КазМунайГаз", ныне единственный акционер "КазТрансГаза".

Что касается хозяйства, которое досталось КТГ четыре года назад, то оно действительно было в плачевном состоянии. На протяжении многих лет магистральная сеть ни разу капитально не ремонтировалась. И перед компанией встала сложная задача - восстановить потенциал существующей системы газопроводов.

- Справились вы с этой задачей?

- Судите сами. Доходы от транспортировки газа по территории Казахстана с 2001 года возросли более чем на 11 миллиардов тенге, и ожидается, что в нынешнем году они достигнут 48 миллиардов тенге. По сравнению с доходами, получаемыми ЗАО "Интергаз Центральная Азия" в период нахождения его под управлением компании "Трактебель СА", рост составил 28 миллиардов тенге.

За период с февраля 2000 года по настоящее время объемы реализации газа увеличились практически в 3 раза: с 0,82 миллиарда кубометров до 2,4 миллиарда. При этом доходы также возросли более чем в 3 раза - с 4,3 миллиарда до 13 миллиардов тенге. За этими цифрами, разумеется, стоит огромный труд. Магистральные газопроводы общей протяженностью 11 тысяч километров проложены по восьми областям разных регионов страны. На западе по территории Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областей проходят газопроводы "Средняя Азия - Центр (САЦ)" и "Макат - Северный Кавказ". Система САЦ, базовая экспортно-транзитная магистраль республики, начинается в Туркмении и далее, через Узбекистан и Казахстан, продолжается до КС "Александров Гай" на границе с Россией. Пять ниток газопроводов системы САЦ, построенных в период с 1966-го по 1985 год, а также газопроводы "Окарем - Бейнеу" (1975 год) и "Макат - Северный Кавказ" (1987 год) общей протяженностью около 4500 км способны пропускать более 54 миллиардов кубометров газа в год.

На севере Западного региона проходят газопроводы "Союз" протяженностью 424 км и "Оренбург - Новопсков" протяженностью 382 км. Суммарная пропускная способность этих газопроводов - более 40 миллиардов кубометров в год.

В Северо-Западном регионе республики по территориям Актюбинской и Костанайской областей проходят газопроводы "Бухара - Урал" (самый старый в республике) и "Карталы - Костанай". "Жанажол - Октябрьск - Актобе" - газопровод относительно новый, введен в 1988 году и обеспечивает газом с месторождения Жанажол крупных потребителей Актюбинской области. Китайская компания "CNPC - Актобемунайгаз", которая разрабатывает месторождение, предполагает построить еще один газопровод до соединения с магистралью "Бухара - Урал".

Газопровод "Карталы - Рудный - Костанай" протяженностью 154 км обеспечивает поставки газа на промышленные предприятия Рудного и Костаная.

Южные регионы пронизывает система газопроводов "Бухарский газоносный район - Ташкент - Бишкек - Алматы" протяженностью 684 километра. Это также один из наиболее старых газопроводов республики, посредством которого Южно-Казахстанская, Жамбылская и Алматинская области обеспечиваются узбекским газом.

- Как уже говорилось, компания, получив такие активы, начала приводить их в надлежащее состояние. Что уже сделано в этом плане?

- Начнем с того, что специальные лаборатории, в том числе современные внутритрубные дефектоскопы, обследовали тысячи километров газопроводов на предмет коррозии и ресурса металла газопроводов, и только на этой основе планируются и проводятся ремонт, замена дефектных участков газопровода, в том числе изоляционного покрытия труб во всех подразделениях ЗАО "Интергаз Центральная Азия". Необходимость ремонта и модернизации газопроводов диктуется требованиями к их надежности, экологическими соображениями, тем, что КТГ стремится увеличить объемы международного транзита и внутренней транспортировки природного газа по системе магистральных газопроводов.

Так, за 2001-2004 годы отремонтировано более трехсот километров линейной части газопроводов, а также построено более 100 километров новых участков.

В частности, сейчас особое внимание уделяется модернизации крупнейшего магистрального газопровода "Средняя Азия - Центр". Затраты на это в ближайшие годы, по предварительным расчетам, должны составить в общей сложности полтора миллиарда долларов. Уже разработан проект строительства нового турбокомпрессорного цеха № 4 на компрессорной станции "Опорная" для увеличения пропускной способности - САЦ-4.

Его реализация позволит не только повысить надежность работы газопровода, но и увеличить его транзитные и экспортные возможности. Таким образом планируется довести общую пропускную способность трубопровода до ста миллиардов кубометров в год. Актуальность модернизации САЦ, как считают специалисты, обусловлена тем, что газовая труба проходит вблизи перспективных газоносных районов страны и сегодня является единственным доступным средством транспортировки среднеазиатского газа на рынки России, Украины и Европы.

- Руководство компании не раз говорило о предстоящих проектах строительства новых газопроводов. Какие из них сейчас наиболее актуальны и реальны?

- На наиболее продвинутой стадии находится магистральный газопровод "Акшабулак - Кызылорда", строительство первой очереди которого завершено в этом году. Компания "КазТрансГаз" участвует в этом проекте в части строительства АГРС и газопровода от нефтяного месторождения Акшабулак. Это очень интересный проект, ведь Кызылорда - наш промежуточный регион. Если там сейчас не создавать базу, не готовить специалистов, завтра он окажется своеобразным вакуумом между Актобе и Шымкентом.

Второй наиболее важный проект официально называется "Газификация Астаны", но предполагается, что помимо северной столицы новый газопровод охватит несколько областных центров. В 1998-2000 годах проводилась проработка трех вариантов поставки природного газа в Астану и северные области республики. В настоящее время наиболее реальным считается прохождение газопровода через Петропавловск, Кокшетау с заходом в Астану и оттуда до Караганды. Возможно, будет целесообразно сделать отвод на Степногорск и Темиртау.

Из международных проектов хочется выделить планирование строительства газопровода на Китай.

Предполагается, что газопровод, соединив Жанажольское и Карачаганакское месторождения, пойдет от магистральной экспортной трубы "Бухара - Урал" и через Кызылорду дойдет до трубопровода в Шымкенте. А существующий сегодня маршрут от Шымкента до Алматы станет частью экспортной трубопроводной системы. Тогда после строительства участка от Алматы до Китая, протяженностью около 750 километров, мы получим альтернативный экспортный маршрут.

Следующий газопроводный проект связан с планами консорциума "Аджип ККО" по началу промышленной добычи нефти на месторождении Кашаган с 2008 года. Для решения вопроса утилизации попутного газа рассматривается проект "Каспийский шельф-САЦ" - строительство газопровода пропускной способностью порядка 9 миллиардов кубометров в год от предполагаемого Кашаганского ГПЗ до газопровода САЦ.

- Какие перспективы вы связываете с разработкой новых месторождений?

- Они связаны прежде всего с пуском в эксплуатацию Амангельдинского газового месторождения. В общей сложности его запасы превышают 22 миллиарда кубических метров газа, и в течение последующих двадцати лет газовики намерены извлекать из недр порядка четырехсот миллионов кубометров ежегодно. Этот проект позволяет существенно улучшить газоснабжение южных регионов, полностью зависимых от поставок узбекского газа.

Согласно маркетинговым исследованиям, экономическое развитие региона повлечет за собой и увеличение потребностей в газе - возможно, в несколько раз. Поэтому в будущем "КазТрансГаз" планирует продолжить разработку соседних месторождений Амангельдинской группы.

- Коль уж речь зашла о газоснабжении южных регионов, логичным будет вспомнить о судьбе Жамбылской ГРЭС, работа которой сегодня нерентабельна из-за дороговизны топлива. Тем временем дефицит электроэнергии на юге до сих пор существует. Если сюда начнет поступать отечественный газ, проблема вывода ГРЭС из ступора будет решена?

- Проект модернизации Жамбылской ГРЭС предусматривает строительство нового парогазового блока комбинированного цикла в целях увеличения КПД электростанции, уменьшения себестоимости продукции и выпуска конкурентоспособной в Южном регионе электрической энергии. Год назад был подписан "Меморандум о взаимопонимании" между АО "КазТрансГаз" и АО "Сименс", которое, наиболее вероятно, будет действовать по контракту как поставщик оборудования генерального подрядчика на строительство электростанции "под ключ".

ЗАО "Институт КазНИПИЭнергопром" разработало "Концепцию развития Жамбылской ГРЭС", в которой отражено текущее состояние ЖГРЭС, предложены технические решения по реконструкции станции, даны предварительная экономическая оценка и предложения по реализации проекта. В соответствии с разработанной концепцией подготовлены бюджетные предложения по оборудованию, предполагаемому к поставке.

- Один из интересных проектов вашей компании, на мой взгляд, - это перевод автотранспорта на газ. Для нашей южной столицы, которая по загрязненности воздушного бассейна входит в число мировых лидеров, это очень актуально. Как продвигается данный проект?

- В минувшую пятницу в Алматы открылась первая автогазонаполнительная компрессорная станция. Оказанием агентских услуг по осуществлению проекта, который имеет большое экологическое значение и не носит коммерческого характера, занимается дочерняя организация государственной компании "КазТрансГаз" - АО "КазТрансГаз Дистрибьюшн". Проект рассчитан на долгосрочную перспективу в 20-25 лет, и сегодня в него инвестировано уже более 179 миллионов тенге - они пошли на строительство первой газонаполнительной станции.

По словам специалистов, практически любой автомобиль, в котором в качестве горючего используется дизельное топливо или бензин, можно переоборудовать под сжатый газ, потратив на это от пятисот до тысячи долларов США. Однако разница в цене топлива позволит окупить эти затраты за считанные месяцы.

Если провести параллель между двумя видами топлива, то коэффициент полезного действия от сжигания одного литра бензина АИ-93 по цене 60 тенге приравнивается к 1 кубометру газа стоимостью 25 тенге. Поэтому при переходе на газовый привод владелец машины сокращает расходы на горючее более чем в два раза.

К слову, уникальность новой алма-атинской заправки состоит в том, что на ней установлено современное итальянское оборудование, впервые используемое в Казахстане. Новейшие технологии проектирования и строительства АГНКС обеспечивают высокую надежность газонаполнительных компрессорных станций и безопасность их эксплуатации.

- И в заключение - традиционный вопрос о планах на будущее.

- Перед АО "КазТрансГаз" стоят большие задачи, и самые главные из них - обеспечение надежных поставок газа внутренним и внешним потребителям, расширение газотранспортной системы, формирование новых рынков сбыта. Руководством страны поставлены перед компанией четкие долгосрочные цели. И у нас есть все необходимое для успешного осуществления намеченного: высокопрофессиональные и инициативные кадры, серьезный инвестиционный потенциал, крепкая и динамично развивающаяся материально-техническая база. А это значит, что газотранспортные артерии Казахстана будут и впредь обеспечивать эффективное функционирование бурно растущей экономики нашей страны.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В КНР началась эксплуатация газопровода Запад - Восток 31.12.2004
Нефтепровод Баку-Джейхан спасет только Россия 31.12.2004
Получен первый казахстанский кремний 30.12.2004
АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" досрочно выполнило годовой план по добыче нефти 30.12.2004
В третьем квартале 2004 года среднедушевой доход в Казахстане увеличился на 14,3% 30.12.2004
Европу душат собственные деньги 30.12.2004
В Новом году начнется сооружение трансказахстанской железнодорожной магистрали 29.12.2004
"Казахтелеком" намерен сохранить доминирующую роль в развитии телекоммуникационной инфраструктуры страны 29.12.2004
В одной упряжке 29.12.2004
Системные преобразования в агропромышленном комплексе подтвердили неотвратимость проведенных реформ 28.12.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz