NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2019)








Поиск  
Пятница 22.11.2019 03:49 ast
00:49 msk

Анвар Сайденов: По мере необходимости Нацбанк будет ужесточать денежно-кредитную политику
Репутация наиболее динамично развивающейся финансовой системы, поступательно приближающейся к мировым стандартам, прочно укрепилась за казахстанской
14.02.2005 / экономика

Алевтина ДОНСКИХ, "Казахстанская правда", 11 февраля

Репутация наиболее динамично развивающейся финансовой системы, поступательно приближающейся к мировым стандартам, прочно укрепилась за казахстанской. Хорошие международные рейтинги, накопленный высокий собственный капитал банковского сектора - более 347 миллиардов тенге (на 1 января т. г.) - несут экономике, так же как и обществу в целом, позитивный импульс надежности, основательности, стабильности. Но... не избавляют от критики. Основные замечания в адрес финансовой и банковской системы прозвучали на недавнем расширенном заседании Правительства в выступлении как Главы государства, так и Премьер-Министра. С темы совершенствования банковской системы началось и интервью с председателем Национального банка РК Анваром САЙДЕНОВЫМ.

- Анвар Галимуллаевич, критика обоснованна: непрофильные активы банков, непрозрачность финансовых групп, убыточность работы самого НБ РК. Но, поскольку тема очень специфичная, проясните читателям ситуацию. Например, говоря об убыточности банка, отмечают в то же время почти удвоение резервов НБ РК в минувшем году - до 9,3 миллиарда долларов.

- Убыточность Национального банка весьма специфична, поскольку центральные банки нигде и никогда в мире не ставят своей целью достижение прибыли в хозяйственной деятельности. ЦБ - не хозяйствующие субъекты, это орган реализации денежно-кредитной политики государства. В принципе, деятельность НБ РК в 2004 году была примерно такой же, как и в предыдущем году. И ситуация была похожая: большой приток валюты, что вынуждало банк эмитировать краткосрочные ценные бумаги. Необходимость стерилизации избыточной ликвидности банков привела в 2004 году по сравнению с 2003 годом к увеличению объема нот НБ РК в обращении почти в два раза - до 396,1 миллиарда тенге.

Но основные убытки банка связаны с бухгалтерской переоценкой стоимости наших активов, которые размещены в валюте иностранных государств и в золоте. В 2003 году ситуация была сглажена тем, что движение курса тенге к валютам было разнонаправленным. По отношению к доллару курс тенге укреплялся. Поэтому наши золотовалютные активы, размещенные в доллары, теряли свою стоимость. Но к евро и рублю тенге девальвировал. И именно поэтому в 2003 году мы получили бухгалтерский доход, что в какой-то мере компенсировало наши потери по переоценке долларовой части активов. А в 2004 году все курсовые движения были однонаправленными. Поэтому, когда произошла переоценка наших золотовалютных активов, она вылилась в очень большую сумму. К тому же активы выросли на 87 процентов, и нам пришлось пересчитывать гораздо больший объем. Поэтому основная часть наших убытков связана с этой бухгалтерской операцией.

- Иными словами, общий позитив - рост ЗВР Нацбанка, укрепление тенге по отношению ко всей корзине валют - обернулся негативом для хозяйственной деятельности самого банка?

- Говоря об убытках, мы не говорим о том, что их перекрывает: накопленные резервы, годовой доход от переоценки золота, который называется нереализованным. Мы не можем использовать тот резерв, который накоплен у нас, например, по золоту на покрытие убытков от переоценки по валюте. Все свести в единый итог мы не можем: таковы строгие международные правила ведения бухгалтерского учета в центральных банках.

- В таком случае, планируется ли диверсифицировать активы НБ РК?

- Диверсификация портфеля НБ РК продолжается. Уменьшен портфель доллара, вырос портфель евро, сохраняется портфель фунта стерлинга Великобритании. В 2004 году мы включили сюда ряд валют скандинавских стран. Все валютные активы делятся на два портфеля: краткосрочный, которым можно очень быстро воспользоваться в случае необходимости, и долгосрочный. Соотношение краткосрочного: 70 процентов - доллары, 30 процентов - евро. Пропорции долгосрочного портфеля: 45 процентов - доллары, 35 процентов - евро, и остальное - весь набор валют. Причем наш департамент монетарных операций, когда происходило падение доллара по отношению к евро, проводил ряд операций, на которых банк даже заработал. Поэтому во многом наши расходы по стерилизации избыточной массы валюты на внутреннем рынке, а они составили 15 миллиардов тенге, были компенсированы доходами, которые получил департамент монетарных операций. Но говорить об окончательных итогах нашего финансового года, я думаю, можно будет по результатам внешнего аудита.

- Еще одна актуальная тема - прозрачность, непрофильные активы банков, финансово-промышленные группы. И в последнее время ведется речь о создании мощной финансовой группы, которая объединит в себе и банк, и страховую деятельность, и пенсионный фонд, и ипотечную структуру. Где проходит грань, "водораздел" между законным и противозаконным?

- Если, упрощая, свести вопрос к "А" и "Б", то водораздел можно сделать таким образом: когда банк является ядром какой-то финансовой группы и имеет в своем составе финансовые организации, то есть организации, которые имеют лицензии АФН на свою деятельность, это оправдано. Если банк является акционером или владельцем такой организации, то это можно считать профильным активом. Но это большое упрощение, поскольку возможность банка владеть пакетами акций или быть учредителем достаточно жестко прописана в нормативных документах АФН. Если говорить об организациях, которые не являются финансовыми, то это будет непрофильный актив. Но зачастую банки являются владельцами таких акций в силу разных причин. Во-первых, если у банка есть портфель ценных бумаг, он может совершать различные операции: приобретать и продавать крупные пакеты акций каких-то предприятий, которые котируются на бирже. Причем эта биржа не обязательно должна быть казахстанской. Поэтому в какой-то период времени у него могут находиться те или иные пакеты акций. И целью такой операции является получение дохода от купли-продажи.

Возможна и другая ситуация, которая имеет большее отношение к Казахстану: когда акции тех или иных предприятий выставляются в качестве залога. И если кредит не обслуживается, акции забираются в залог и оказываются в собственности банка. Но и эта ситуация прописана в нормативных документах, где определяется доля акций предприятий, которыми может владеть банк в силу таких событий, период, в течение которого он должен избавиться от них. Нарушение требований законодательства и приводит к таким примерам, о которых говорил Президент.

- Но есть еще финансово-промышленные группы, которые сами в целях улучшения финансового обслуживания своих структур создают банки. ФПГ не противозаконны?

- В ФПГ, действительно, ядром являются промышленные предприятия. Банк создается для обслуживания деятельности группы. И это законно, потому что АФН выдает разрешение на владение акциями банка на ту или иную долю, которая не может превышать пороговых значений. При этом обязательно рассматривается состоятельность, устойчивость акционера, его денежные потоки и происхождение средств, которые были потрачены на приобретение акций банка в силу тех или иных обстоятельств. Поэтому в целом на рынке картина мозаичная.

Правда, нельзя исключать ситуации, хотя мне кажется, что это уже дело прошлое, когда банки внедрялись в те или иные сферы деятельности. Скажем, в нефтяные проекты, становились собственниками месторождений, промышленных предприятий. Думаю, речь шла о таких непрофильных видах деятельности банков. Но пик такой интервенции уже прошел. В силу объективных факторов: банки, имея широкий спектр контактов с западным финансовым миром, избавляются от непрофильных активов, поскольку оцениваются по международным стандартам и рейтинговыми агентствами, и партнерами. Потому что, когда перед партнером выступает такая аморфная, многоотраслевая структура, ясно, что с ней гораздо меньше стимулов к сотрудничеству, чем с банком, который в своей деятельности прозрачен.

- Переход к 2007 году на международные стандарты поставит точку в этой проблеме?

- Вопрос не в том, чтобы таких структур не возникало, а в том, чтобы регулирующие органы и банки имели четкое представление о группе. И тут рецепт известен: консолидированный надзор, при котором регулирующие органы имеют представление о всей группе в целом, о том, какие виды деятельности в сфере ее интересов. А также: система управления рисками, принципы корпоративного управления, транспарентность - прозрачность структуры собственников. То есть мы должны знать не только, сколько стоит собственность, а кто и на каких основаниях является собственником того или иного банка, имеет ли он возможность определять, владея большим пакетом акций, стратегию банка. Это все известно. Но вопрос в том, насколько далеко мы продвинулись в реализации этих принципов. Думаю, с точки зрения прозрачности собственников прогресс все-таки произошел. До мировых стандартов, наверное, еще далеко, но по сравнению с тем, что было в середине 90-х, прогресс очевиден. Хотя должен признать, что для "экспортного исполнения" - для рейтинговых агентств и международных партнеров - такая транспарентность выше, чем для Казахстана.

- Анвар Галимуллаевич, прошло немногим более года, как вы были назначены председателем Национального банка. Каким был этот год?

- В целом - сложным. Не для меня лично, а для института. Но как руководитель Национального банка считаю, что его удалось завершить достаточно успешно: главная функция НБ РК - обеспечение низкого уровня инфляции - была выполнена. В целом в 2004 году (декабрь к декабрю) инфляция сложилась на уровне 6,7 процента. Ее уровень остался в рамках прогнозных ориентиров, которые были определены основными направлениями денежно-кредитной политики на 2004-2006 годы и среднесрочным планом социально-экономического развития РК на 2005-2007 годы. Однако для того, чтобы не превысить запланированный уровень инфляции, в прошлом году прилагался максимум усилий. В итоге это отразилось на расходах НБ РК по стерилизации избыточной ликвидности, которые в 2004 году по сравнению с предыдущим годом выросли на 60 процентов.

Кроме того, это был первый год функционирования финансового сектора Казахстана в условиях разделения функций между НБ РК и АФН. Мы реформировались "на марше": происходило кардинальное разделение надзорной деятельности и денежно-кредитной политики. Одно дело - прописать на бумаге функции, другое - решить вопросы на практике. Возникло много нюансов, вопросов, которые приходилось регулировать. Например, очень долго прорабатывалось наше соглашение с АФН. И вопросы еще остаются. Мы много говорим о минимальных резервных требованиях. По нашему законодательству оказалось, что это прерогатива органа надзора, хотя, по сути, это компетенция Нацбанка. Сейчас этот вопрос рассматривается Парламентом, и надеюсь, изменения будут внесены в законодательство. Был очень большой вопрос о том, что у АФН нет филиальной сети, хотя проверки финансовых организаций в регионах - это очень большой блок деятельности агентства. Сейчас эта задача практически решена. В итоге, НБ РК является единственным банком в странах СНГ, деятельность которого полностью сконцентрирована на функциях, присущих классическому центральному банку. Новые реалии обусловили смещение акцентов в политике Национального банка. Уровень инфляции является для Национального банка ключевым показателем, поэтому НБ РК уделяет повышенное внимание своим прогнозам по инфляции и мерам по борьбе с инфляционными процессами.

- Минувший год, наверное, был рекордным по притоку валютной выручки, объему внешних заимствований в страну. Выдержит ли еще один такой валютный натиск наша финансовая система? Насколько успешно решались в 2003 году основные задачи банковской системы и как вы оцениваете ее нынешнее состояние?

- Думаю, что система достаточно устойчивая. А что касается мер Национального банка, то следует говорить об эффективности инструментов денежно-кредитной политики, на которые мы хотим сделать упор в этом году. Но нельзя забывать, что ситуация на рынке лишь наполовину определяется монетарными факторами. В пределах своей компетенции мы свою задачу выполнили и будем выполнять.

Что касается задач в области валютного регулирования и валютного контроля, то отмечу продолжающуюся работу по дальнейшей либерализации валютного режима. В настоящее время проект нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле" уже одобрен Мажилисом и рассматривается Сенатом Парламента. Он разработан в целях создания эффективной базы для поэтапного перехода на принципы полной конвертируемости национальной валюты.

Среди основных задач Нацбанка - обеспечение функционирования платежных систем. В минувшем году объем проведенных через платежную систему платежей по сравнению с годом-предшественником увеличился в 1,3 раза - до 30 триллионов тенге, а объем транзакций с использованием платежных карточек казахстанских эмитентов - до 566,1 миллиарда тенге. Количество держателей платежных карточек за год увеличилось до 2,27 миллиона человек, а количество торговых предприятий, принимающих их к оплате, достигло 2 354.

Добавлю, что практически во всех сегментах финансового сектора продолжились положительные тенденции и даже отмечены некоторые относительные рекордные показатели. Так, за 2004 год денежная масса выросла на 68,2 процента - до 1 634,7 миллиарда тенге, наличные деньги в обращении увеличились на 59 процентов - до 379,3 миллиарда тенге. Такой показатель роста наличных денег - самый высокий за последние 9 лет, а денежной массы - за последние 5 лет.

Отрадно сознавать, что доверие граждан к банковской системе продолжает повышаться, улучшаются ожидания предприятий реального сектора и населения относительно перспектив развития финансовой системы. Об этом свидетельствует значительный рост (на 71,2 процента) объема депозитов резидентов - до 1 255,4 миллиарда тенге. Увеличились вклады населения (с учетом нерезидентов) в банках в 1,3 раза. Произошло заметное снижение уровня долларизации экономики. Так, удельный вес вкладов населения в тенге в общем объеме депозитов вырос с 37,5 до 57 процентов. Впервые с момента введения плавающего режима обменного курса превышен показатель апреля 1999 года.

В 2004 году также произошло самое значительное увеличение кредитов населению - в 2,5 раза - за время развития кредитного рынка страны. В результате удельный вес кредитов населению в общем объеме кредитов экономике за 2004 год увеличился с 12,5 до 20,5 процента. При этом ипотечные кредиты выросли в 3,4 раза, а кредиты на потребительские цели - в 2,4 раза. Ставки же вознаграждения по кредитам заметно снизились.

- Несколько слов о роли НБ РК в реализации задач, поставленных IV Конгрессом финансистов Казахстана, в том числе по развитию фондового рынка.

- Вопросы, связанные с развитием фондового рынка, непосредственно не относятся к компетенции Национального банка. Однако задачи, поставленные Президентом страны на IV Конгрессе финансистов, подразумевают более широкий подход к дальнейшему совершенствованию финансовой системы Казахстана, в том числе и фондового рынка, и требуют приложения совместных усилий со стороны Правительства, АФН и Национального банка. Для осуществления этих задач была принята Программа развития рынка ценных бумаг РК на 2005-2007 годы. Со своей стороны, Нацбанк в рамках проводимой денежно-кредитной политики будет продолжать эмиссию краткосрочных нот, а также примет меры по расширению операций открытого рынка, увеличению собственного портфеля ценных бумаг и развитию новых финансовых инструментов.

- На одной из пресс-конференций вы высказались в том духе, что политика Минфина по выпуску ГЦБ не соответствует подходам Нацбанка. Если говорить общедоступным языком, в чем кроется противоречие?

- Это не совсем точно. На самом деле нет противоречий в подходах, а есть объективно обусловленная разница в целях выпуска ценных бумаг у Министерства финансов и у Национального банка. Основной целью Министерства финансов при выпуске государственных ценных бумаг является финансирование дефицита государственного бюджета. Целью Национального банка при выпуске нот является регулирование ликвидности банков второго уровня. В последнее время ситуация складывается так, что поступления в бюджет за счет налогов от существенно возросших объемов экспортной валютной выручки, обусловленных высокими ценами на энергоресурсы на мировом рынке, сократили необходимость покрытия дефицита бюджета за счет выпуска ГЦБ.

С другой стороны, значительный приток иностранной валюты вынуждает НБ РК увеличивать эмиссию нот для стерилизации избыточной ликвидности, что приводит к значительным затратам банка на их обслуживание. В этих условиях Национальному банку и Министерству финансов в целях предотвращения роста инфляции необходимо более тесно координировать свои действия в области выпуска ценных бумаг.

Кроме того, в условиях недостаточности долгосрочных ГЦБ Министерства финансов накопительные пенсионные фонды вкладывают значительные активы в краткосрочные ноты, ослабляя тем самым влияние денежно-кредитной политики Национального банка на банковскую ликвидность. В связи с этим выпуск Минфином нового финансового инструмента - государственных долгосрочных сберегательных казначейских обязательств (МЕУЖКАМ), предназначенных для размещения среди НПФ, помогает снять остроту проблемы.

- Какие задачи ставит Национальный банк на текущий год?

- Правлением Национального банка 29 января 2005 года одобрены основные направления денежно-кредитной политики НБ РК на 2005-2007 годы. В документе рассмотрено три сценарных варианта развития экономики (при умеренных, высоких и низких ценах на нефть), и в качестве базового выбран вариант умеренных цен на нефть. При базовом варианте развития ситуации основной целью денежно-кредитной политики в 2005 году станет удержание инфляции в пределах, определенных в Среднесрочном плане социально-экономического развития страны на 2005-2007 годы - 4,9-6,5 процента.

Предполагается, что основные факторы, способствующие повышению инфляции в 2004 году, такие как значительный экономический рост и большой объем притока иностранной валюты в Казахстан, сохранят свое воздействие и в 2005 году. Кроме того, высокий рост цен предприятий-производителей в 2004 году на 23,8 процента может стать определяющим фактором роста потребительских цен в 2005 году. В таких условиях для достижения поставленной цели Национальный банк будет усиливать меры воздействия на рынок денежно-кредитной политики, по мере необходимости ужесточая ее. Ужесточение денежно-кредитной политики предполагает изменение направления влияния официальных ставок Национального банка на рыночные ставки. Напомню, что с 1 февраля 2005 года были повышены официальные ставки рефинансирования и по операциям репо.

Для усиления регулирующих свойств официальной ставки рефинансирования Национальный банк будет периодически (ежеквартально) пересматривать официальную ставку рефинансирования, тем самым предоставляя финансовому рынку актуализированные ориентации по ожидаемым тенденциям в финансовой сфере.

В целях регулирования доходности на финансовом рынке будут выпускаться краткосрочные ноты, однако предполагается значительное снижение их сроков обращения. В этих условиях главным инструментом стерилизации избыточной ликвидности станут депозиты банков в НБ РК. Для повышения эффективности процесса принимаемых решений Национальным банком будет создан консультационно-совещательный орган по денежно-кредитной политике с участием представителей Нацбанка и заинтересованных государственных органов, Парламента, научных кругов, а также финансового и реального секторов экономики.

Для снижения остроты проблемы избыточной ликвидности и более гибкого регулирования ликвидности банков предполагается внести соответствующие изменения в механизм формирования минимальных резервных требований. Будут рассмотрены различные варианты определения структуры обязательств банков, по которым они должны соблюдать норматив минимальных резервных требований, а также порядок их выполнения, будет выбран наиболее оптимальный вариант для проведения эффективной денежно-кредитной политики.

Вместе с тем планируется расширять операции открытого рынка, будут приниматься меры по увеличению собственного портфеля ценных бумаг и развитию новых финансовых инструментов. Кроме того, Национальный банк будет изучать методологические аспекты учета пенсионных активов в обзоре финансового сектора и их влияние на денежно-кредитную политику для принятия соответствующих мер.

Национальный банк намерен сохранить режим плавающего обменного курса без определения какого-либо долговременного установленного коридора. Будет продолжена политика, направленная на дальнейшую либерализацию валютного режима в Казахстане, и с 1 января 2007 года будет полностью отменено лицензирование валютных операций. При этом в целях своевременного принятия мер по профилактике перегрева экономики Национальный банк будет отслеживать ситуацию по притоку иностранной валюты в страну и в случае необходимости рассмотрит возможность принятия мер по снижению возникающих рисков. Но лучшим средством от перегрева экономики был и остается рост производительности труда, наращивание объемов производства во всех секторах экономики.

Также предусмотрены дальнейшие меры по обеспечению эффективного и надежного функционирования платежных систем, осуществлению надзора и контроля за обеспечением их стабильного функционирования, развитию новых видов платежных инструментов, реализации программы развития национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек.

- А свои личные финансы вы кому доверяете?

- Ими распоряжается супруга. Я же сам предпочитаю платежные карты: это удобней, чем наличные...

За 2004 год денежная масса выросла на 68,2 процента - до 1 634,7 миллиарда тенге, наличные деньги в обращении увеличились на 59 процентов - до 379,3 миллиарда тенге. Такой показатель роста наличных денег - самый высокий за последние 9 лет, а денежной массы - за последние 5 лет.

Досье "КП" Анвар Сайденов родился в 1960 году в Москве. В 1982 году окончил с отличием МГУ им. М. Ломоносова по специальности "экономист, преподаватель политэкономии", в 1987 году - очную аспирантуру МГУ, в 1994 году - Лондонский университет. Кандидат экономических наук и магистр наук по экономике финансов. Работал специальным сотрудником ЕБРР в Лондоне, с августа 1996 по апрель 1998 года - заместителем председателя правления НБ РК. В 2000-2002 гг. возглавлял правление АО "Народный банк Казахстана". В июне 2002 года распоряжением Президента Казахстана назначен на должность заместителя председателя НБ РК, с января 2004 года - председатель НБ РК. Владеет английским языком в совершенстве.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Инвесторы чувствуют уменьшение рисков в Казахстане 28.02.2005
К 2010 году НАК "Казатомпром" будет производить 15000 тонн урана в год 28.02.2005
ВымпелКом завершит продажу пакета Кар-Тела через неделю-три 28.02.2005
Минэкономики РК рассматривает возможность увеличения дефицита республиканского бюджета до 1,9% от ВВП 25.02.2005
Полуторамиллионная тонна ферросиликохрома выплавлена на Аксуском заводе ферросплавов 25.02.2005
"КазМунайГаз" и Корейский Консорциум подписали Соглашение о Принципах по участку "Жамбыл" 25.02.2005
В 2004 году доходы телекоммуникационной отрасли РК превысили $1 млрд. 25.02.2005
Независимый аудитор подтверждает значительное увеличение запасов нефти и газа компании "ПетроКазахстан" 25.02.2005
"ЮКОС" ушел из Казахстана. Вернуться не обещал 25.02.2005
Глава китайского центробанка не оставил доллару надежды 25.02.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.11.19 Пятница
79. БАЙГАРИН Ойрат
72. ТУЯКБАЙ Жаpмахан
69. ИСКАКОВА Саида
67. БАТАЛОВ Амандык
67. СУРАНЧИНОВ Есенбай
65. СМАГУЛОВ Нурлан
62. ИЗАТОВ Бибол
62. ИСКАЛИЕВ Кадырбек
61. АНАТОЛИЙ
61. ЖАНАБЕРГЕНОВ Елемес
57. ДАУЛБАЕВ Асхат
55. АЯГАНОВ Серик
55. МУСАБЕКОВА Газиза
54. БАЙЗАКОВ Айбек
54. СМАГУЛОВ Сундет
...>>>
23.11.19 Суббота
79. КАДЫРОВА Зауpе
73. БАПАЛАКОВ Абдад
73. НУРПЕИСОВ Еркеш
71. КАРИБЖАНОВ Жаныбек
66. КАСАНОВ Зиятдин
65. ТЕМЕНОВ Талгат
63. ХАМИТОВ Аскар
60. АУЕЗОВ Кайрат
60. ЕСЖАНОВ Канат
59. МУСТАФАЕВ Серик
57. АЛТЫБАЕВА Турсунбобе
57. МЫРЗАКУЛОВ Мухан
57. ТУРАКБАЕВ Дамир
56. ИМАНБАЕВ Бакыт
55. ТАСМАГАМБЕТОВА Рысты
...>>>
24.11.19 Воскресенье
83. МУХАМЕДЖАНОВ Мурат
74. ЛАВРИНЕНКО Юрий
66. АБДРАХМАНОВ Ержан
66. АЖИБАЕВ Талгат
64. АЛИМОВ Куанткан
63. КАЛДЫГУЛОВА Сания
62. КАППЕЛЬ Егор
62. КОЗЫБАЕВ Ильяс
59. САДЫКОВ Пернехан
58. КУАТБЕКОВ Алихан
58. САЛАГАЕВ Сергей
55. ШЕРЬЯЗДАНОВ Сапар
52. КРУК Олег
52. ЛЮБАРСКАЯ Ирина
49. ОСПАНОВ Даулет
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz