NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 14:01 ast
12:01 msk

Одесса – Броды: новая жизнь
Этот нефтепровод – весьма противоречивый проект: нашумел и во время своего строительства, и уже после него. Напомним, что сия труба строилась…
17.02.2005 / экономика

Наталья Евродол, www.from-ua.com

…на протяжении 1996 – 2002 гг. Ее протяженность составляет 675 км, а стоимость строительства – 550 млн. грн. Проектная мощность нефтепровода – 14,5 млн. тонн нефти в год. Россия и Украина 18 августа 2004 г. подписали долгосрочное соглашение о транзите нефти, согласно которому, в частности, уполномоченные организации сторон должны обеспечить оптимальную работу нефтепровода Одесса – Броды, включая поставки российской нефти по направлению Броды – Одесса – МНТ "Южный". Для запуска нефтепровода "Укртранснафта" привлекла кредит ТНК-BP в размере до 108 млн. долл. на закупку 425 тыс. тонн технологической нефти. Фактическое использование нефтепровода в реверсном режиме началось в сентябре прошлого года. ОАО "Укртранснафта" подписало договор с российско-британской ТНК-ВР о прокачке ежегодно около 9 млн. тонн нефти на протяжении трех лет. В то же время, работающий проект сегодня пытаются развернуть в другую сторону.

Не стоит и забывать для чего изначально закладывалась "великая труба". В конце 1991 (и не без подачи заокеанского друга" был предпринят некий суперпроект - с помощью трубы Одесса - Броды, в обход России, осчастливить Европу каспийской нефтью.

Еще держали в уме вариант с диверсификацией импорта нефти для собственных нужд Украины. Гуру нефтепроекта от кого-то слышали, что стандартами ЕС не рекомендуется поглощать углеводороды из одного источника. На каждую нефтяную артерию, питающую страну, должно отводиться не более 30% от общего потребления. То, что поставляемая в Украину из Каспия нефть, в обход России, из-за морских перевалок будет на 20% дороже (не считая стоимости обустройства обходного варианта), не смущало.

Еще надо спросить у проектеров, каким образом возможно было повлиять на разнообразие поставок жидкого топлива своей каплей – 14 млн. тонн – в море потребляемой (около 1 млрд. тонн) Европой нефти и заодно утереть нос Москве, экспортирующей около 300 млн. тонн в год? Очевидно, имея кучу незанятого времени, "независимые эксперты" обчитались идей мистера Бжезинского (пустить энергопотоки из Средней Азии и Каспия в обход России, проткнув, как шашлык, Восточную Европу с юга на север нефтепроводом, а из Норвегии в противоположном направлении газопроводом, и тем самым оттеснить Москву от поставок своих энергоносителей на Запад). Естественно, из сего ничего не вышло.

С кем ты, Украина?

Направление движения нефти по нефтепроводу "Одесса – Броды" – это показатель того, чьи интересы сегодня преобладают в Украине. Нужно понимать, что нефть хоть и ликвидный товар, но требующий больших усилий от производителей для налаживания сбыта. И здесь борьба за рынки сбыта начинается с войны за транспортную систему. Идея реверса в принципе изначально пророссийская, призвана защищать интересы российско-британской компании на рынках континентальной Европы.

Использование нефтепровода в проектном направлении – это идея, которая в какой-то степени приводит к диверсификации поставок нефти в Украину и отходу от российской зависимости. Но так ли это уж хорошо – получать каспийскую нефть из Азербайджана, транспортируя ее по территории нескольких стран, перегружая на морской транспорт? С другой стороны, диверсификация поставок – это лишний повод для переговоров с россиянами для снижения цены на нефть, а также повод для того, чтобы услужить американским корпорациям, получившим концессии на каспийском шельфе.

Иракский вариант

Украинский "Одесса – Броды", работая в проектном направлении, не обязательно должен наполняться именно каспийской нефтью. Почему бы не наполнить его иракской или кувейтской нефтью?

Дело в том, что наш южный сосед Турция сейчас испытывает жесткий дефицит нефтепродуктов, и турецкая лира держится лишь за счет притока иностранных инвестиций, само сальдо торгового баланса Турции уже давно отрицательно именно из-за высоких цен на нефть. Когда инвестиционная блажь закончится, финансовая система страны окажется оголенной для очередного инфляционного удара, и поэтому наш сосед пойдет на любые американские варианты, чтобы решить стратегическую проблему отрицательного торгового сальдо. В принципе, в иракской кампании турецкие войска пытались проявить инициативу, но не смогли договориться с американцами, и пока северный Ирак остается в их зоне контроля.

Каким далее будет сценарий – не совсем ясно: то ли американцы будут способствовать расчленению Ирака и созданию на севере страны Курдистана, то ли Турции придется выступать транзитной территорией на пути иракской нефти в Европу. Скорее всего, вариант решения будет завесить от того, как быстро американские войска справятся с беспорядками в Ираке и как успешно проведенные в Ираке выборы повлияют на политическую стабильность в стране, что пока весьма сомнительно. В конечном итоге, если планы "дяди Сэма" по восстановлению Ирака рухнут, то северный Ирак вполне могут передать Турции для создания курдской автономии, тем более что для этого есть экономические предпосылки: Турция интересует иракцев с точки зрения источника пресных вод, а северный Ирак интересует Турцию с точки зрения нефти. Скорее всего, точного плана действий у Пентагона еще просто нет, они точно знают, что нефть можно поставлять в Европу, но не знают, как пройдет нефтепровод по политической карте.

Сильный шаг

В действительности пробить транспортное окно в Европу прямо с ближневосточного нефтяного пятачка – это не просто экономически выгодный проект, это возможность влияния для американских компаний на цены на нефть на европейском рынке. Издали это все напоминает игру в монополию, когда один из игроков стремится захватить власть над наиболее значимыми источниками ресурсов. Но в целом открытие транспортного коридора через Украину может стабилизировать обстановку на Ближнем Востоке, ведь взамен нефти в такие страны, как Ирак, начнут поступать ресурсы, способные действительно влиять на восстановление экономики.

Но тогда у россиян появится конкурент, готовый продавать нефть дешевле, и грузопоток нефтепровода "Дружба" будет частично компенсирован потоком "Одесса – Броды – Гданськ". Действительно, россиянам, которые добывают нефть в достаточно тяжелых условиях и с себестоимостью в 10 – 15 долл. за баррель, очень сложно будет конкурировать с иракской нефтью, которая, без учета военных расходов, обходится добывающим компаниям в 4 – 8 долл. за баррель. Планы американцев выглядят еще сильнее, если принять во внимание, что США уже как-то разделили Европу на "новую" и "старую", и приход иракской нефти может стать ключом для усиления роли США в развитии ЕС на Восток. В частности, уж точно основательно закрепится влияние США на Польшу и другие страны Восточной и Центральной Европы, попавшие в ЕС.

Если Россия здесь не сможет вертеть краником, то фактически геополитический баланс в регионе будет нарушен. А вот плохо или хорошо это все будет для Украины, сказать сложно. Пока между Россией и США бродит призрак холодной войны – мы будем оставаться в зоне риска. В вырисовывающуюся ситуацию не вписывается только Иран: обладая достаточно весомыми запасами газа, он остается все еще закрытым для американских компаний, наверное, потому последние недели так часто говорят о взаимоотношениях между США и Ираном.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Инвесторы чувствуют уменьшение рисков в Казахстане 28.02.2005
К 2010 году НАК "Казатомпром" будет производить 15000 тонн урана в год 28.02.2005
ВымпелКом завершит продажу пакета Кар-Тела через неделю-три 28.02.2005
Минэкономики РК рассматривает возможность увеличения дефицита республиканского бюджета до 1,9% от ВВП 25.02.2005
Полуторамиллионная тонна ферросиликохрома выплавлена на Аксуском заводе ферросплавов 25.02.2005
"КазМунайГаз" и Корейский Консорциум подписали Соглашение о Принципах по участку "Жамбыл" 25.02.2005
В 2004 году доходы телекоммуникационной отрасли РК превысили $1 млрд. 25.02.2005
Независимый аудитор подтверждает значительное увеличение запасов нефти и газа компании "ПетроКазахстан" 25.02.2005
"ЮКОС" ушел из Казахстана. Вернуться не обещал 25.02.2005
Глава китайского центробанка не оставил доллару надежды 25.02.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz