Игорь НЕВОЛИН, "Литер", 26 марта
Если заглянуть в прошлое, лет на 15–20 назад, то без труда можно вспомнить острые дискуссии, что велись на всей одной шестой суши, по поводу того, каким путем нам идти дальше. Старая экономическая система дала сбой. А новую еще только предстояло примерить. Чего только не предлагалось в виде готового к применению опыта? И аргентинская модель развития, и китайская. Со временем все разговоры о наиболее приемлемом для Казахстана варианте сошли на нет. И до недавнего времени лишь немногие специалисты отчетливо понимали, на какую дорожку мы все-таки вступили.
Наша экономика, уменьшенная копия южнокорейской. Что здесь, что в Восточной Азии на начальном этапе упор делался на мощь нескольких крупных финансово-промышленных групп (ФПГ). Корпорации должны были на своих плечах вытягивать всю экономику. На каком-то этапе такая раскладка сил полностью оправдывала надежды. Но подобное положение вещей не могло быть вечным. В Корее мегахолдинги уже поставили на место. В Казахстане это только еще предстоит сделать.
На стартовой сессии мажилиса третьего созыва (ноябрь 2004 года) глава государства впервые заявил о том, что мегахолдинги вступили в фазу конфликта интересов с обществом. "…Эти холдинги, помимо основной деятельности, через дочерние предприятия осуществляют целый ряд непрофильных функций, что приводит к неэффективности и отсутствию транспорентности их деятельности…", – такими словами подытожил Нурсултан Назарбаев свое напутствие депутатам. Эта тема была продолжена спустя две недели на Конгрессе финансистов. И, наконец, получила полное раскрытие в тексте ежегодного президентского послания (февраль 2005 года).
Так чем же провинились наши ФПГ? Ведь еще совсем недавно им активно помогали занять свое место под солнцем. Да и не стал бы ни один из сегодняшних магнатов таковым без помощи государства.
В Корее так называемая большая пятерка – LG, Samsung, Daewoo, SK, Hyundai - еще недавно контролировала более половины ВВП. Эти мегахолдинги, известные нашему обывателю благодаря своим основным производствам (электроника, бытовая техника, автомобили), на самом деле "захватили" практически все сферы производства. "Дочками" пятерки выпускалось все – от зубных щеток до крупнотоннажных танкеров. Предпринимательская инициатива оставалась только в учебниках по политэкономии. Малый бизнес потерял всякую возможность вырасти до среднего. А средний ни при каких условиях не имел возможности стать крупным. На рынке просто не осталось свободных ниш. То есть обществу стало очевидно, что суть любой ФПГ – "монополитическая и олигархическая концентрация капитала и высокодоходных отраслей в руках ограниченного числа компаний".
В Корее положение начало исправляться. Может быть, понимание опасности подобной ситуации пришло к властям этой страны и не очень эволюционным путем (общеэкономический кризис 1997 года), но это не помешало президенту Южной Кореи Ким Дэ Чжуну провести ряд встреч с руководителями крупнейших мегахолдингов и дать недвусмысленно понять, что им предстоит в самые короткие сроки "создать в стране конкурентную среду". Что означало внешне добровольное избавление мегахолдингов от многочисленных "дочек". Сегодня, например, вся автосервисная сеть корпорации Hyundai ни коим образом не принадлежит автогиганту. Этот бизнес попал в руки малых предприятий, которые лишь должны соответствовать требованиям предприятия-производителя. Примерно того же, судя по программным заявлениям, добивается и казахстанский лидер.
Правда, в Корее, в случае острой необходимости, для плюрализма места обычно не остается. Разговор президента Ким Дэ Чжуна с тамошними олигархами менее всего походил по содержанию на дискуссию. Им просто был отдан приказ: "Реструктуризоваться или умереть!" Понятно, что такая постановка вопроса не оставляла особого выбора. У нас же пока начались уговоры. Причем в данный момент отечественные ФПГ явно не на стороне правительства. Поэтому, по словам министра экономики и бюджетного планирования Кайрата Келимбетова, передача непрофильных активов в конкурентную среду будет очень нелегкой. Поскольку холдинги не желают расставаться со своими дочерними предприятиями. Более того, ответственный исполнитель этого принципиального решения не исключает, что сам процесс будет проходить под политическим давлением некоторых группировок, заинтересованных в сохранении монополий.
Конфликт интересов между ФПГ (мегахолдингами, бизнес-конгломератами – кому как больше нравится) и государством рано или поздно должен наступить. Мегахолдинги постепенно превращаются в группы влияния, контролирующие большие объемы финансовых, производственных, информационных ресурсов. С таким потенциалом обычно мегахолдинги пытаются активно действовать на "теневой" политической сцене, препятствуют принятию неудобных для себя решений.
Как все же произойдет реструктуризация частных и государственных холдингов в стране, нам остается только предполагать. Полное копирование корейского сценария, видимо, уже невозможно. Я имею в виду силовые методы, которые олигархам явно покажутся "неинтеллигентными". Хотя проявленная настойчивость не помешала позже лидеру Южной Кореи стать нобелевским лауреатом за развитие демократии. |