Вадим ВАСИЛЬЧЕНКОЮ, "Казахстанская правда", 25 марта
В Министерстве индустрии и торговли разработана программа "Развитие машиностроительного комплекса РК на 2005-2007 годы". В скором времени она поступит на рассмотрение Правительства. Машиностроению пророчат "прорывное" будущее как отрасли, производящей высокотехнологичную и ориентированную на экспорт продукцию. О том, какой ей быть и с чем придется столкнуться производственникам в самое ближайшее время, - в интервью "Казправде" с председателем Комитета промышленности и научно-технического развития названного ведомства Мейрамом Кажикеном.
- Еще три года назад наше машиностроение было скорее мертво, чем живо: в 2002 году производство ушло "в минус". "Реанимация" началась с 20-процентного роста, в прошлом году отрасль подтянулась еще на треть, что не могло не вселить надежду...
- Даже если бы объем производства утроился, это бы не говорило о возрождении отрасли в целом. До этого далеко. Зачем строить иллюзии: машиностроение Казахстана находится в зачаточном состоянии. "Удельный вес" сектора в общем объеме промышленной продукции мизерный - 3,2 процента (в начале 90-х этот показатель доходил до 16)... Для своих нужд мы выпускаем сегодня только одну шестую часть продукции. Остальное завозим извне. В структуре же экспорта машиностроительная отрасль занимает всего два процента... Сегодня нужно четко понимать: производить все и вся нереально. Поэтому нужно "привязать" подотрасли машиностроения к конкурентным на внешнем рынке секторам промышленности.
К ним относятся добыча и переработка углеводородов, сельское хозяйство, горно-металлургический комплекс, энергетика, а также транспортная инфраструктура. Оборудование, узлы, механизмы и транспортные средства для этих отраслей можно и нужно производить на территории страны. При этом предприятия не должны дублировать устаревшие образцы традиционной для СНГ номенклатуры техники и технологий, а ориентироваться на передовые. Сейчас в Правительстве создана рабочая группа для подготовки кластера в нефтегазовом машиностроении. Эта подотрасль имеет все шансы стать ведущей.
- Получается, рост производства на треть - случайность?
- Отнюдь. Скорее закономерность. Подъем достигнут за счет нефтегазового сектора и горно-металлургического комплекса, которые "вытянули" объемы крупными заказами на оборудование. Кроме того, расширили мощности предприятия по сборке легковых автомобилей и полуприцепов. На результатах сказалась и устойчивая работа национальной компании "Казахстан инжиниринг", объединяющей крупные предприятия оборонной промышленности.
- До сих пор политика импортозамещения поддерживала предприятия машиностроения на плаву. Сейчас иностранные компании неохотно идут на сотрудничество с казахстанскими заводами и предпочитают пригонять оборудование из-за границы.
- Комитет добивается, чтобы недропользователи выполняли обязательства контрактов и закупали продукцию машиностроения на предприятиях Казахстана. Взаимопонимание же удается найти не всегда: часть договоров не выполняется. Поэтому совсем недавно мы внесли предложение в Правительство по изменению работы АО "Казахстанское контрактное агентство" и Комитета промышленности Мининдустрии с тем, чтобы жестче регулировать этот вопрос...
Могу проиллюстрировать отношение нефтедобывающих компаний к отечественному машиностроению на примере "КазМунайГаза". В 2003 году Петропавловский завод тяжелого машиностроения разработал для национальной компании современную мобильную буровую установку. Опытный образец стоимостью 680 миллионов тенге удовлетворил нефтяников: по долгосрочному плану развития КМГ готов был приобретать три МБУ каждый год. На деле компания купила только пять установок и к проекту "охладела". Официальная причина отказа - нехватка средств на обновление другого оборудования. Завод же потерял заказ: объемы снизились с 4,5 миллиарда до 800 миллионов. И хотя АО "ПЗТМ" сегодня единственный в стране производитель сложной техники для нефтяников, предприятию приходится искать другие источники заказов. К примеру, АО намерено вновь сотрудничать с железнодорожниками и расширить возможности по выпуску и гарантийному обслуживанию ракетной техники Минобороны.
- Список проблем машиностроения с трудом умещается на двух листах... И все же, какая, на ваш взгляд, главная "болевая точка" этого сектора промышленности?
- Физическая изношенность станочного парка. Основные средства предприятий устарели на 55 процентов, в том числе их активная часть - до 90 процентов! Это предопределяет то, что отечественная продукция не выдерживает конкуренции на внешнем рынке.
Технологическая отсталость средств производства от мирового уровня доходит до 35-50 лет! По существующим расчетам, на частичную модернизацию заводов и замену более семи тысяч станков потребуется от 75 до 100 миллиардов тенге. Очевидно, что такую сумму бюджет не потянет. Остается наладить используемый в развитых странах механизм обновления основных фондов за счет лизинга. На Западе в восьми из десяти случаев промышленное оборудование выкупают лизинговые компании, а затем сдают в аренду предприятиям. Доля проходящей через лизинг техники и агрегатов в Казахстане - меньше одного процента. Действующие в этой сфере 15-20 компаний открыты банками для получения быстрого дохода через лизинг транспорта. Чтобы окупить аренду промышленного оборудования, требуется 5-7 лет. В качестве источника таких "длинных" денег обычно используются средства страховых компаний и пенсионных фондов. Но им запрещено инвестировать в подобные проекты... Запустить лизинг в этом секторе возможно при условии взаимной заинтересованности предприятий и Правительства и создании надежного и прозрачного механизма финансирования, который будет выгоден и лизинговым компаниям, и их клиентам. Надеюсь, что до конца года идея лизинга для машиностроения оформится в конкретные предложения и будет отработана на заседании рабочей группы по созданию нефтегазового кластера.
Остальные "слабые звенья" также широко известны: это низкая производительность труда, неполная загруженность мощностей заводов, неразвитость инфраструктуры, слабая кооперация и связь между предприятиями, ориентация на выпуск комплектующих изделий, а не производство конечной продукции. В отрасли нет серьезных инвестиций, сопутствующего научного комплекса, профессиональных кадров, систем менеджмента качества.
Свой подход к решению проблем внутреннего производства министерство предложит Правительству в программе "Развитие машиностроительного комплекса РК на 2005-2007 годы". Документ, наконец-то, задаст направление движения для предприятий отрасли. В нем же мы заложили план действий по техническому перевооружению и развитию комплекса. Программа поможет наладить кооперационные связи между заводами Казахстана и стран СНГ в приоритетных подотрослях. Отсюда и основная задача на 2005 год - освоить новые виды оборудования для нефте-, газодобычи, транспортного оснащения. Мало того, предстоит нарастить и модернизировать производства кабельной продукции, аккумуляторов, счетчиков расхода электроэнергии, воды и газа.
Добавлю, что Правительство - не волшебная палочка, одним взмахом способная снять все беды отрасли. Задача государства - создать благоприятные условия. Многое, если не все, зависит от инициативы самих предприятий. Они должны перестраивать свою корпоративную политику с учетом конъюнктуры спроса на внутреннем и внешних рынках.
- Индустриальная программа действует второй год, но появление серьезных проектов в машиностроении для нас по-прежнему событие большое и редкое!
- Что естественно, ведь отрасль очень капиталоемкая. Компании хотят вкладывать тенге и быстро получать обратно два: это нормальное стремление предпринимателей. В машиностроительной промышленности инвестиции окупаются через 10-15 лет с рентабельностью не выше 7-8 процентов. Небольшой, но надежный задел на будущее в Казахстане существует: в прошлом году машиностроители начали 29 проектов. Это примерно шестая часть от всех инвестиционных соглашений в промышленности.
Самый масштабный - восстановление производства дизельных двигателей в Костанае. В "реанимацию" завода собственник - ОАО "АгромашХолдинг" уже вложило 766 миллионов тенге. Компания "реанимировала" линии обработки и заготовки поршня, выпуска водяных насосов. На расширение модельного ряда предприятие затратит еще 20 миллионов долларов. Так удастся запустить производство коленчатых валов и подготовить документацию на выпуск опытной партии двигателей АМЗ-МАН.
В конце 2004-го учредителями - ОАО "КамАЗ", АО "Астана-Финанс", ОАО "НК "Казахстан инжиниринг", ЗАО "ЦАТЭК" - на базе завода "Кокше" в Кокшетау открыто совместное казахстанско-российское предприятие. Меньшая доля - 16 процентов - принадлежит национальной компании. Остальные акции поделены поровну между тремя участниками. Первую очередь завода профинансирует Правительство: предусмотрено 660 миллионов тенге. СП уже готово закупить и установить сборочные конвейеры - компания ждет средства, которые поступят теперь после внесения уточнений в бюджет. На эти же деньги во втором квартале 2005 года предприятие планирует собрать 80 городских автобусов. За год предприятие рассчитывает выпустить и сдать в аренду около 120 автобусов.
Автомобильный консорциум "Казахстан-КамАЗ" в этом году также вплотную займется проектом создания на базе ТОО "Электротранссервис" в Алматы производства городских и междугородних автобусов большой вместимости. Сейчас специалисты с обеих сторон изучают рынки сбыта и подготавливают обоснования для инвестиций.
Приведу еще один, самый "свежий" пример. Нацкомпания "Казахстан инжиниринг" совместно с сингапурской "Сингапур технолоджис" организовала предприятие, получившее заказ Минобразования на изготовление мультимедийных и лингафонных классов для школ страны. Работа рассчитана на шесть лет и обойдется казне в 50 миллиардов тенге, а 4,4 миллиарда будут выделены уже в этом году. |