Михаил КОЗАЧКОВ, "Литер", 20 апреля
В городе Выборге в минувшие выходные был официально презентован третий казахстанский танкер, построенный за счет частной компании "Mobilex". Принимал судно вице-министр транспорта и коммуникаций Талгат Абылгазин. После торжественного митинга Талгат Байтемирович осмотрел заводские доки и еще один казахстанский корабль, стоящий в доках на доработке. Речь идет об "Астане" – первом нефтетанкере страны, ранее собранном на выборгском судостроительном. На палубе "Астаны" вице-министр транспорта ответил на вопросы журналистов.
– Талгат Байтемирович, как обстоят дела с формированием самостоятельного торгового флота Казахстана?
– На сегодняшний день три казахстанских танкера спущены на воду и практически готовы к работе. Ожидается, что в мае и новенькая "Астана" придет в Каспийское море и начнет работать на линии Актау – Баку. По нашим планам до конца текущего года в эксплуатацию будут введены четыре судна. Существует программа по постройке до 2009 года еще девяти единиц, это не только танкеры для перевозки нефтепродуктов, но и суда портофлота, и нефтеналивные баржи. Вполне вероятно, что в 2007 году будет построен первый крупногабаритный сухогруз для обеспечения наших перевозок через порт Актау в различных направлениях.
– Во сколько раз должен возрасти транзитный потенциал страны в связи с увеличением объемов добычи нефти?
– Трудно точно сказать, насколько именно необходимо увеличить наши транспортные возможности – в 2,5 раза или в 8,2. Мы ведем работу в этом направлении. Ее можно сравнить с ездой на велосипеде: если ты остановишься, то упадешь. То есть промедление или остановка для нас смерти подобны. Мы будем развивать наши порты, продолжать строить корабли, баржи, суда, как военные, так и гражданские. Я даже открою небольшой секрет: в настоящее время ведутся переговоры о покупке частными казахстанскими компаниями данного предприятия – Выборгского судостроительного завода. Речь идет либо о создании СП, либо о выкупе части акций – доля будет более чем 50 процентов. Данная покупка является лучшим примером евразийской интеграции. Если мы будем говорить об интеграции постоянно и десять раз подряд повторим это слово – от этого государства ближе не станут. Но уж если частный бизнес начал движение в этом направлении… То это значит, что дело не просто сдвинулось с мертвой точки – оно уже никогда не остановится.
– То есть Выборгский судостроительный завод очень скоро станет казахстанской верфью…
– По сути, да.
– Почему выбор пал именно на этот завод?
– Перед началом строительства первого танкера "Астана" Министерством транспорта был проведен серьезный отбор претендентов на выполнение этого заказа. Нам был необходим не просто завод с хорошими традициями, но и сильное конструкторское бюро, которое идет в ногу со временем. В данном случае Выборгский судостроительный со своим бюро "Вымпел" лучше других отвечает требованиям казахстанских заказчиков. Именно поэтому сейчас и идут переговоры о покупке этого комплекса.
– После ввода в эксплуатацию сразу нескольких танкеров мы сможем перевозить через Каспийское море все больше нефтепродуктов. Как это скажется на работе железной дороги? Справится ли "Казахстан темiр жолы" с заметным повышением объемов?
– Конечно, справится. Все дороги начинаются в порту и в нем же заканчиваются. Сейчас на железной дороге полным ходом идет процесс увеличения парка частных вагонов. "Казахстан темiр жолы" инвестирует миллиарды тенге в модернизацию западно-Казахстанской железной дороги. Увеличиваются объемы нефтепродуктов, которые идут через трубопроводы. Я думаю, мы справимся. Мы единый транспортный комплекс и решаем все проблемы координированно в нашем Министерстве транспорта и коммуникаций.
– Сегодня вы посмотрели официальную презентацию нового танкера "Казахстан", затем побывали на борту другого судна – "Астана". Вы довольны?
– Я испытываю чувство гордости. Мы наконец-то перешли к реальным делам. Есть и чувство огромной надежды. Уверен, что все три судна, имеющиеся у нас в наличии, будут работать на благо Казахстана.
– В своем февральском послании президент страны озвучил инициативу по созданию транспортно-логистического кластера. Какие позиции будет содержать эта программа?
– Я думаю, сам Бог велел создать кластер на базе международного морского порта Актау, потому что именно там пересекаются все главные транзитные пути Казахстана, начиная от автомобильного транспорта и заканчивая трубопроводным. Я думаю, что и в советское время на базе именно крупных портов были организованы кластеры. Просто мы их так раньше не называли. Я думаю, президент республики не зря подписал указ о создании на базе порта Актау свободной экономической зоны. Это обязательно даст толчок к созданию нового кластера.
– Уже в ближайшем будущем объем нефтепродуктов, переправляемых через Каспий, резко возрастет. В связи с этим вопрос – сколько танкеров должно быть у Казахстана, чтобы обеспечить все запросы перевозчиков? Помимо постройки танкеров, какие еще меры будут предприняты для выполнения поставленных задач?
– Будет обязательно построен нефтеналивной порт "Курык", это название бывшего поселка Ералиева. Обязательно будет расширен порт "Актау". Мы больше будем использовать порт "Баутино" – для предоставления услуг по ремонту судов и отстоя их в бухте. Сколько судов нужно? Как только будут известны точные объемы перевозимой нефти, мы сможем назвать точное количество необходимых для этого танкеров. Сейчас мы говорим о необходимости постройки 9-12-тысячных танкеров. Рассчитываем использовать крупногабаритные нефтеналивные баржи.
– Насколько соответствуют первые казахстанские танкеры международным требованиям по своему оснащению?
– Я думаю, вы слышали, как генеральный директор завода с гордостью говорил, что это самые современные, самые оснащенные, отвечающие всем требованиям танкеры. У других стран постсоветского пространства такой техники пока нет. |