Игорь Воротной, "Известия-Казахстан", 27 апреля
Решение о всеобщей регистрации абонентов сотовой связи, принятое Агентством по информатизации и связи в январе текущего года, в апреле в Астане вызвало большой ажиотаж. Напомним: столичным абонентам K-Сell было объявлено, что регистрация продлится до 14 апреля, после чего не прошедшие ее будут отключены от сети. В результате в столичном офисе компании с начала прошлой недели происходила натуральная давка, поскольку Астана является одним из лидеров страны по количеству абонентов сотовой связи вообще и K-Сell в частности.
Вопрос, который при этом чаще всего звучал в очередях, - кто и зачем придумал регистрацию абонентов? Ответ на него кроется в официальном письме Агентства по информатизации и связи, которое оно разослало операторам еще в январе. В нем, в частности, агентство уведомляет операторов, что госорганы подготовили дополнения к условиям действия лицензий, выданных на предоставление услуг сотовой связи.
В соответствии с этими дополнениями, операторам предписывается "в трехмесячный срок обеспечить перерегистрацию пользователей услуг сотовой в качестве абонентов сети, а также обеспечить регистрацию всех новых абонентов вашей сети. В случае невыполнения агентство будет вынуждено принять меры по приостановлению действия лицензий до устранения нарушений". И, видимо, чтобы у операторов не возникало лишних вопросов, в письме указывается, что "данные дополнения были инициированы КНБ РК… в целях обеспечения национальной безопасности".
Сейчас, после того как руководство "GSM Казахстан" АО "Казахтелеком", владелец торговых марок K-Сell и Activ, во всеуслышание объявило о том, что достигло договоренности с Агентством по информатизации и связи о продлении срока перерегистрации пользователей услуг сотовой связи абонентов сети Activ до 31 октября 2005 года, ажиотаж вокруг регистрации немного спал. Однако остается ряд вопросов, которые неплохо было бы разрешить до 31 октября - во избежание повторной давки в столичном офисе оператора.
Столичным корреспондентом "Известий-Казахстан" был проведен анонимный опрос 50 столичных абонентов K-Сell. Любопытно, что спустя неделю после того, как сроки окончания регистрации были передвинуты на октябрь, количество абонентов, согласных зарегистрироваться в принципе, оказалось подавляющим (41 из 50 опрошенных). Понятно, что пятьдесят опрошенных человек из миллиона с лишним абонентов K-Сell не дают полной картины. Однако сам факт того, что в Астане в период с 12 по 14 апреля люди готовы были брать столичный офис компании штурмом, чтобы пройти регистрацию, говорит о том, что большинство клиентов компании принимают новые правила игры. Даже если эти правила предполагают принятие их из-под палки. Примечательно в этом отношении то обстоятельство, что 39 из 41 давших свое принципиальное согласие на регистрацию опрошенных абонентов убеждены в том, что силовые структуры и правоохранительные органы при желании имеют все возможности "вычислить" номера их сотовых, в связи с чем в "игре в партизанов" не видят никакого смысла.
При таком раскладе, когда "наверху" принципиальное решение уже принято, а большинство абонентов с ним вольно или невольно согласилось и уже не оспаривает его суть, обсуждать законность самого факта проведения регистрации не имеет смысла. Зато имеет смысл обсудить то, как этот процесс проистекал до сих пор и будет проходить до 31 октября. Сошлемся на результаты нашего анонимного опроса: все 50 (!) респондентов убеждены, что для перерегистрации не абоненты должны штурмовать здание оператора, а оператор обязан разработать какую-то взаимоприемлемую схему регистрации абонентов, при которой последние не будут тратить свои время, средства и нервы на очереди. Кстати, десять из пятидесяти опрошенных, не зная об ответах друг друга, предложили один и тот же вариант такой взаимоприемлемой, на их взгляд, схемы: распространять бланки заявлений о регистрации вместе с актив-картами через розничную сеть. Поскольку большинство абонентов этого оператора "заряжает" свой счет именно с помощью этих карт. Это, по убеждению абонентов, позволит избежать очередей в офисах компаний, куда абонент мог бы являться с уже заполненным бланком только для того, чтобы сдать один его экземпляр.
При этом все респонденты были солидарны и по другому вопросу: вопросу возможного взимания платы за проведение регистрации оператором. Все 50 человек сошлись во мнении о том, что ни о какой дополнительной оплате речи идти не может, поскольку свой номер они уже оплатили, приобретая сим-карту у оператора. При этом они допускают, что оператор может нести некоторые расходы на изготовление регистрационных бланков и работу сотрудников компании с клиентами, но, как выразился один из абонентов, "раз все это затеяли агентство и КНБ, пусть они все эти расходы оператора и покрывают из своего кармана". Вопрос об оплате далеко не праздный. К примеру, депутат мажилиса от Караганды Рауан Шаекин в прошлую среду огласил депутатский запрос на имя председателя Агентства по информатизации и связи Абена Бектасова, в котором среди прочего попросил прокомментировать следующую ситуацию: "В напечатанной в газетах информации (о проведении регистрации абонентов. - Прим. авт.) ничего не сказано о платности проводимой оператором регистрации. На местах этим пользуются и взимают плату, что вызывает у клиентов в лучшем случае недоумение. Непрозрачность, поспешность данной регистрации создают массу проблем у населения. Нарушения прав граждан, прав потребителей - налицо". Отметим, что было бы разумно, если бы исчерпывающий и однозначный ответ на этот вопрос получил бы от председателя агентства не только мажилисмен, но и все абоненты сети, которым еще предстоит регистрация. Хотя, допустим, в столичном филиале уже вывесили объявление, на котором аршинными буквами продекларирована абсолютная бесплатность регистрации.
Наконец, все участники опроса были единодушны в оценке информирования абонентов о предстоящих изменениях со стороны оператора - пятьдесят человек дружно поставили "GSM Казахстан" АО "Казахтелеком" по этому вопросу жирный "неуд". Отметим, что оснований для этого у абонентов более чем достаточно: во-первых, совершенно не ясно, на каком основании 14 апреля было заявлено датой окончания регистрации. Ведь первые объявления в "Казахстанской правде" и "Егемен Казахстан" оператор дал только в начале марта, и, следовательно, трехмесячный срок, отведенный ему агентством, истекал в июне. Поскольку отвечать на этот, равно как и на ряд других вопросов, в столичном филиале компании отказались, остается только предполагать, что отсчет трех месяцев кто-то предложил начать с момента получения официального письма от агентства, то есть с 13 января. Вопрос о том, почему компания не воспользовалась своими внутренними возможностями для своевременого извещения абонентов, вообще чисто риторический: учитывая то количество SMS-сообщений, которое Activ ежедневно рассылает своим клиентам, задействовать эту сеть для извещения абонентов о предстоящей регистрации было бы вполне логично и не более затратно, чем рассылка рекламы всякой чепухи вроде скачивания мелодий и картинок.
Несмотря на официальное заявление о переносе срока окончания регистрации, две трети опрошенных столичных пользователей сотовой связи до сих пор не уверены в том, что до 31 октября в процессе регистрации не всплывут какие-нибудь новые форс-мажорные обстоятельства, ухудшающие их положение. Думается, что хорошим лекарством от этого пережитого всеми абонентами K-Сell и Activ стресса может стать встреча председателя Агентства по информатизации и связи Абена Бектасова и руководства "GSM Казахстан" с журналистами, через которых они могли бы внятно объясниться со своими клиентами. |