www.ИА REGNUM, 27 апреля
Межправительственное соглашение между Азербайджаном и Казахстаном о транспортировке казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) будет подписано до сентября текущего года, сообщил 18 апреля в Баку управляющий директор компании "Казмунайгаз" (КМГ) Каиргельды Кабылдин, возглавляющий казахстанскую делегацию на переговорах по подключению Казахстана к БТД. По его словам, между сторонами каких-либо нерешенных вопросов нет. "Речь идет о формулировках, о тексте проекта межправительственного соглашения, который должен быть приемлемым для соответствующих министерств и ведомств обеих стран", - сказал К. Кабылдин, добавив, что текст соглашения прошел уже процедуру согласования в соответствующих госорганах РК и представлен для изучения азербайджанской стороне. Управляющий директор КМГ также напомнил, что по БТД будет транспортироваться нефть с месторождения "Кашаган". В свою очередь, сказал он, кашаганские производители рассматривают и существующее российское направление, но главным экспортным маршрутом они считают БТД, где имеют долевое участие, права. Он также подчеркнул, что компании ENI, TotalFinaElf, ConocoPhiliрs, Inрex, участвующие в разработке месторождения "Кашаган" и имеющие долю в БТД, имеют право транспортировать по трубопроводу не только свою нефть, но и нефть других участников кашаганского проекта. (ИА "Тpенд")
Газета "Каспий" отмечает, что после согласования проекта указанного соглашения на уровне рабочих групп документ будет представлен на рассмотрение правительств двух стран. Это соглашение предусматривает создание системы Актау-Баку по перевозке казахстанской нефти для ее дальнейшей транспортировки по нефтепроводу БТД.
"Предполагаемый объем инвестиций в создание системы Актау-Баку по перевозке казахстанской нефти для ее дальнейшей транспортировки по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) оценивается в $3 млрд.", - заявил президент Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) Натик Алиев. По его словам, эти средства включают строительство трубопровода Атырау-Актау протяженностью 700 км, нового нефтяного терминала в местечке Курык (в 86 км от Актау), создание системы разгрузки-погрузки на территории Азербайджана и ее врезки в трубопровод БТД, а также создание танкерного флота для перевозки казахстанской нефти, цитирует Алиева ИА "Туpан".
По словам главы ГНКАР, казахстанская сторона считает главным вопрос создания собственного, независимого танкерного флота, который позволит более четко, с малыми эксплуатационными затратами и за счет увеличения водоизмещения перевозить нефть. "Сегодня на Каспии действуют танкера дедвейтом в 13 тыс. Предлагается построить 5 танкеров по 60 тыс. тонн каждый. Поскольку это совершенно новые и пока несуществующие объемы нефти, они не повлияют на существующие танкерные перевозки", - сказал Н. Алиев.
Касаясь тарифов для казахских грузоотправителей нефти по БТД, Алиев подчеркнул, что для них тарифы будут выше установленных для нынешних участников проекта БТД.
Глава ГНКАР также отметил, что для обеспечения транспортировки казахстанской нефти по нефтепроводу БТД потребуется расширение этого трубопровода. "В настоящее время БТД рассчитан на перевозку только азербайджанской нефти в объеме 1 млн. баррелей нефти в сутки. Подключение же казахстанской нефти в объеме от 500 тыс. в сутки в 2008 году с последующим увеличением до 1 млн. баррелей в 2010 году потребует увеличения его пропускной способности", - сказал он. По словам Алиева, проведенные исследования показали, что за счет реагентов и строительства дополнительных насосных станций пропускная способность БТД может быть расширена до 1,7 млн. баррелей. В решении этого вопроса будет применена комбинация из этих двух вариантов.
Мощность системы Актау-Баку составит 20 млн. тонн нефти в год, на первом этапе будет перевозиться до 7,5 млн. тонн. Новая система будет построена к моменту, когда пойдет первая нефть с месторождения "Кашаган" в 2008 году. Для управления этой системой будет создана отдельная компания, основными инвесторами которой выступят ENI, TotalFinaElf, ConocoPhiliрs и Inрex, участвующие в разработке казахстанского месторождения "Кашаган" и имеющие в долю в проекте БТД. (ИА "Туpан")
-----
США продолжат поддержку переговорных процессов по транспортировке казахстанской нефти по трубопроводу БТД АСТАНА-БАКУ. 27 апреля. КАЗИНФОРМ
Правительство США продолжит поддержку переговорных процессов азербайджанской и казахстанской сторон по транспортировке казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Об этом сообщил в Баку старший советник государственного департамента США по Евразии Стивен Мэнн, передает Казинформ со ссылкой на информагентство АзерТАдж.
26 апреля в Кабинете министров АР состоялось заседание с участием правительственных делегаций Азербайджана, Турции, Грузии, США, представителей Азербайджанской международной операционной компании (АМОК). На заседании рассматривались два вопроса - завершение строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и его наполнение нефтью, реализация обязательств, взятых странами-участницами этого энергетического проекта, по обеспечению безопасности трубопровода. Наполнение танкеров азербайджанской нефтью в турецком порту Джейхан ожидается в конце третьего-начале четвертого квартала нынешнего года. |