Алексей БАНЦИКИН, "Экспресс-К", 27 апреля
В три раза больше должны платить владельцы квартир, чтобы не рухнули их многоэтажки. На реконструкцию жилищного фонда республики требуется более 237 млрд тенге. Эта цифра прозвучала на вчерашнем заседании правительства.
Оно началось с денежной темы. Министр финансов Арман Дунаев представил коллегам отчет об исполнении бюджета прошлого года. Как следует из его доклада, поступления в бюджет 2004 года составили более 104 процентов к прогнозу, или 978,4 млрд тенге. Исполнение расходной части бюджета составило 98,9 процента, или 995,6 млрд тенге. Дефицит держался на уровне 0,3 процента к ВВП - 17,3 млрд тенге.
Увы, как и в прошлые годы, бюджетные отношения сопровождала известная болезнь - недоосвоение. Оно составило 31,3 млрд тенге. Правда, 16 млрд из них сложилось в результате "экономии бюджетных средств и по другим объективным причинам". Например, в прошлом году сам Минфин не освоил 5,7 млрд, Агентство по информатизации и связи - 5,1 млрд, Минобороны - 3,4 млрд, Министерство индустрии и торговли - 2,8 млрд, а Министерство труда и социальной защиты населения - 4,4 млрд тенге. По мнению Армана Дунаева, в последнем случае имели место естественные причины.
- Очень сложно спрогнозировать число естественно выбывших пенсионеров, - обронил министр финансов.
Однако, по мнению премьера Даниала Ахметова, причины образования неосвоенных бюджетных остатков кроются не только в сложностях планирования. Закон о госзакупках требует коррективов.
- Критерии, когда мы оцениваем эффективность госзакупок по наименьшей заявленной цене, на самом деле представляют собой обыкновенный демпинг, - считает премьер-министр.
По его словам, такая оценка эффективности не соответствует общепринятой мировой практике. Даниал Ахметов поручил Минфину в ближайшие полгода исправить законодательный просчет.
Проект отчета в целом одобрен и направлен в парламент. Единодушное одобрение правительства получил и другой документ - концепция реформирования природоохранного законодательства, представленная министром охраны окружающей среды Айткуль Самаковой.
А вот проект программы развития жилищно-коммунальной сферы страны на 2006-2008 годы обсуждался весьма эмоционально. Состояние многоквартирных домов советской постройки оставляет желать лучшего. Но ответственность за свое имущество несет только его собственник, и потому государство не вправе проводить ремонт за счет бюджетных средств.
Более того, это противоречило бы духу президентского послания, где глава государства прямо указывает: "Бесплатность и дармовщина приводят к искажению ценностей, извращают мотивацию к труду, расслабляют человека, снижают его жизнеспособность". Вместе с тем правительство осознает остроту проблемы. Министр индустрии и торговли Сауат Мынбаев заявил о необходимости выработки "внятного механизма" финансирования ремонта жилья за счет внутренних и кредитных ресурсов.
Не менее жаркой была дискуссия о передаче ряда государственных предприятий в конкурентную сферу, чем преследуется цель децентрализации и упорядочения государственных функций. По данным министра экономики и бюджетного планирования Кайрата Келимбетова, из 4892 госпредприятий в "свободное плавание" по рыночному морю уже сейчас можно отпустить 1186.
Это заявление вызвало неоднозначную реакцию его коллег, попытавшихся вывести из-под прицела Минэкономики различные научно-производственные центры и лаборатории. Однако премьер-министр посоветовал коллегам критично взглянуть на эффективность управления государственными активами, заметив при этом, что подобное замечание прозвучало в недавнем послании президента народу республики.
Акцент на развитие конкурентоспособности - основная черта программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства на 2005-2007 годы. По словам министра экономики и бюджетного планирования Кайрата Келимбетова, программа направлена на создание максимально прозрачной основы для развития бизнеса, устранение административных барьеров и дебюрократизацию экономики, сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве, построение кластерно-сетевой основы инноваций.
Особая роль отводится Фонду поддержки предпринимательства, который будет функционировать как финансовый супермаркет, предоставляя кредитные и иные ресурсы малому бизнесу. На его капитализацию предполагается выделить в течение трех лет около 30 млрд тенге. Кроме того, программой предлагается преобразование предпринимательских экспертных советов в советы конкурентоспособности по типу существующих в России. |