Сергей Плетнев, Страна.Ру, 3 мая
Россия, Иран и Азербайджан подписали соглашение о строительстве железнодорожной ветки Казвин-Решт-Энзели-Астара, которая пройдет вдоль южного побережья Каспийского моря. Для этого будет создан соответствующий трехсторонний консорциум. Реализация этого проекта позволит развивать международный транспортный коридор Север-Юг, большая часть которого пройдет по территории России и принесет немалый доход российскому бюджету.
Россия уже сделала свой шаг в создании этого коридора: летом прошлого года каспийский порт Оля был соединен с системой железных дорог РФ, и теперь иранские товары могут поступать в Северную Европу (и в обратном направлении) по самому короткому и быстрому пути.
"Для оптимального потока по коридору Север-Юг мощности недостаточны из-за неразвитости порта Оля. В стратегическом плане нужны не один или два, а многие маршруты-коридоры. И поэтому линия Казвин-Решт-Астара должна стать основой транспортного коридора, поскольку перспективные объемы товарооборота на этом направлении оцениваются в 20 млн тонн", - подчеркнул президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев, который присутствовал на подписании договора по созданию консорциума.
Взаимоотношения между железными дорогами России и Ирана вообще имеют давнюю историю. В конце 80-х годов через пограничный переход Джульфа только из Финляндии перевозилось более 3 млн тонн бумаги, а из Москвы в Тегеран ходил прямой пассажирский поезд.
"Для России - это гигантский поток транзитных грузов на Пакистан, Индию. Выгода налицо, надо только не потерять время, - подчеркнул президент ОАО "РЖД". - Данная трасса может быть построена за два года".
Несмотря на то, что транспортные связи России с Ираном через Закавказье были нарушены, в последние годы наметилась стойкая тенденция роста объемов перевозок в смешанном железнодорожно-водном сообщении между нашими странами через порты на Каспийском море. В 2004 году общий объем внешнеторговых перевозок грузов в сообщении с Ираном в коридоре Север-Юг составил 5,7 млн тонн, что на 24% выше уровня 2003 года.
И Иран, и Азербайджан понимаю всю выгодность создания коротких и удобных транспортных маршрутов через свою территорию, а это позволяет России укреплять свои позиции в регионе, как политические, так и экономические. Как напомнили в "РЖД", в условиях жесткой конкуренции с ведущими западными фирмами компанией осуществлен прорыв на иранский рынок высоких технологий. 12 октября 2004 г. с Иранскими железными дорогами подписан стратегический контракт на установку автоматической системы управления движением на участке дороги Тегеран-Мешхед. Общая сумма контракта составляет 28,5 млн долларов США, срок исполнения - 19 месяцев. Контрактом предусмотрены проектно-изыскательские, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, поставка оборудования и материалов, обучение иранских национальных кадров. Очень важно, что в реализации контракта задействована отечественная промышленность (во главе с Ижевским радиозаводом) и системный научно-исследовательский и проектный институт ВНИИАС.
Успешное исполнение контракта позволит ОАО "РЖД" устанавливать аналогичные системы и на другие участки железных дорог Ирана. В ближайшее время Дирекция иранских железных дорог намерена пригласить компанию к участию в двух новых тендерах по установке аналогичных систем на участках Бафк - Бендер Аббас и Друд-Андимешк общей протяженностью около 900 км. |