АСТАНА. 11 мая. КАЗИНФОРМ /Жанар Мухамедиярова/
На сегодняшний день в сфере энергетики производство электрической энергии (энергопроизводящие организации) и электроснабжение (энергоснабжающие организации) осуществляются в конкурентной сфере. Услуга по передаче и распределению электрической энергии отнесена к сфере естественной монополии, тарифы на которые утверждаются Агентством по регулированию естественных монополий.
Как сообщили Казинформу в пресс-службе АРЕМ, начиная со второго квартала 2005 года, предполагается дальнейшее развитие конкуренции на розничном рынке электрической энергии между энергоснабжающими организациями с реализацией двух возможных вариантов, решение по выбору которых принимается местными исполнительными органами по согласованию с уполномоченным органом. Предполагаются варианты с возможностью выбора розничными потребителями энергоснабжающей организации (ЭСО), либо с определением ЭСО для отдельного региона на основе конкурса, проводимого регулирующим органом. При этом, уже в настоящее время имеются факты борьбы ЭСО за потребителя, свидетельствующие о развитии конкуренции между энергоснабжающими организациями.
По просьбе корр. Казинформа ситуацию комментирует первый заместитель председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий Нурлан Алдабергенов.
- Нурлан Шадибекович, как все-таки сделать, чтобы, скажем, в Астане, кроме "Астанаэнергосервиса", были альтернативные услугодатели?
- С принятием Концепции дальнейшего развития рыночных отношений в электроэнергетике и Закона "Об электроэнергетике" Министерством энергетики и минеральных ресурсов утверждены Правила организации и функционирования розничного рынка электрической энергии, а также доступа и предоставления услуг на данном рынке.
Они предусматривают, что по мере развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии, а также реализации Программы создания Автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) субъектами розничного рынка, на розничном рынке электрической энергии могут действовать 2 и более ЭСО.
Таким образом, после реализации программы по установке автоматизированных систем учета электроэнергии в Астане у потребителей появится возможность выбора электроснабжающей организации.
- Как известно, Агентством предполагалось ввести раздельный учет доходов и затрат монополистов?
- В рамках реализации Программы совершенствования тарифной политики субъектов естественной монополии (СЕМ) на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства 15 октября 2002 года, Агентством был разработан целый ряд нормативных правовых и нормативных актов по вопросам ведения раздельного учета. В частности, разработаны правила ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественной монополии, оказывающими услуги по транспортировке газа, воды, по передаче электрической энергии по сетям межрегионального уровня и др. Также были разработаны такие же правила для субъектов естественной монополии, оказывающих услуги аэронавигации. В текущем году завершается разработка аналогичных правил по остальным сферам естественных монополий.
В рамках реализации государственной Программы развития отрасли телекоммуникации на 2003-2005 годы, Агентством разработана нормативная правовая база ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов в сфере телекоммуникаций.
Важнейшими предпосылками для внедрения системы раздельного учета затрат по видам услуг послужила необходимость обеспечения экономической обоснованности включаемых в тариф затрат и их прозрачности.
Кроме того, внедрение системы раздельного учета затрат будет способствовать прекращению практики перекрестного субсидирования одних услуг (товаров, работ) за счет других, в том числе переноса части расходов от нерегулируемых услуг (товаров, работ) на регулируемые.
- Какими аргументами чаще всего оперируют энергетические компании, когда просят о повышении тарифа? Есть ли процедура, которая бы позволяла отслеживать, насколько компания в действительности использует повышенные тарифы на внутренние инвестиции?
- Порядок формирования затрат, включаемых в тариф, регламентирован Законом Республики Казахстан "О естественных монополиях" и Правилами об особом порядке формирования затрат, применяемом при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии и иными нормативными актами о естественных монополиях.
При этом, согласно пункту 1 статьи 15-1 Закона "О естественных монополиях", тарифы или их предельные уровни на регулируемые услуги субъекта естественной монополии, утверждаемые уполномоченным органом, должны быть не ниже стоимости затрат, необходимых для предоставления услуг, и учитывать возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективное функционирование субъекта.
В свою очередь, при подаче заявки на изменение уровня тарифов субъект естественной монополии предоставляет в уполномоченный орган обоснование затрат по каждой статье, включаемой в тарифную смету. Так, зачастую основными причинами подачи заявки субъектов, оказывающих услуги по производству, передаче и распределению тепловой энергии, является увеличение цены на топливо, цен на сырье и материалы и другие.
Что касается вопроса использования затратной части тарифов, надо отметить, что также Законом и подзаконными актами закреплена обязанность субъекта представлять отчет об исполнении тарифной сметы, утверждаемой уполномоченным органом.
При этом, в случае нецелевого использования субъектом естественной монополии средств амортизационных отчислений, предусмотренных тарифной сметой, и неисполнения статей затрат тарифной сметы более чем на 5% от утвержденных размеров, уполномоченный орган принимает решение об утверждении временного компенсирующего тарифа для возмещения потребителям убытков, причиненных субъектом.
- Что следует ожидать потребителям в результате проводимых реформ в электроэнергетике?
- Прежде чем ответить на вопрос, следует напомнить, что еще в феврале прошлого года Постановлением Правительства Республики Казахстан была одобрена Концепция дальнейшего развития рыночных отношений в электроэнергетике, которая предусматривает поэтапное развитие отрасли электроэнергетики, в частности, оптового и розничного рынков электроэнергии.
Реализация Концепции предполагает: дальнейшее совершенствование оптового рынка электроэнергии на базе развития рынка централизованной торговли электроэнергией (включая спот-торги "за день вперед") и балансирующего рынка в режиме "реального времени"; развитие конкуренции на розничном рынке электроэнергии; реструктуризацию существующих вертикально интегрированных региональных энергокомпаний; завершение приватизации; объединение (в необходимых случаях) электросетевых компаний, созданных на базе одной РЭК; а также отделение в РЭКах сбытовой функции от функции передачи и распределения электроэнергии с сохранением за РЭКом права "гарантирующего поставщика".
В отношении развития розничного рынка электрической энергии и создания условий для конкуренции Концепцией на 1 этапе (до 1 апреля 2005 года) предполагалось и практически реализуется: осуществление части закупок электрической энергии для продажи ее розничным потребителям через централизованные торги электрической энергией; отделение от энергоисточников тепловых сетей; обеспечение равных конкурентных условий по поставке электроэнергии между крупными электрическими станциями национального значения и производителями электроэнергии в регионах (ТЭЦ).
Также по инициативе Агентства внесены существенные изменения и дополнения в Закон "О естественных монополиях". В них, в частности, предусмотрено введение понятия регулируемые услуги и возможность утверждения инвестиционного тарифа и предельного уровня тарифа на средне- и долгосрочный периоды, утверждения тарифов с учетом качества оказываемых услуг. Кроме того, закреплено применение упрощенного порядка регулирования деятельности субъектов, доход которых не превышает 350 тыс. МРП в год. Внесенные изменения и дополнения также закрепляют и детализируют принцип и обязанность ведения раздельного учета, что должно обеспечить прозрачность распределения затрат.
Таким образом, основными механизмами реализации направлений совершенствования методологической базы в области регулирования тарифов на услуги естественных монополий являются внедрение раздельного учета, определение механизмов расчета прибыли на задействованную базу регулируемых активов, учет отраслевых и технологических особенностей деятельности субъектов и влияния устанавливаемых тарифов на отрасли экономики и отдельные группы потребителей, реализация разработанных методик на практике.
При утверждении тарифов Агентством уже на данном этапе применяются новые методы тарифообразования. Так, для пяти субъектов энергетического и водохозяйственного секторов (АО АЕS "Усть-Каменогорская ТЭЦ", АО "Актобе ТЭЦ", АО "Усть-Каменогорские тепловые сети", ТОО "Аксесс - Энерго СК РЭК", ЗАО "Алматинские газовые сети", ТОО "Водные ресурсы – Маркетинг") утверждены тарифы на среднесрочный период. Для субъектов энергетического, водохозяйственного и некоторых других секторов тарифы утверждаются с учетом ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов.
Агентством в настоящее время инициируются изменения в законодательство о естественных монополиях для закрепления за субъектом естественной монополии права предоставления заявки на утверждение тарифа 1 раз в год, вместо одного раза в два квартала.
Эти изменения обуславливаются стабильностью экономической системы, сложившейся практикой порядка рассмотрения и утверждения уполномоченным органом тарифов на регулируемые услуги, установленными процедурами бюджетирования. Указанные факторы могут и должны обеспечивать не только справедливый и прозрачный уровень тарифов, но и оптимальный порядок, реальные сроки для подачи субъектом естественной монополии заявки и рассмотрения ее уполномоченным органом.
При этом необходимо подчеркнуть, что принятие решений об утверждении тарифов субъектам естественных монополий осуществляется в рамках проводимой Агентством тарифной политики, с учетом среднесрочных планов социально-экономического развития республики, утверждаемых соответствующими постановлениями Правительства.
- Какова тарифная политика, определяемая Агентством в перспективе?
- В рамках продолжения работы по совершенствованию методов и механизмов тарифного регулирования в отношении СЕМ нашим Агентством разработан и внесен на рассмотрение в Правительство Республики Казахстан проект Концепции развития тарифной политики в сферах естественных монополий.
При этом основные задачи Концепции сформулированы следующим образом:
- определение экономически обоснованной дифференциации тарифов с учетом специфики отраслей;
- совершенствование механизмов обеспечения прозрачности установления тарифов;
- внедрение механизмов раздельного учета доходов, расходов и задействованных активов по услугам субъектов естественной монополии;
- совершенствование механизмов контроля и экспертизы деятельности субъектов;
- построение системы мониторинга на основе сбалансированной системы оценочных критериев регулирования;
- разработка моделей оценки влияния на секторы экономики динамики уровней тарифов на услуги субъектов естественной монополии;
- разработка механизмов государственного субсидирования социально-значимых услуг;
- информатизация деятельности регулирующего органа.
Реализация Концепции позволит добиться прозрачности деятельности СЕМ за счет применения прогрессивных методик тарифообразования, применять государственное субсидирование социально-значимых услуг, внедрить действенные механизмы мониторинга и контроля деятельности СЕМ. |