NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 13:48 ast
11:48 msk

Рынок электроэнергетики сквозь призму развития конкуренции
Начиная со второго квартала 2005 года, предполагается дальнейшее развитие конкуренции на розничном рынке электрической энергии между энергоснабжающими организациями с реализацией двух возможных вариантов
12.05.2005 / экономика

АСТАНА. 11 мая. КАЗИНФОРМ /Жанар Мухамедиярова/

На сегодняшний день в сфере энергетики производство электрической энергии (энергопроизводящие организации) и электроснабжение (энергоснабжающие организации) осуществляются в конкурентной сфере. Услуга по передаче и распределению электрической энергии отнесена к сфере естественной монополии, тарифы на которые утверждаются Агентством по регулированию естественных монополий.

Как сообщили Казинформу в пресс-службе АРЕМ, начиная со второго квартала 2005 года, предполагается дальнейшее развитие конкуренции на розничном рынке электрической энергии между энергоснабжающими организациями с реализацией двух возможных вариантов, решение по выбору которых принимается местными исполнительными органами по согласованию с уполномоченным органом. Предполагаются варианты с возможностью выбора розничными потребителями энергоснабжающей организации (ЭСО), либо с определением ЭСО для отдельного региона на основе конкурса, проводимого регулирующим органом. При этом, уже в настоящее время имеются факты борьбы ЭСО за потребителя, свидетельствующие о развитии конкуренции между энергоснабжающими организациями.

По просьбе корр. Казинформа ситуацию комментирует первый заместитель председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий Нурлан Алдабергенов.

- Нурлан Шадибекович, как все-таки сделать, чтобы, скажем, в Астане, кроме "Астанаэнергосервиса", были альтернативные услугодатели?

- С принятием Концепции дальнейшего развития рыночных отношений в электроэнергетике и Закона "Об электроэнергетике" Министерством энергетики и минеральных ресурсов утверждены Правила организации и функционирования розничного рынка электрической энергии, а также доступа и предоставления услуг на данном рынке.

Они предусматривают, что по мере развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии, а также реализации Программы создания Автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) субъектами розничного рынка, на розничном рынке электрической энергии могут действовать 2 и более ЭСО.

Таким образом, после реализации программы по установке автоматизированных систем учета электроэнергии в Астане у потребителей появится возможность выбора электроснабжающей организации.

- Как известно, Агентством предполагалось ввести раздельный учет доходов и затрат монополистов?

- В рамках реализации Программы совершенствования тарифной политики субъектов естественной монополии (СЕМ) на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства 15 октября 2002 года, Агентством был разработан целый ряд нормативных правовых и нормативных актов по вопросам ведения раздельного учета. В частности, разработаны правила ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественной монополии, оказывающими услуги по транспортировке газа, воды, по передаче электрической энергии по сетям межрегионального уровня и др. Также были разработаны такие же правила для субъектов естественной монополии, оказывающих услуги аэронавигации. В текущем году завершается разработка аналогичных правил по остальным сферам естественных монополий.

В рамках реализации государственной Программы развития отрасли телекоммуникации на 2003-2005 годы, Агентством разработана нормативная правовая база ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов в сфере телекоммуникаций.

Важнейшими предпосылками для внедрения системы раздельного учета затрат по видам услуг послужила необходимость обеспечения экономической обоснованности включаемых в тариф затрат и их прозрачности.

Кроме того, внедрение системы раздельного учета затрат будет способствовать прекращению практики перекрестного субсидирования одних услуг (товаров, работ) за счет других, в том числе переноса части расходов от нерегулируемых услуг (товаров, работ) на регулируемые.

- Какими аргументами чаще всего оперируют энергетические компании, когда просят о повышении тарифа? Есть ли процедура, которая бы позволяла отслеживать, насколько компания в действительности использует повышенные тарифы на внутренние инвестиции?

- Порядок формирования затрат, включаемых в тариф, регламентирован Законом Республики Казахстан "О естественных монополиях" и Правилами об особом порядке формирования затрат, применяемом при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии и иными нормативными актами о естественных монополиях.

При этом, согласно пункту 1 статьи 15-1 Закона "О естественных монополиях", тарифы или их предельные уровни на регулируемые услуги субъекта естественной монополии, утверждаемые уполномоченным органом, должны быть не ниже стоимости затрат, необходимых для предоставления услуг, и учитывать возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективное функционирование субъекта.

В свою очередь, при подаче заявки на изменение уровня тарифов субъект естественной монополии предоставляет в уполномоченный орган обоснование затрат по каждой статье, включаемой в тарифную смету. Так, зачастую основными причинами подачи заявки субъектов, оказывающих услуги по производству, передаче и распределению тепловой энергии, является увеличение цены на топливо, цен на сырье и материалы и другие.

Что касается вопроса использования затратной части тарифов, надо отметить, что также Законом и подзаконными актами закреплена обязанность субъекта представлять отчет об исполнении тарифной сметы, утверждаемой уполномоченным органом.

При этом, в случае нецелевого использования субъектом естественной монополии средств амортизационных отчислений, предусмотренных тарифной сметой, и неисполнения статей затрат тарифной сметы более чем на 5% от утвержденных размеров, уполномоченный орган принимает решение об утверждении временного компенсирующего тарифа для возмещения потребителям убытков, причиненных субъектом.

- Что следует ожидать потребителям в результате проводимых реформ в электроэнергетике?

- Прежде чем ответить на вопрос, следует напомнить, что еще в феврале прошлого года Постановлением Правительства Республики Казахстан была одобрена Концепция дальнейшего развития рыночных отношений в электроэнергетике, которая предусматривает поэтапное развитие отрасли электроэнергетики, в частности, оптового и розничного рынков электроэнергии.

Реализация Концепции предполагает: дальнейшее совершенствование оптового рынка электроэнергии на базе развития рынка централизованной торговли электроэнергией (включая спот-торги "за день вперед") и балансирующего рынка в режиме "реального времени"; развитие конкуренции на розничном рынке электроэнергии; реструктуризацию существующих вертикально интегрированных региональных энергокомпаний; завершение приватизации; объединение (в необходимых случаях) электросетевых компаний, созданных на базе одной РЭК; а также отделение в РЭКах сбытовой функции от функции передачи и распределения электроэнергии с сохранением за РЭКом права "гарантирующего поставщика".

В отношении развития розничного рынка электрической энергии и создания условий для конкуренции Концепцией на 1 этапе (до 1 апреля 2005 года) предполагалось и практически реализуется: осуществление части закупок электрической энергии для продажи ее розничным потребителям через централизованные торги электрической энергией; отделение от энергоисточников тепловых сетей; обеспечение равных конкурентных условий по поставке электроэнергии между крупными электрическими станциями национального значения и производителями электроэнергии в регионах (ТЭЦ).

Также по инициативе Агентства внесены существенные изменения и дополнения в Закон "О естественных монополиях". В них, в частности, предусмотрено введение понятия регулируемые услуги и возможность утверждения инвестиционного тарифа и предельного уровня тарифа на средне- и долгосрочный периоды, утверждения тарифов с учетом качества оказываемых услуг. Кроме того, закреплено применение упрощенного порядка регулирования деятельности субъектов, доход которых не превышает 350 тыс. МРП в год. Внесенные изменения и дополнения также закрепляют и детализируют принцип и обязанность ведения раздельного учета, что должно обеспечить прозрачность распределения затрат.

Таким образом, основными механизмами реализации направлений совершенствования методологической базы в области регулирования тарифов на услуги естественных монополий являются внедрение раздельного учета, определение механизмов расчета прибыли на задействованную базу регулируемых активов, учет отраслевых и технологических особенностей деятельности субъектов и влияния устанавливаемых тарифов на отрасли экономики и отдельные группы потребителей, реализация разработанных методик на практике.

При утверждении тарифов Агентством уже на данном этапе применяются новые методы тарифообразования. Так, для пяти субъектов энергетического и водохозяйственного секторов (АО АЕS "Усть-Каменогорская ТЭЦ", АО "Актобе ТЭЦ", АО "Усть-Каменогорские тепловые сети", ТОО "Аксесс - Энерго СК РЭК", ЗАО "Алматинские газовые сети", ТОО "Водные ресурсы – Маркетинг") утверждены тарифы на среднесрочный период. Для субъектов энергетического, водохозяйственного и некоторых других секторов тарифы утверждаются с учетом ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов.

Агентством в настоящее время инициируются изменения в законодательство о естественных монополиях для закрепления за субъектом естественной монополии права предоставления заявки на утверждение тарифа 1 раз в год, вместо одного раза в два квартала.

Эти изменения обуславливаются стабильностью экономической системы, сложившейся практикой порядка рассмотрения и утверждения уполномоченным органом тарифов на регулируемые услуги, установленными процедурами бюджетирования. Указанные факторы могут и должны обеспечивать не только справедливый и прозрачный уровень тарифов, но и оптимальный порядок, реальные сроки для подачи субъектом естественной монополии заявки и рассмотрения ее уполномоченным органом.

При этом необходимо подчеркнуть, что принятие решений об утверждении тарифов субъектам естественных монополий осуществляется в рамках проводимой Агентством тарифной политики, с учетом среднесрочных планов социально-экономического развития республики, утверждаемых соответствующими постановлениями Правительства.

- Какова тарифная политика, определяемая Агентством в перспективе?

- В рамках продолжения работы по совершенствованию методов и механизмов тарифного регулирования в отношении СЕМ нашим Агентством разработан и внесен на рассмотрение в Правительство Республики Казахстан проект Концепции развития тарифной политики в сферах естественных монополий.

При этом основные задачи Концепции сформулированы следующим образом:

- определение экономически обоснованной дифференциации тарифов с учетом специфики отраслей;

- совершенствование механизмов обеспечения прозрачности установления тарифов;

- внедрение механизмов раздельного учета доходов, расходов и задействованных активов по услугам субъектов естественной монополии;

- совершенствование механизмов контроля и экспертизы деятельности субъектов;

- построение системы мониторинга на основе сбалансированной системы оценочных критериев регулирования;

- разработка моделей оценки влияния на секторы экономики динамики уровней тарифов на услуги субъектов естественной монополии;

- разработка механизмов государственного субсидирования социально-значимых услуг;

- информатизация деятельности регулирующего органа.

Реализация Концепции позволит добиться прозрачности деятельности СЕМ за счет применения прогрессивных методик тарифообразования, применять государственное субсидирование социально-значимых услуг, внедрить действенные механизмы мониторинга и контроля деятельности СЕМ.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Реализация первого проекта "АЕГаз-Казахстан" намечена на лето 2006 года 31.05.2005
Иран намерен к 2009 году проложить в Европу газопровод 31.05.2005
В РК будет создана Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий 30.05.2005
"Почему в полной мере не осваиваются бюджетные деньги?" 27.05.2005
В Шымкенте торжественно открылось первое текстильное предприятие 27.05.2005
Почти 31 млн. долларов взыскано в судебном порядке с компании "Казгермунай" 27.05.2005
"ТуранАлем" приобрел 19,45% акций Волжско-Камского акционерного банка 27.05.2005
Запуск системы Баку-Тбилиси-Джейхан не обанкротит "Транснефть" 27.05.2005
БТА предоставил итоги своей работы за 2004 год 26.05.2005
Казахстан-Иран: взаимовыгодное сотрудничество на международном рынке зерна 26.05.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz