NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 07:58 ast
05:58 msk

Взыскательный подход
Работа над совершенствованием налоговой системы идет в стране с 1992 года. То, что приближает нашу налоговую систему к международным стандартам, - снижение ставок налогов и сокращение их количества
16.05.2005 / экономика

Кира ИВАНОВА, "Казахстанская правда", 14 мая

Работа над совершенствованием налоговой системы идет в стране с 1992 года. То, что приближает нашу налоговую систему к международным стандартам, - снижение ставок налогов и сокращение их количества. Все это было заложено еще Указом Президента РК от 24 апреля 1995 года, имеющим силу закона, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет". За десять минувших лет изменилось многое в экономике страны. С ней преображалось и налоговое законодательство. К разговору о тех мерах, которыми оперируют в своей работе фискальные органы и которые позволяют одновременно соблюдать интересы бюджета и бизнеса, мы пригласили председателя Налогового комитета Минфина Марлена ИСКАКОВА.

- Еще с 1992 года началось совершенствование налоговой системы. Была создана рабочая группа, в которой непосредственное участие принимали Александр Павлов, Мажит Есенбаев, Сауат Мынбаев, Бауржан Аймаков, Алмаз Накипов, Петр Антропов и Марат Оспанов. В группу также входили сотрудники Международного налогового и инвестиционного центра Налогового фонда США, ЮСАИД, ЕС-ТАСИС, МВФ, ОЭСP.

Введением в действие Указа "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" был сделан первый важный шаг к созданию действительно цивилизованной и эффективной налоговой системы. Вместо действовавших в стране 45 видов налогов и сборов и еще шести видов отчислений в так называемые целевые фонды осталось 19 видов налогов и сборов. Казахстан первым из стран СНГ разработал и ввел прогрессивное налоговое законодательство.

Международные эксперты высоко оценили работу по реформированию налоговой системы республики. Результат напряженного труда - принятие в 1995 году законодательства совершенно нового типа, способствующего развитию рыночных преобразований. Казахстан, по их наблюдению, за короткий период времени вырвался вперед в этом направлении не только среди стран СНГ, но и некоторых других государств, проводивших аналогичную налоговую реформу.

- Каков уровень налоговой нагрузки в республике нынче?

- С принятием Налогового кодекса наблюдается постоянное ее снижение. Прежде всего, это связано с экономическим ростом страны. За последние годы доходы бюджета составляют в среднем 22-25 процентов ВВП. А это показатель сравнительно небольшой налоговой нагрузки. О том же говорит снижение ставок НДС и совершенствование методологии его взимания, уменьшение ставки социального налога, ввод специальных налоговых режимов, освобождение социальной сферы и некоммерческих организаций от корпоративного подоходного налога.

Ко всему значительно улучшились показатели собираемости налогов. За 1998-2004 годы втрое уменьшена недоимка в целом по республике, составив к концу прошлого года 3,3 процента к налоговым поступлениям за весь 2004 год.

- Предприниматели нередко сетуют на двойное налогообложение. Какое влияние на деятельность иностранных и казахстанских компаний оказывают международные договоры об исключении такой возможности? Что делает в этом отношении Налоговый комитет?

- Международные договоры об избежании двойного налогообложения (налоговые конвенции), заключаемые Казахстаном, распространяются на налоги на доходы, имущество и капитал, которые имеют общегосударственный характер для большинства стран, а также регулируют вопросы уклонения от уплаты налогов.

Если в 1995 году у нас существовал и применялся один международный договор об избежании двойного налогообложения - с Республикой Польша, то теперь действуют 35 налоговых конвенций. Начаты и ведутся переговоры по заключению такого рода документов с двенадцатью другими государствами. На стадии вступления в силу - договоренности с Норвегией и Австрией.

Основной принцип налоговых конвенций - разделение прав договаривающихся государств в отношении налогообложения тех или иных доходов путем обеспечения налогоплательщику возможности уплатить налог только в одном из государств. Другое же предоставляет ему зачет на уплаченную сумму налога.

Заключение и применение налоговых конвенций позволило многократно увеличить приток инвестиций в Казахстан, защитить наши компании от дискриминационного налогообложения при осуществлении деятельности в иностранных государствах. И создать благоприятную среду для расширения экономического сотрудничества между государствами.

- Давайте расширим вопрос. Что бы вы могли сказать в отношении совершенствования налогообложения недропользователей и о пересмотре ранее заключенных контрактов?

- Развитие системы налогообложения недропользователей шло параллельно со становлением рыночных отношений и приходом в нашу страну ведущих международных нефтяных компаний. Поскольку сразу после обретения независимости страна не могла обеспечить самостоятельное финансирование всего объема недропользования, возникла проблема привлечения иностранных инвесторов из дальнего зарубежья. Они же традиционно работали в иных условиях налогообложения. Поэтому, чтобы заинтересовать иностранных инвесторов, мы постепенно переходили на принципы налогообложения недропользователей, принятые в странах рыночной экономики. И впервые договорные принципы предоставления права недропользования были установлены у нас в 1992 году.

Следующим шагом в развитии этого законодательства было подписание названного выше указа о налогах. Им установлен единый перечень специальных платежей и налогов недропользователей, а также основные принципы, применяемые к налогообложению недропользователей. Но жизнь на месте не стоит, и поэтому в 2003 году Правительство разработало, а Парламент утвердил изменения в Налоговом кодексе, вступившие в силу с 1 января 2004 года. Они позволяют максимально упростить методику исчисления специальных платежей недропользователей, уйти от практики договорного установления размеров специальных платежей недропользователей в контрактах, обеспечить максимальную транспарентность механизма налогообложения нефтяных операций, обеспечить гарантированный объем поступления средств в бюджет - с начала добычи нефти на месторождениях и при росте мировых цен на нефть.

Основная цель введения новых условий налогообложения недропользователей - создание гибкого и понятного механизма обложения налогами с достижением максимального баланса интересов сторон при сохранении экономических мотиваций недропользователей. Но надо понимать, что изменения, которые претерпевает налоговое законодательство, не нарушают условий реализации ранее подписанных контрактов на недропользование. Налоговый режим для таких контрактов остается неизменным на весь период реализации инвестпроектов, если стороны не приняли согласованного решения об изменении практики налогообложения.

И Президент Нурсултан Назарбаев неоднократно отмечал, что Казахстан не стремится к пересмотру контрактов в области недропользования. Наша страна - сторонник стабильных деловых взаимоотношений, базирующихся на балансе экономических интересов государства и инвестора.

- Марлен Нурахметович, можно ли в скором будущем ждать неких перемен в роли налогового администрирования?

- Как становится лучше налоговый климат в стране, сокращается число налогов, так оптимально изменяются и вопросы налогового администрирования и налогового контроля. Снижая налоги, государство вправе требовать их уплаты. Согласитесь, одного только снижения налоговых ставок недостаточно, для того чтобы побудить недобросовестных налогоплательщиков в полном объеме исполнять свои обязательства. А без того на рынке не будет равных условий. Тот, кто не платит налоги, будет иметь очевидное конкурентное преимущество перед честным налогоплательщиком. Иными словами, снижение налоговой нагрузки должно сопровождаться адекватным усилением контроля. И наведение порядка здесь не столько даже фискальная задача государства, сколько важный элемент создания здоровой экономической среды и привлекательного инвестиционного климата.

При этом часто менять законодательство - не выход. Ему подобает быть стабильным. А вот практика применения должна постоянно совершенствоваться, в том числе с использованием новых технологий. Это улучшение форм и методов обслуживания налогоплательщиков, расширение сферы предоставляемых им услуг при одновременном упрощении процедуры исполнения налоговых обязательств. Здесь же назову предоставление налоговой отчетности в электронном виде (к слову, сегодня такой возможностью пользуются 150 тысяч налогоплательщиков), удаленный доступ к лицевым счетам налогоплательщиков, бесплатное программное обеспечение по заполнению и отправке электронной налоговой отчетности.

Это и совершенствование форм и методов контроля за соблюдением налогового законодательства с целью обеспечения стабильного поступления налогов и сборов, сокращения размеров потерь, связанных с уклонением налогоплательщиков от исполнения налоговых обязательств. В том числе развитие процедур камерального контроля по НДС, выявление фиктивных счетов-фактур, фирм-однодневок, внедрение режима камерального контроля по корпоративному подоходному налогу, взаимодействие с таможенными органами по контролю за экспортно-импортными операциями, взаимодействие с банковским сектором.

А чтобы обеспечить эффективный контроль за правильностью начисления и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также для комплексной оценки налогооблагаемой базы республики, мы запустили пилотный модуль проведения камерального контроля. Это стало возможным на основе информационной электронной интеграции с одиннадцатью министерствами и ведомствами (в том числе по регистрации, учету, лицензированию объектов налогообложения или деятельности, связанной с налогообложением). Теперь мы можем провести автоматическую сверку декларируемых и уплаченных налогоплательщиками сумм с информацией от уполномоченных органов, а также определить обоснованность и правильность применения налоговых льгот.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Реализация первого проекта "АЕГаз-Казахстан" намечена на лето 2006 года 31.05.2005
Иран намерен к 2009 году проложить в Европу газопровод 31.05.2005
В РК будет создана Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий 30.05.2005
"Почему в полной мере не осваиваются бюджетные деньги?" 27.05.2005
В Шымкенте торжественно открылось первое текстильное предприятие 27.05.2005
Почти 31 млн. долларов взыскано в судебном порядке с компании "Казгермунай" 27.05.2005
"ТуранАлем" приобрел 19,45% акций Волжско-Камского акционерного банка 27.05.2005
Запуск системы Баку-Тбилиси-Джейхан не обанкротит "Транснефть" 27.05.2005
БТА предоставил итоги своей работы за 2004 год 26.05.2005
Казахстан-Иран: взаимовыгодное сотрудничество на международном рынке зерна 26.05.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz