NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 07:02 ast
05:02 msk

"Мы работали во благо государства"
Н.Каппаров: Голословные обвинения в адрес "Акцепта", основанные на недостоверных данных, я воспринимаю как попытку бросить тень, прежде всего на мою репутацию. В связи с этим я решил довести до общественности реальные факты по данному делу
26.05.2005 / экономика

Нурлан КАППАРОВ, "АиФ-Казахстан", 25 мая

В последнее время в прессе прозвучало много обвинений в адрес корпорации "Акцепт" по проекту создания Таможенной Автоматизированной Информационной Системы (ТАИС). В частности, "Акцепт" обвиняется в передаче государству системы, "которая не работает на 100%". Представители Агентства по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями усматривают вину "Акцепта" в передаче государству оборудования ТАИС "на сумму всего 482 млн. тенге" (около 3 млн. долл.), при том, что "Акцепт" получил "прибыль свыше 24 миллионов долларов при стоимости проекта 12 миллионов долларов США".
До июля 1997 года я был одним из учредителей компании "Акцепт". Голословные обвинения в адрес "Акцепта", основанные на недостоверных данных, я воспринимаю как попытку бросить тень, прежде всего на мою репутацию. В связи с этим я решил довести до общественности реальные факты по данному делу.
К 1996 году "Акцепт" уже занимался таможенным декларированием на конкурентной основе. Работая в сфере таможенного декларирования, мы пришли к выводу, что несовершенство системы сбора и обработки данных движения грузопотоков через границу не позволяло государству проводить их надлежащий учет и анализ, что в свою очередь значительно затрудняло сбор таможенных платежей. Для централизованного контроля всех таможенных операций на местах необходимо было создать единую электронную базу данных в Таможенном комитете и построить транспортную среду, связав все таможенные пункты Казахстана между собой. В связи с этим "Акцепт" предложил Таможенному комитету построить республиканскую сеть обмена данными (РСОД), используя апробированный в международной практике метод реализации подобных проектов BOT (build-operate-transfer). Данный метод заключается в том, что инвестор реализует какой-либо инфраструктурный проект за счет собственных средств в обмен на предоставляемые ему эксклюзивные права по управлению созданной инфраструктурой на определенное время. За период времени, в котором инвестор пользуется данными эксклюзивными правами, он должен возвратить понесенные затраты и получить оговоренный уровень прибыли, после чего передать объект в собственность государства. Наверное, многие видели за границей платные автодороги со шлагбаумами, и это и есть, примеры проектов BOT, т.е. частная фирма инвестирует свои деньги в строительство автодороги на определенном участке, а возврат осуществляется за счет взимания определенной платы с пользователей данной автодороги. По аналогии с этим примером, "Акцепт" предлагал построить сеть РСОД, а возврат вложенных денег осуществить за счет продажи электронных таможенных деклараций импортерам и экспортерам на эксклюзивной основе в течение определенного срока, после чего передать систему в собственность государства.
Первоначальное предложение "Акцепта" Таможенному комитету ограничивалось созданием сети обмена данными. "Акцепт" намеревался вложить в реализацию проекта по созданию сети обмена данными 15-20 миллионов долларов США в обмен на предоставление эксклюзивного права на формирование электронных грузовых таможенных деклараций в течение 2-3 лет. Однако в это время Министерством экономики и торговли был проведен тендер по созданию автоматизированной информационной системы для Таможенного комитета (АИС). В данном тендере победила группа компаний, включая "Сервер", "Информикс" и "Элситех" с ценой в 12 миллионов долларов США. Заключение договора между данными компаниями и государством откладывалось из-за отсутствия средств в госбюджете. В связи с тем, что проекты АИС и РСОД органично дополняли друг друга, Минэкономики предложило "Акцепту" проинвестировать оба проекта, объединив их в единый проект. Объем инвестиций в оборудование, программное обеспечение и эксплуатационные затраты за 5 лет составили бы 35 миллионов долларов. В обмен Минэкономики предложило нам эксклюзив на электронные копии на 5 лет с ценой не менее 56 долларов за каждую копию. Мы приняли данное предложение.
В марте-апреле 1997 года наши договоренности с Минэкономики были оформлены в виде Постановления Правительства и договоров между "Акцептом" и Таможенным комитетом и уполномоченной компанией "Сервер". По этим договорам Таможня является заказчиком, "Акцепт" - инвестором, а "Сервер" - разработчиком АИС и прикладного программного обеспечения. При этом по расчетам Минэкономики за 60 месяцев выручка по проекту должна была составить 66 миллионов долларов, из которых 20 миллионов - капитальные затраты (оборудование, программное обеспечение), 15 миллионов – эксплуатационные расходы, 18 миллионов – налоги и сборы. Акцепт же в свою очередь, должен был получить в конце проекта 13 миллионов долларов в виде чистой прибыли согласно 25% внутренней норме прибыли, опять же утвержденной Минэкономики. Акцепт оперативно оснастил оборудованием пункты таможенного оформления, развернул брокерскую сеть по всему Казахстану и с 1 июля 1997 года приступил к формированию электронных копий таможенных деклараций, которые легли в основу централизованной базы данных таможенной статистики внешней торговли. Всего за два с половиной года было оснащено более 150 пунктов таможенного оформления, где работали таможенные инспектора. При этом "Акцепт" полностью за счет собственных средств обеспечил комплектацию этих пунктов компьютерной техникой, оргтехникой, а также средствами связи. На многих таможенных постах установленные "Акцептом" спутниковые станции были единственным средством связи с внешним миром. "Акцепт" полностью оплачивал эксплуатационные расходы на таможенных постах. Статистические данные показывают, что в период действия эксклюзивного права "Акцепта" размер таможенных платежей и сборов в бюджет увеличился многократно.
Также следует обратить внимание, что проект ТАИС являлся уникальным в пределах территории СНГ, что подтверждается многочисленными отзывами и рецензиями, в том числе Таможенного комитета Российской Федерации и Всемирной Таможенной Организации.
К сожалению, реализация проекта была прервана Правительством РК путем отмены эксклюзивного права "Акцепта" в одностороннем порядке. Как ни странно, отмена эксклюзива "Акцепта" совпала с моими рабочими разногласиями, как президента Казахойла, с позицией Премьер-Министра по вопросам продажи 10% доли участия Казахстана в ТШО, что лишало Казахстан блокирующего голоса в самом крупном проекте в стране. Моя позиция также не совпадала с позицией Премьера и акционеров ШНОС по поводу покупки "Казахойлом" акций компании "Харрикейн". "Харрикейн" в то время находился на грани банкротства из-за войны со ШНОСом. Я считал, что, купив 50% "Харрикейна", "Казахойл" сможет после объединиться со ШНОСом , и тогда совокупная казахстанская доля в "Харрикейне" составила бы 70% после объединения. Нами были достигнуты договоренности о покупке 50% акций "Хариккейна" за 60 миллионов долларов США, или около 50 канадских центов за акцию. Сегодня стоимость данного пакета в "Петроказахстане" составляла бы около 1 миллиарда долларов США. Эти разногласия с Премьером стали официальной причиной моего увольнения из "Казахойла" 23 августа 1999 года, а эксклюзив "Акцепта" был отменен с 1 сентября 1999 года.
Одним из основных достоинств проекта, реализуемого "Акцептом" по схеме BOT, является отсутствие необходимости затрат государственных денег, поскольку все затраты несет частник. В результате преждевременного отзыва эксклюзивного права "Акцепта" вся дальнейшая финансовая нагрузка по завершению проекта легла на плечи государства.
На момент отмены эксклюзива фактически полученная валовая выручка за 27 месяцев от начала проекта составила 24,3 миллиона долларов. При этом капитальные затраты составили 10,9 миллиона, эксплуатационные затраты - 7,7 миллиона долларов, было уплачено налогов и сборов на сумму 5,7 миллиона долларов США, а чистая прибыль "Акцепта" была равна нулю. Поэтому утверждения о том, что "Акцепт" получил 24 миллиона долларов прибыли, категорически неверны. Кстати, понятия "выручка" и "прибыль" часто путаются.
Обвинения о передаче оборудования стоимостью 1 миллиард 600 миллионов тенге (на самом деле 1 миллиард 300 миллионов) на баланс таможенных органов по стоимости "всего 482 миллиона тенге" некорректны. Для понимающего основы бухгалтерии, очевидно, что оборудование подлежит амортизации с течением времени. Несмотря на то, что оборудование формально было на балансе "Акцепта" до конца 2003 года, по факту новая техника незамедлительно передавалась по актам таможенным органам на местах начиная с 1997 года. Таможенники пользовались новым оборудованием с первого дня его привоза в Казахстан, а "Акцепт" при этом платил налог на имущество на данное оборудование. Конечно же, оно амортизировалось, и когда произошла формальная передача оборудования в 2003 году, его остаточная стоимость (неамортизированная) составила 482 миллиона тенге (значительная часть оборудования эксплуатировалось уже 5-6 лет), хотя "Акцепт" заплатил за него 1 миллиард 300 миллионов тенге.
Несмотря на преждевременный отзыв эксклюзива у "Акцепта", по просьбе таможенных органов "Акцепт" продолжал осуществлять монтаж и инсталляцию вновь поступающего оборудования в таможенных офисах, а также обеспечивал комплексную техническую поддержку данного оборудования за свой счет.
В июле 2001 года прошли успешные испытания ТАИС и подписаны соответствующие документы, подтверждающие полную работоспособность системы. Несмотря на то, что группа компаний во главе с компанией "Сервер" была выбрана Министерством экономики, а не "Акцептом", успешные испытания системы позволяют сделать вывод, что данные компании выполнили поставленную перед ними задачу. Кстати, до принятия предложения от Минэкономики в отношении "Сервера" я провел консультации в Нацбанке, где тоже получил весьма одобрительные отзывы.
В прессе прозвучало, что одним из учредителей "Акцепта" являлся Досаев Е. А. Однако данная информация неверна в связи с тем, что Е. Досаев никогда не являлся учредителем корпорации "Акцепт" и ушел из компании в ТуранБанк еще в феврале 1997 года, т.е. до начала проекта. Как и в случае с Е. Досаевым, по-моему мнению, множество "фактов", высказанных по этому вопросу разными людьми, на самом деле не соответствуют действительности. Мне известно, что для разбирательства по данному делу создана специальная комиссия, которой я готов предоставить все необходимые разъяснения.
Сегодня по истечении 4 лет с даты ввода в эксплуатацию системы ТАИС, говорить о том, что система "не работает на 100%", или пытаться определить, на сколько процентов она все-таки работает, кажется бессмысленным, поскольку именно по вине Правительства с сентября 1999 года проект был "поломан". Может, сегодня система работает на 80%, может, на 90%, может, на 100%, но она работает, и вся таможенная статистика собирается благодаря именно этой системе. Если бы не то решение Правительства об отмене эксклюзива "Акцепта", я уверен, что сегодня к системе ТАИС не было бы вообще никаких вопросов. Система ТАИС до сих пор не имеет аналогов в СНГ, и я горжусь тем, что стоял у истоков этого проекта.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Реализация первого проекта "АЕГаз-Казахстан" намечена на лето 2006 года 31.05.2005
Иран намерен к 2009 году проложить в Европу газопровод 31.05.2005
В РК будет создана Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий 30.05.2005
"Почему в полной мере не осваиваются бюджетные деньги?" 27.05.2005
В Шымкенте торжественно открылось первое текстильное предприятие 27.05.2005
Почти 31 млн. долларов взыскано в судебном порядке с компании "Казгермунай" 27.05.2005
"ТуранАлем" приобрел 19,45% акций Волжско-Камского акционерного банка 27.05.2005
Запуск системы Баку-Тбилиси-Джейхан не обанкротит "Транснефть" 27.05.2005
БТА предоставил итоги своей работы за 2004 год 26.05.2005
Казахстан-Иран: взаимовыгодное сотрудничество на международном рынке зерна 26.05.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz