Кристина БОНДАРЧУК, "Мегаполис", 6 июня
Если не поднять тарифы на железнодорожные грузоперевозки, "Казахстан темир жолы" может стать хронически убыточной - такое заявление сделало руководство КТЖ. Возможно, о нерентабельности в Национальной компании не вспомнили бы, но на это ей указало само антимонопольное агентство.
Доходы АО НК "КТЖ" не позволяют покрывать собственных расходов. Для обновления и модернизации магистральной сети компании требуется более 36 миллиардов тенге в год. Между тем цены на материалы и запчасти ежегодно растут, и этот рост превышает уровень инфляции. Износ транспорта близок к критическому, а сама КТЖ может стать хронически убыточной. Растет кредиторская задолженность перед поставщиками. Таковы основные аргументы, которые привел в пользу повышения тарифов первый вице-президент АО "НК "Казахстан темир жолы" Канат Жангаскин.
Причиной еще большей нерентабельности КТЖ может стать трубопровод Атасу - Алашанькоу, так как с его введением перевозки сырой нефти по железной дороге упадут на 10 млн тонн. "В результате компания потеряет более 21 млрд тенге", - сообщил Канат Жангаскин. По его мнению, поправить ситуацию может увеличение тарифов на перевозку сырой нефти на 18%, металлов - на 16% и стройматериалов - на 13%. Но как-то странно выглядит эта идея после того, как Национальная компания подписала меморандум, всенародно пообещав не поднимать тарифов до конца года.
Председатель Агентства по регулированию естественных монополий заверил, что цены на перевозку угля, овощей и фруктов, которые действительно могут сказаться на инфляции, останутся в Казахстане на прежнем уровне. Тарифы могут поднять только на те услуги, которыми не пользуется население. "Обычное население, - пояснил Бакытжан Сагинтаев, - не возит нефть и металлы".
С тем, что люди чащи возят собственные чемоданы, спорить не стану, а вот насчет инфляции можно и подискутировать. Бензин, например, тоже нефтепродукт, и на его конечной стоимости сказываются в том числе и транспортные расходы. Встает и другой вопрос: а как же строительные материалы? Если тарифы на их перевозку по железной дороге поднимутся, это неминуемо скажется на стоимости квадратного метра в новых домах. А помнится, правительство ратовало за удешевление жилья…
Удивляет и то, что в прошлые годы НК "КТЖ" рассказывала о своей прибыльности, а потом вдруг стала нерентабельной. Так в 2004 году чистый доход компании в 28 раз сократился по сравнению с 2003 годом. А за первый квартал 2005 года компания отработала с убытком в 2,5 миллиарда тенге. Перевозчики недоумевают: что это за менеджмент, при котором, имея не только прибыль, но и дотации государства, компания вдруг стала убыточной?
Но самое интересное в том, что о сложной финансовой ситуации руководству "Казахстан темир жолы" доложили спецы из антимонопольного агентства.
- Рабочая группа агентства, которая проводила плановую проверку КТЖ, встретилась с такими фактами, что это предприятие за первый квартал сработало убыточно, и убыток составил порядка 2 млрд тенге, - рассказывает председатель антимонопольного агентства Бакытжан Сагинтаев. - Планируемый дефицит компании до конца текущего года ожидается порядка 20 млрд тенге. Конечно, это большая цифра. Поэтому наша рабочая группа вышла с предложением инициировать вопрос рассмотрения тарифов.
Обычно тарифы поднимают в апреле или октябре. Но цены на грузоперевозки в Казахстане могут поднять с 1 июля. С этим и связана спешка, в которой проводятся слушания. "Слушания связаны не столько с повышением тарифов, сколько с оценкой деятельности "Казахстан темир жолы" на ближайшую перспективу", - пояснили в антимонопольном агентстве. |