Сохбет Мамедов, "НГ", 15 июня
Руководство компании ВР Azerbaijan официально подтвердило, что не заинтересовано в дальнейшей транспортировке своей нефти по трубопроводу Баку–Новороссийск. Уже сегодня, 15 июня, ВР Azerbaijan, являющийся оператором Азербайджанской международной операционной компании (АМОК), планирует начать транспортировку нефти с принадлежащего ей контрактного месторождения "Азери" по железной дороге в грузинские порты на Черном море.
Официальную причину предстоящего полного отказа от услуг российской компании "Транснефть", владеющей трубой Баку–Новороссийск, озвучил президент ВР Azerbaijan Дэвид Вудворд. Выступая на прошедшей в Баку международной конференции "Нефть и газ Каспия", он объяснил принятое решение прежде всего "экономической целесообразностью". По словам Дэвида Вудворда, экспорт каспийской нефти по железной дороге в грузинском направлении для его компании намного выгоднее, так как обходится в среднем в 4–5 долл. за баррель, в то время как по маршруту Баку–Новороссийск – втрое дороже. С учетом этого компания ВР Azerbaijan и решила перевозить свою нефть в объеме около 40 тыс. баррелей в сутки в грузинские порты, сказал Вудворд. Однако полностью игнорировать российский маршрут ВР Azerbaijan пока не собирается. По словам Вудворда, еще какое-то время ВР Azerbaijan будет транспортировать по северному маршруту около 80 тыс. тонн нефти в месяц. "Но эта цифра может меняться в зависимости от того, как будет идти заполнение нефтью Основного экспортного трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД). А в него, как известно, требуется 10 млн. баррелей нефти", – заявил журналистам Дэвид Вудворд. По его словам, для ВР Azerbaijan приоритеты по транспортировке нефти распределяются следующим образом – в первую очередь это БТД, затем идут нефтепровод на Грузию Баку–Супса, Грузинская железная дорога и только потом – трубопровод Баку–Новороссийск.
Невыгодная для России тенденция прослеживается уже сейчас. Как сообщили "НГ" в ВР Azerbaijan, в январе–мае нынешнего года АМОК экспортировала в общей сложности 3 млн. 691,5 тыс. тонн своей нефти, при этом по трубопроводу Баку–Супса было перекачано 2 млн. 895,2 тыс. тонн нефти, а по трубопроводу Баку–Новороссийск – только 796,3 тыс. тонн. Еще больше разнятся (опять же не в пользу российского направления) показатели мая: экспорт нефти по трубопроводу Баку–Супса составил 612,4 тыс. тонн, по Баку–Новороссийск – 335 тыс. тонн нефти.
В российской компании ТНК–BP складывающуюся вокруг трубопровода Баку–Новороссийск ситуацию комментировать отказываются. Как сказал "НГ" пресс-секретарь компании Владимир Бобылев, ТНК–BP "не имеет никакого отношения" к работающей в Азербайджане структуре British Petroleum, а посему, мол, "тут и комментировать нечего". Попутно представитель ТНК–BP отверг утверждения многих азербайджанских экспертов о готовности российской компании в будущем использовать трубопровод Баку–Новороссийск в реверсном направлении – для поставок российской нефти в азербайджанском направлении. "Пока таких планов у руководства ТНК–BP нет", – сказал Владимир Бобылев.
По мнению авторитетного азербайджанского нефтяного эксперта Насруллы Балаева, окончательного решения об отказе от использования трубопровода Баку–Новороссийска скорее всего следует ожидать в конце ноября текущего года, когда в полном масштабе начнет функционировать БТД. В то же время, считает эксперт, это даст возможность Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) возобновить на первых порах экспорт своей нефти по северному, российскому маршруту. Кстати, недавно ГНКАР уже обратилась к российской стороне с предложением увеличить ежемесячную прокачку своей нефти по трубопроводу Баку–Новороссийск с нынешних 330 тыс. до 450 тыс. тонн в месяц.
Аналитики ГНКАР уверены, что скорого закрытия маршрута Баку–Новороссийск все-таки не будет. Ведь, согласно межгосударственной договоренности, официально об отказе от этого маршрута Баку должен предупредить российскую сторону не менее чем за год. "Скорее всего, – сказал "НГ" источник в ГНКАР, – в подобном уведомлении не будет никакой необходимости, и речь в итоге может идти только о снижении объемов экспортируемой нефти".
Однако подобный оптимизм разбивается о жесткие, и не только, экономические аргументы из заявления президента ВР Azerbaijan Дэвида Вудворда. Говоря о значимости проекта Баку–Тбилиси–Джейхан для США и Запада в целом, Дэвид Вудворд, в частности, отметил, что "это новый источник энергоресурсов, независимый от Ближнего Востока и России". По мнению президента ВР Azerbaijan, проект БТД открывает более выгодный и перспективный новый энергетический коридор Восток–Запад от Каспия и Центральной Азии, что позволит обойти перегруженные и экологически уязвимые турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. В то же время трубопровод БТД и прибыли от него будут способствовать "укреплению независимости, развитию и сотрудничеству между государствами региона", заключил Дэвид Вудворд.
Анализируя складывающую вокруг северного маршрута ситуацию, азербайджанские эксперты в нефтяной сфере придерживаются мнения, что в конце года следует ожидать уже и политического решения руководства Азербайджана относительно экспорта азербайджанской нефти по трубопроводу Баку–Новороссийск. Во всяком случае, уже сегодня высокопоставленные чиновники в правительстве республики все чаще озвучивают мысль об экономической невыгодности северного маршрута. |