NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 03:19 ast
01:19 msk

Доходность и надежность. В равной мере
Б.Жамишев: На Совете по экономической политике, где обсуждались вопросы создания холдинга по примеру сингапурской компании "Temasek", рассматривалось предложение, что одной из его задач может быть обеспечение капитализации национальных компаний через эмиссию инструментов, базовым активом которых будут их акции
20.06.2005 / экономика

Алевтина ДОНСКИХ, "Казахстанская правда", 17 июня

На этой неделе Президент страны Нурсултан Назарбаев принял председателя Агентства по финансовому надзору Болата Жамишева, который доложил Главе государства об актуальных вопросах развития финансового сектора экономики. Одним из них является создание в Алматы регионального финансового центра. Выработать предложения по повышению ликвидности фондового рынка страны в рамках разработки концепции создания такого центра в Алматы (РФЦА) должна специальная рабочая группа, которую возглавляет Б. Жамишев. Рабочая группа, трудившаяся над финансовым блоком, завершила свою работу, и документ передан на рассмотрение в Правительство. Какие изменения предполагается внести в законодательство, чтобы РФЦА мог успешно функционировать и конкурировать с аналогичными центрами региона и мира? На этот и другие вопросы в интервью "Казахстанской правде" отвечает глава АФН Болат ЖАМИШЕВ.

- Вопрос создания регионального финансового центра в Алматы рассматривался на недавно прошедшем облигационном конгрессе в тесной увязке с нашей печально известной проблемой - недостаточным развитием фондового рынка. И скепсис некоторых участников по поводу перспектив РФЦА тем же объяснялся. Насколько эти выводы обоснованны?

- Участники конгресса действительно отмечали некоторую парадоксальность нашего рынка: при хорошей динамике эмиссий облигаций, наличии институциональных инвесторов, располагающих "длинными деньгами", практически отсутствует вторичный рынок, нет ликвидности. При этом справедливо отмечалось, что пенсионные фонды, являясь фактором значительного спроса на первичном рынке, одновременно являются причиной отсутствия предложения на вторичном. Эту особенность нашего фондового рынка необходимо учитывать. Должна быть создана система, при которой будет обеспечена возможность для эффективного инвестирования пенсионных активов, расширены возможности для повышения инвестиционной активности других инвесторов. Все эти процессы взаимосвязаны, и решить их позволяет создание в Алматы финансового центра. Первый из вопросов РФЦА - равенство или неравенство резидентов и нерезидентов.

Консультанты консалтинговой компании "The Boston Consulting Group Inc." пришли к выводу, что центр должен создаваться в интересах и тех, и других. В качестве аргумента приводился довод: поскольку Казахстан имеет конкурентные преимущества на финансовом рынке, в сравнении со странами СНГ и другими соседями по региону по отдельным аспектам, то необходимо развить эти преимущества. Обеспечив тем самым дальнейшее развитие финансового рынка. Но акцент должен делаться не на относительных преимуществах. А на том, что без интеграции нашего финансового рынка в международный (пусть вначале и в рамках региона) развитие его будет проблематичным.

Наши преимущества фондового рынка в том, что отработана эффективная инфраструктура, созданы и функционируют все необходимые институты. Но есть и парадоксы. В Казахстане налицо облигационный бум, об этом говорилось и на конгрессе. Идет быстрый рост эмиссии облигаций. Их объем по отношению к ВВП - 7,3 процента (по итогам прошлого года), результат, лучший не только в СНГ, но и в сравнении с теми же показателями стран Балтии. В России он составил 5,5 процента, в Латвии - 2,3 процента и далее по нисходящей.

Но при такой эмиссии облигаций у нас практически отсутствует вторичный рынок. Потенциальные эмитенты не имеют ориентиров, по какой цене можно заимствовать на фондовом рынке. Она может сложиться только на вторичном рынке, когда покупатели и продавцы, желая выгоднее купить или продать, обеспечивают ситуацию, при которой складывается объективная рыночная цена. На которую и могли бы ориентироваться потенциальные эмитенты облигаций. Поскольку у нас нет вторичного рынка, а цены, которые складываются на первичном рынке облигаций, не укладываются в нормальную логику, то зачастую получается, что цена заимствования по двухлетним облигациям близка к стоимости десятилетних. При этом по пятилетним ЦБ она может быть выше, чем по десятилетним. Это не рыночная цена и это создает сложности для развития рынка.

- Со вторичным рынком все понятно: НПФ, купив эти облигации или иные ЦБ, держат их до погашения...

- Так и получается: основным инвестором на фондовом рынке у нас являются пенсионные фонды, которые "запрограммированы" именно на такую инвестиционную политику. Так они пытаются минимизировать риски. Но в итоге усугубляется проблема ликвидности рынка. Та же ситуация складывается и по государственному заимствованию. Государственные бумаги тоже не обеспечивают возникновения кривой доходности, поскольку нет обращаемости на вторичном рынке в достаточной мере. А если нет вторичного рынка, нет кривой доходности, нет и позитивных сигналов для развития рынка акций. Исполнение же обязательств эмитентами облигаций потенциально будет подталкивать рынок к тому, что у них появится хорошая кредитная история, шансы для эффективного размещения акций и возможности для привлечения инвестиций через акционерный капитал.

Если говорить об объеме средств НПФ, то по отношению к ВВП они составляют 8,7 процента, это выше, чем во Франции, и немного ниже, чем в Испании и Германии. Но фондовые рынки этих стран очень хорошо развиты. Для Казахстана же при нынешнем положении дел актуален вопрос, в состоянии ли мы обеспечить развитие фондового рынка, когда у нас так сильно довлеет инвестиционная стратегия НПФ. Правительство предпринимает меры по расширению возможностей для пенсионных фондов по инвестированию в индексируемые государственные ценные бумаги, в инфраструктурные облигации, то есть по инвестированию на внутреннем рынке. АФН, в свою очередь, расширило перечень и увеличило лимиты по инвестициям. Но с учетом размеров пенсионных активов следует признать, что без активного инвестирования в нерезидентские финансовые инструменты будет постоянно возникать дефицит внутренних инструментов. И одной из главных задач РФЦА должно стать обеспечение обращения нерезидентских финансовых инструментов на нашем рынке. При этом активными участниками РФЦА должны стать и все другие институциональные инвесторы.

- Но вопрос развития инвестиционных возможностей прочих, кроме пенсионных фондов, институциональных инвесторов, наверное, следует рассматривать не только в связи с созданием РФЦА?

- Безусловно. На ближайшем "круглом столе", организуемом совместно с АФК, мы планируем обсудить изменения в нормативные правовые акты, которые предоставят брокерам и дилерам первой категории больше возможностей для деятельности. Речь идет о развитии инвестиционного банкинга. Кроме того, мы рассмотрим возможности ослабления регуляторных требований по инвестированию страховыми компаниями, кредитными товариществами. В частности, планируется предоставить возможность размещаться в бумаги, находящиеся в листинге "B". Такая же возможность будет предоставлена и банкам после внесения соответствующих изменений в закон о банках и банковской деятельности. Расширение инвестиционных возможностей банками, страховыми компаниями, кредитными товариществами, другими профессиональными участниками рынка ценных бумаг повысит возможности для развития вторичного рынка. Но в полной мере эта задача может быть решена только с участием нерезидентов, привлечь которых возможно лишь создав соответствующие стимулы. Что, в свою очередь, возможно через создание РФЦА.

- И тут возникает опасение, что, стремясь открыть рынок для нерезидентов, рабочая группа предлагает снизить к ним требования?

- Требования по инвестициям пенсионных активов в какой-то мере могут снижаться. Но вопрос надежности остается, и каких-то существенных изменений здесь не будет. Речь идет о том, что создание центра позволит в большей мере интегрировать наш рынок с внешними рынками, на которых предлагаются в большом объеме достаточно надежные инструменты.

Рабочей группой, в числе прочих, рассмотрен вопрос, как может быть обеспечено признание листинга отдельных фондовых бирж нашей Казахстанской фондовой биржей (KASE). Рекомендации вытекают из концепции, разработанной совместно с "Boston Consulting". Мы детально проработали эти положения, с тем чтобы они были реализуемы. Предполагается, что будет создана специальная площадка на KASE. На ней будут оборачиваться инструменты признаваемых РФЦА бирж. Кроме того, эмитентами могут быть организации, имеющие рейтинги не ниже установленного, а также включенные в листинг самой KASE. Также создается специальный исполнительный орган, в функции которого будут входить вопросы регистрации.

Мы подготовили предложения по тому, как должны осуществляться процедуры по признанию перечня других фондовых бирж, как должен обеспечиваться механизм кросс-листинга. Группа рассмотрела вопрос целесообразности создания биржевого совета площадки РФЦА и пришла к выводу, что в этом нет необходимости, так как его задача будет сводиться только к признанию отдельных инструментов. А поскольку мы стараемся иметь достаточно широкий круг потенциальных эмитентов, это поставило бы перед советом трудную задачу, каким образом решать вопрос в каждом из конкретных случаев. Правильнее установить, листинги каких бирж и какие рейтинги могут признаваться центром. Это когда речь идет о нерезидентах. В случаях же с резидентами для решения этого вопроса все процедуры установлены и нет необходимости в создании специального биржевого совета.

Группа рассмотрела вопросы по минимальным критериям допуска эмитентов на торговую площадку. Ограничения минимальны. Главное - четкая формализация этих критериев. Организации должны иметь аудированную финансовую отчетность, как минимум, по национальным стандартам. Важный критерий - степень раскрытия информации эмитентов. Еще одно условие - наличие соответствующего рейтинга или листинга. И задача центра - определить минимальные пороги.

Значимый фактор - размеры комиссии на бирже и стимулы. "Boston Consulting" считает, что часть затрат на аудит могла бы покрываться за счет бюджета РФЦА.

Мы рассмотрели вопросы привлечения маркетмейкеров. И предусматриваем льготные условия налогообложения для этих компаний. Рассмотрены также возможности эмиссии производных инструментов. На Совете по экономической политике, где обсуждались вопросы создания холдинга по примеру сингапурской компании "Temasek", рассматривалось предложение, что одной из его задач может быть обеспечение капитализации национальных компаний через эмиссию инструментов, базовым активом которых будут их акции. В этом случае будет необходимо внести изменения в законодательство, с тем чтобы на эти производные не распространялись условия по обязательности их конвертации в акции и возможность управления самим предприятием.

В этом случае производные могут служить инструментом, при котором национальные компании будут капитализироваться. При этом не будет теряться государственный контроль над ними, не будет размываться госпакет акций, а сами компании получат возможность капитализироваться с рынка, а не за счет госбюджета. Сейчас это невозможно. Особенность этой схемы в том, что с определенной периодичностью холдинг должен будет выкупать акции у тех, кто не может реализовать их на вторичном рынке. Такое условие создаст уверенность у инвесторов. Они начнут вкладываться в эти бумаги, которые обретут цену на вторичном рынке. ЦБ будут обращаться, их станут покупать портфельные инвесторы.

- И напоследок вопрос, который прозвучал на прошедшем в Белграде ежегодном заседании ЕБРР: как отслеживаются риски казахстанских банков, которые работают в других странах? Например, каковы их потери во время известных событий в Кыргызстане?

- В целом мы принимаем во внимание ситуацию на внешних рынках. Действительно, наши банки активно работают за рубежом. Они зачастую кредитуют нерезидентские компании, которые в большинстве своем не имеют рейтингов. С первого июля мы устанавливаем требование, в соответствии с которым при классификации ссудного портфеля будут учитываться случаи кредитования компаний с рейтингом ниже "ВВ-". Риск в этих случаях будет оцениваться как 150 процентов. Это соответствует требованиям Базеля-2.

Что касается Кыргызстана, то я не думаю, что потери наших девяти банков, работающих в этой стране или имеющих коротношения с кыргызскими банками, во время бишкекского кризиса были серьезными. Все казахстанские активы там составили всего 27 миллионов долларов. Или 0,12 процента от общего объема активов всей банковской системы. И всего 0,16 процента - от объема активов этих банков. Так что говорить о каких-то потерях не приходится. По крайней мере, у нас нет такой информации. Что же касается внешних обязательств казахстанских банков, то по состоянию на первое мая они составили 43,3 процента в общей доле их обязательств.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Еще один золотой! 30.06.2005
Казахстан заявил о праве отказать претендентам на PetroKazakhstan 30.06.2005
Подписан Меморандум об улучшении экологической ситуации на Карачаганакском нефтегазовом комплексе 30.06.2005
Администрация и профсоюз угольного департамента АО "Миттал Стил Темиртау" подписали протокол о повышении заработной платы 30.06.2005
"КСК не смогли выполнить свое главное предназначение - сохранить фонд в надлежащем состоянии" 30.06.2005
В результате конфликта с Магниткой ССГПО вынуждено работать на склад 30.06.2005
За уклонение от уплаты налогов компании "АES Усть-Каменогорская ГЭС" предъявлено обвинение 30.06.2005
PetroChina стоит дороже любой другой азиатской компании 30.06.2005
"Альтернативы создания СП на Экибастузской ГРЭС-2 в вопросе урегулирования долгов между Казахстаном и Россией просто нет" 29.06.2005
Руководство AES считает, что компанию "выталкивают" с энергорынка Казахстана 29.06.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz