Н.Бутырина, "Огни Мангистау", 5 июля
АО "Продовольственная контрактная корпорация" стало единственным акционером АО "Ак Бидай-Терминал", владеющим зерновым терминалом в морском порту Актау. Об этом Продкорпорация известила Казахстанскую фондовую биржу (KASE), так как у АО на бирже размещены облигации, которые обращаются по официальному списку ценных бумаг категории "А". Об этом рассказал директор зернового терминала Рафаэль Галямов.
По его словам, Продкорпорация купила акции "Ак Бидай-Терминал" в два приема: в мае 2005 года было приобретено 49% акций (49980 штук) и в июне - 51% акций (52020 штук). "Данная сделка позволяет Продкорпорации получить эффективный инструмент, обеспечивающий стабилизацию и расширение экспорта казахстанского зерна в страны Каспийского региона и Закавказья", - отметил Р. Галямов.
Директор зернового терминала сказал, что из морского порта Актау компания "Ак Бидай-Терминал" отправила с января по май текущего года 20 тыс. тонн ячменя в направление Ирана. В настоящее время отправка зерновых приостановлена, поскольку, как правило, в летнее время это не практикуется, сезон операций с зерном нового урожая начинается с сентября и длится по апрель. В прошедшем сезоне - с сентября 2004 года по апрель 2005 года - планировалось перевалить через порт Актау до 200 тыс. тонн зерна. Однако запланированный объем зерна не удалось экспортировать в связи с высоким урожаем зерновых в прошлом году в России и Украине. Поэтому перевалка зерна через морской терминал была временно приостановлена.
Если посмотреть статистику казахстанского зернового экспорта последних лет, можно убедиться, что экспортные поставки в среднем составляют 3-5 млн. тонн в год. Традиционными покупателями казахстанского зерна являются Россия, Украина, Иран, ЕС, Азербайджан.
Для справки. Объемы госзакупок зерна на внутреннем рынке Казахстана Продкорпорацией в 2005 году оцениваются в размере 2,55 млн. тонн. По данным главы Минсельхоза РК, в 2004 году республика экспортировала зерновые более чем в 30 стран мира. Основной экспорт был в Азербайджан, Россию, Иран и многие другие страны. Ранее Продкорпорация заявила, что с конца 2005 года ежемесячно через зерновой терминал "Ак Бидай" будет пропускать до 50 тыс. тонн зерна, порядка 300-350 тыс. тонн в год. В 2005-2006 годах из Казахстана в Азербайджан планируется транспортировать около 200 тыс. тонн зерна ежегодно, этот объем зерна совпадает с тем, которое было отгружено в Азербайджан в 2004 году.
Экспортный потенциал Казахстана на 2005 год оценивается в 5 млн. тонн пшеницы. Такие цифры прогнозируют специалисты. Некоторые эксперты снижают прогноз экспорта зерна из Казахстана в 2004-2005 сельскохозяйственном году до 3 млн. тонн, что гораздо меньше обычного.
Казахстан очень заинтересован в таких рынках сбыта зерна, как Иран, Азербайджан и Грузия. Здесь уже сложились партнерские отношения, имеется определенный экспортный поток, который пока не превышает 200-300 тыс. тонн зерновых. Есть надежда, что эта цифра будет расти, и в перспективе даже станет возможным транзит казахстанского зерна через территорию Азербайджана далее на запад.
Во время визита в Казахстан министра торговли Ирана Мохаммада Шариатмадари было заявлено о готовности Ирана обеспечить транзитные перевозки 1 млн. тонн казахстанской пшеницы в страны Персидского залива. Эти перевозки будут осуществляться по маршруту Актау - Амирабад - Шахид - Раджаи (Бендер - Аббас).
В иранском порту Энзели запланировано строительство мельницы. В таком случае выработанная там мука может транспортироваться в Афганистан, Пакистан и другие страны.
Р. Галямов отметил, что компания "Ак Бидай-Терминал" планирует в ближайшие год-два приступить к реконструкции зернового терминала. Ранее компания заявляла о планах приступить к этим работам летом текущего года. "Пока в этом нет необходимости. Терминал наш способен переваливать 500 тыс. тонн зерна в год. Но мы еще на этот объем не вышли. Когда выйдем, тогда и займемся реконструкцией. Она позволит увеличить мощность терминала вдвое. Если у нас будут реализованы проекты в Азербайджане, Грузии, а также, возможно, в Иране, то в ближайшие год-два это реально", - пояснил Р. Галямов.
Реконструкция будет касаться исключительно загрузочного устройства и займет немного времени. Будет установлено более совершенное устройство загрузки зерна на морские суда. На приобретение и установку загрузочного устройства потребуется порядка 1 млн. долларов США. По словам директора зернового терминала, это могут быть как собственные средства компании, так и привлеченные.
Руководство "Ак Бидай-Терминал" уверено, что возросшие способности терминала будут востребованы.
"Хорошие перспективы в отношении Ирана и Азербайджана. Они нуждаются в закупках зерна, и здесь есть перспектива развития нашего терминала. Дорога через Актау для них более дешевая, и это будет способствовать стабильности экспорта зерна", - подчеркнул Р. Галямов. В этой связи он сообщил, что с сентября 2005 года по май 2006 года через морпорт Актау планируется отгрузить в Иран и Азербайджан 300 тыс. тонн казахстанского зерна. "Это будет самый высокий показатель за все время работы терминала", - отметил собеседник.
По прогнозам Минсельхоза, в Казахстане в 2005 году планируется собрать 11,8 млн. тонн зерновых в весе после доработки, из которых порядка 5 млн. тонн зерна из нового урожая может быть направлено на экспорт.
Зерновой терминал в морпорту Актау был сдан в эксплуатацию в конце мая 2001 года. В 2002 году в порту были построены дополнительные силосы по промежуточному хранению зерна в объеме 9 тыс. тонн. Таким образом, мощности терминала увеличились до 22,5 тыс. тонн. |