Алексей Щеглов, Страна.Ру, 28 июля
Пожар на нефтяной платформе в Аравийском море может стать событием, способным оказать существенное воздействие на конъюнктуру нефтяных цен. Сейчас рынок переживает передышку после достигнутого в начале июля ценового максимума. Но неопределенность продолжает расти. Во втором полугодии рост импорта нефти в Китай, в сочетании с индийским воздействием и традиционным увеличением потребления нефтепродуктов в США, способны вывести ситуацию с ценами из-под контроля.
Произошедший вчера на нефтяной платформе в Аравийском море вблизи побережья Мумбаи (штат Махараштра) пожар нанес существенный урон нефтедобывающей отрасли Индии. Как сообщил министр нефти и газа Индии Мани Шанкар Айяр, сама платформа, принадлежащая крупнейшей нефтегазовой корпорации Индии ONGC (Oil and Natural Gas Crporation Ltd), была полностью разрушена. При этом на главной платформе, производящей 100 тыс. баррелей нефти в день, добывалось 17% всей индийской нефти, а разработка самого месторождения дает до 40% всей нефтедобычи Индии. По оценкам сотрудников индийского министерства нефти и газа, для возобновления нефтедобычи потребуются месяцы. Представители министерства уже сообщили, что для того, чтобы возместить потребителям нехватку нефти, потребуется увеличить ее закупки за рубежом. Предполагается, что в ближайшие месяцы Индия будет закупать дополнительно около полумиллиона тонн сырой нефти, чтобы компенсировать прекращение нефтедобычи на пострадавших разработках.
В районе инцидента полным ходом продолжаются спасательные работы, а аналитики уже пытаются оценить воздействие инцидента на мировой нефтяной рынок. В целом, на нем в последние дни царила достаточно большая неопределенность, связанная с присутствием как "бычьих", так и "медвежьих" факторов. Определенное понижающее влияние на динамику роста цен в начале недели оказал доклад, опубликованный консалтинговой компанией Petrologistics, которая подсчитывает уровень нефтедобычи в мире по данным о загрузке танкеров, Согласно содержащемся в нем предварительным оценкам, производство нефти в странах ОПЕК увеличилось в июле на 600 тысяч баррелей в день по сравнению с июнем.
Кроме того, в понедельник были также опубликованы данные об импорте нефти в Китай. Как сообщила китайская таможенная служба, общий объем понизился в июне на 0,1% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. За первые шесть месяцев 2005 г. объем импорта нефти в эту страну составил 70 млн тонн, что было на 3,9% больше, чем в то же время прошлого года. Прирост импорта оказался значительно ниже, чем в первом полугодии 2004 г., когда он составил 35%.
Однако аналитики ожидают, что во второй половине 2005 г. импорт нефти в Китай будет расти быстрее, чем в первой. Как пишет агентство Reuters, значительное замедление роста импорта в Китай в первом полугодии было связано с административным ограничением розничных цен на нефтепродукты. Низкие розничные цены сделали продажи топлива на местном рынке невыгодными, что привело к уменьшению его предложения и, как следствие, к уменьшению потребления. В конце июня правительство повысило розничные цены, и аналитики полагают, что это приведет к росту производства и потребления нефтепродуктов. Кроме того, ожидается, что увеличению импорта нефти в Китай будет способствовать недавняя ревальвация юаня. Теперь же к этому фактору добавились и индийские проблемы, которые неизбежно отразятся на нефтяном рынке.
Пока что ценам на нем далеко до абсолютным рекорда, который был достигнут "корзиной" ОПЕК по состоянию на 8 июля 2005 г. Тогда цена достигла 54,94 долл./барр. Напомним, что термин "корзина" ОПЕК (OPEC Reference Basket of crudes) был официально введен 1 января 1987г. Ценовое значение "корзины", в соответствии с решением 136-й (внеочередной) сессии Конференции ОПЕК, состоявшейся 15 июня 2005г. в Вене, определяется как средний арифметический показатель физических цен для следующих 11 сортов нефти, добываемой странами картеля: Saharan Blend (Алжир), Minas (Индонезия), Iran Heavy (Иран), Basra Light (Ирак), Kuwait Export (Кувейт), Es Sider (Ливия), Bonny Light (Нигерия), Qatar Marine (Катар), Arab Light (Саудовская Аравия), Murban (ОАЭ) и BCF 17 (Венесуэла). До этого цена "корзины" определялась как среднее арифметическое для 7 сортов нефти, добываемой шестью странами ОПЕК и Мексикой. Расширение состава "корзины" с 7 до 11 нефтяных марок, по мнению представителей ОПЕК, позволило более объективно отражать состояние цены нефти на мировом рынке.
"Корзина" начала дорожать 22 июля, а незадолго до этого имела тенденцию к удешевлению. По итогам вчерашних торгов цена "корзины"составила 52,86 (+0,17) долл./барр. Еще в начале недели главный специалист по стратегиям на товарных рынках в Societe Generale в Нью-Йорке Майкл Гвидо (Michael Guido), подчеркивая текущую неопределенность на нефтяном рынке, заявлял, что "одни люди говорят, что мы двигаемся в направлении к 50 долл. за баррель, другие говорят, что к 65 долларов".
Теперь же можно почти не сомневаться, что к сентябрю цены на нефть могут превзойти достигнутый летом максимум. На следующей неделе эхо индийских событий должно докатиться до участников рынка. Рост импорта нефти в эту страну вполне может "подпалить", то хрупкое равновесие между мировым производством нефти и ее потреблением, которое было достигнуто к середине года. Пока преждевременно предполагать очень быстрый рост цен, но не исключено, что фьючерсы на октябрь уже будут торговаться в рекордном диапазоне. В целом китайско-индийский фактор, в сочетании с традиционным ростом потребления нефтепродуктов в США во второй половине года способны загнать нефтяные цены на новый запредельный уровень. |