Александр ЛИВШИЦ, "Финансовые известия", 3 августа
Кто такой лоббист? А смотря где. В США - профессионал. Частный предприниматель. С прозрачным бюджетом. Действует в конгрессе. На основе специального закона. Защищает интересы всех, кто оплачивает его услуги. Включая безработных и любителей животных.
У немцев - иначе. Лоббисты группируются в Федеральном союзе германской промышленности. Там представлены все отрасли. Президент - важная персона. Регулярно встречается с бундесканцлером. Сообщает о том, что нужно бизнесу от власти.
У членов союза - свободный проход. И в правительство, и в бундестаг. Сидят вместе с министрами и депутатами. Вырабатывают решения. Выгнать нельзя. Поскольку все по закону.
Есть страны с "антиамериканскими" нормами. Там лоббизм запрещен полностью. Или частично. Где-то только чиновники недотроги. С парламентариями же работать дозволяется. Где-то наоборот.
А вот, скажем, в Италии нет американских контор. Немецких союзов. Отработанного законодательства. Контакты с властями - либо напрямую, либо через посредников. Общественность последних не жалует. Считает подозрительными типами. Тайными взяткодателями.
То же у нас. Имеем РСПП, ТПП, "ОПОРУ", "Деловую Россию". Отраслевые и региональные союзы предпринимателей. Крупный, средний и мелкий бизнес. Все выстраивают отношения с чиновниками. Порознь. Кто как умеет.
Предложений море. Координации никакой. Власти недоумевают: к чему прислушиваться? Пытаются как-то реагировать. По доброте душевной. Ведь никто не обязан. Закона-то нет. А проект лежит без движения. Уже лет десять.
Преуспевает, пожалуй, только крупняк. Федеральный и региональный. У него есть деньги. Для содержания подразделений по работе с госорганами. Остальные победнее. Довольствуются разговорами. Мол, пустили наверх, разрешили пожаловаться - и на том спасибо.
Не профессиональный театр, а колхозная самодеятельность. С пьесой "Брак по-итальянски". На сцене шумно. Актеры перебивают друг друга. Ничего не разберешь. Словом, жалкое зрелище.
Так, разумеется, нельзя. А как можно? Мировой опыт довольно богатый. Но слишком разный. Прямому копированию не подлежит. Тогда лучше обратиться к своему собственному.
Практика 90-х годов - целиком отрицательная. Тем, кстати, и полезна.
Поначалу был лоббизм. Простой как столб. Типа "дал - взял". Позволил обзавестись собственностью. Сколотить состояния. Но магнатам захотелось большего - политической власти. Чтобы сохранить и приумножить нажитое. Каждый примерил корону олигарха. И решил, что она ему к лицу.
Взялись за дело. Не встретив, между прочим, серьезного сопротивления. Потому и преуспели.
Покупали депутатов. Оптом и в розницу. Диктовали законы. Пробивали нужные указы. Со временем добрались до сердцевины государства - кадровой политики. Поставили под контроль. Стали выдвигать ультиматумы несговорчивым министрам. Снимать их с работы. Назначать своих. Потом начали двигать целые правительства... Поверьте, знаю о чем говорю.
В конце концов разложили государство. Сильно ослабили. Так, что оно не смогло противостоять финансовым напастям. Налоббировались. До дефолта и вселенского позора...
Но ведь отечественный капитализм появился не 14 лет назад. Гораздо раньше. Набрал силу в начале прошлого века. Когда промышленное сословие окрепло настолько, что заставило с собой считаться.
Существовал определенный порядок. Любой законопроект сначала шел в отраслевой союз предпринимателей. Там писали отзыв. Отправляли министру. Тот собирал совещание. Заседали до тех пор, пока не находили компромисс. Долго? Да. Бюрократизм? Ну, конечно. Зато эффективный. Ведь в Государственную думу несли единую позицию капиталистов и правительства. Депутатов убеждали сообща. И, как правило, добивались своего.
Процедура соблюдалась неукоснительно. Имела регламент - по срокам, ответственным... Предки, конечно, накуролесили. Развели политических фаворитов. Прошляпили большевиков. Но лоббизм все же отстроили. И неплохого качества. Нам бы такой. |