Жания Сулеева, "Известия-Казахстан", 5 августа
Ассоциация финансистов Казахстана (АФК) обратилась в правительство с просьбой сохранить действующие нормы законов, позволяющие акционерным обществам с участием государства быть акционерами открытых накопительных пенсионных фондов. Вывести эти субъекты из числа акционеров - такую задачу поставило правительство своим постановлением от 5 марта 2005 года. АФК совместно со специалистами накопительных фондов, проанализировав последствия подобного шага, пришла к мнению, что он негативно отразится на развитии и стабильности пенсионной системы.
Сегодня в числе учредителей практически каждого НПФ находятся крупные корпорации с государственной долей акций, и найти им полноценную замену пока вряд ли возможно.
В настоящее время законодательство позволяет быть акционерами открытых НПФ юридическим и физическим лицам-резидентам Казахстана, а также юридическим лицам-нерезидентам, имеющим определенный рейтинг одного из рейтинговых агентств. Владеть акциями негосударственных НПФ также разрешается предприятиям-монополистам. Вместе с тем, учитывая социальную значимость деятельности НПФ по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат, действуют определенные ограничения для учредителей и акционеров НПФ: ими не могут быть государственные предприятия, юридические лица, зарегистрированные в оффшорной зоне. Фактически действующее законодательство четко регулирует вопрос собственности, и каких-либо эксцессов на этой почве не возникало. Так почему же правительство вдруг заинтересовалось собственниками пенсионных фондов?
Прямого ответа на этот вопрос нет. Однако он рассматривается в контексте необходимости избавления крупных предприятий от непрофильных активов. Как известно, сейчас это задача государственной важности - передать непрофильные активы крупных предприятий в среду малого и среднего бизнеса для развития конкуренции.
Специалисты пенсионных фондов задаются резонным вопросом: "А есть ли смысл менять собственников НПФ в приказном порядке?" Если посмотреть на деятельность НПФ как финансовых организаций, то она является довольно прозрачной не только для уполномоченных государственных органов, но и для его акционеров. Акционеры, в частности, могут иметь своего представителя в совете директоров НПФ, получать копии протоколов общих собраний акционеров, запрашивать любую информацию о деятельности фонда. А учитывая, что работники компаний - акционеров НПФ, как правило, являются вкладчиками этого фонда, то акционеры заинтересованы принимать активное участие в управлении НПФ - они могут влиять на политику сбережения и увеличения пенсионных накоплений. То есть сегодня акционеры являются своеобразным гарантом устойчивости пенсионного фонда в стратегическом смысле. Устойчивость любой финансовой организации, в том числе НПФ, во многом зависит от ее капитализации. Требования Агентства финансового надзора (АФН) к уставному и собственному капиталам постоянно увеличиваются. В настоящее время пруденциальными нормативами для пенсионных фондов установлена прямая зависимость минимального размера собственного капитала НПФ от валового дохода НПФ. Минимальный размер уставного капитала открытого накопительного фонда, самостоятельно управляющего пенсионными активами, составляет 500 миллионов тенге, что считается довольно высоким порогом. Поэтому понятно, что только финансово устойчивые акционеры могут обеспечить нормальную деятельность пенсионного фонда. По большому счету, в этом должно быть заинтересовано и государство, которое со своей стороны дает гарантию сохранности пенсионных накоплений вкладчиков. Однако начатая Министерством экономики и бюджетного планирования работа по структурированию бизнеса крупных предприятий может свести все усилия по обеспечению надежности накопительной пенсионной системы "на нет".
Если крупные акционерные общества с государственным участием будут вынуждены выйти из числа акционеров НПФ, то их место, по идее, должны занять предприятия малого и среднего бизнеса. Вместо одного крупного акционера фонд получит несколько мелких, которые наверняка далеки от пенсионного бизнеса. Все бы ничего, но любая смена акционеров всегда опасна сменой курса развития.
Впрочем, по оценкам аналитиков, накопительные фонды вряд ли интересны малым и средним компаниям. Это два диаметрально противоположных по задачам бизнеса: частное предпринимательство - быстрый оборот денег и извлечение прибыли, а пенсионники сразу настраиваются на то, что нужно заниматься длинными инвестициями, постоянно капитализировать фонд, а в некоторые периоды вообще работать без прибыли, как это случилось в период ревальвации тенге.
Второй вариант развития событий: учредителями наших пенсионных фондов, раз иностранным компаниям по-прежнему разрешено быть таковыми, станут нерезиденты. Понимая привлекательность пенсионного рынка, они, конечно, не упустят такой возможности - прийти и обосноваться здесь, в Казахстане, фактически взяв в свои руки самый что ни на есть животрепещущий социальный нерв. Но специалисты пенсионных фондов не хотели бы, чтобы разыгрывался этот сценарий. И в первую очередь потому, что это затрагивает национальную безопасность.
Есть и третий вариант. Место АО с участием государства акционерами пенсионных фондов займут отечественные банки. Во-первых, потому, что только они, пожалуй, обладают такими ресурсами, которые понадобятся для выкупа акций НПФ (не станут же последние, в самом деле, декапитализироваться!). Во-вторых, им бизнес на пенсионных деньгах очень близок по духу и понятен - сейчас многие НПФ являются аффилированными с банками.
Помахав другим акционерам ручкой, банки смогут стать держателем контрольного пакета акций, что чревато большими последствиями. В настоящее время АФН озабочено большими рисками, возникающими в банковском секторе (как то: большая зависимость банков-лидеров от источников внешнего заимствования, опережающий рост активов над собственным капиталом, большие объемы кредитования отдельных отраслей и т.п.). И потому оно старается поставить кредитные учреждения в жесткие рамки. Все нововведения, которые будут воплощены в ближайшие полгода, ставят банки в нелегкое положение. Некоторые из них, надо полагать, в следующем году не потянут такую ношу, как усиление своих позиций в НПФ, не говоря уже о приобретении новых прав. К тому же накопительные фонды, в случае появления мажоритарного акционера в лице банка, будут целиком и полностью зависеть от его финансового благополучия.
Именно поэтому НПФ в лице Ассоциации финансистов Казахстана просят правительство оставить все как есть. Но захочет ли оно сделать исключение из правила - большой вопрос. |