Анвар САЙДЕНОВ, председатель Национального банка РК, "Казахстанская правда", 19 августа
Определение инфляции основной целью и подготовительные работы в рамках перехода к принципам инфляционного таргетирования вносят коррективы в деятельность Национального банка. Так, в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2005-2007 годы пересмотр и установление официальной ставки рефинансирования НБ РК осуществляется теперь ежеквартально с учетом текущей ситуации и прогнозов развития экономики, в том числе финансового рынка.
В связи с усилением инфляционного давления в 2004 году в самом начале нынешнего года возникла необходимость повышения официальной ставки рефинансирования НБ РК. И с первого февраля она была повышена до 7,5 процента годовых. Ранее, в декабре 2004 года, были повышены официальные ставки по операциям репо с 4,0 до 4,25 процента и по займам "овернайт" с 8,0 до 8,5 процента. В минувшем январе при сохранении уровня ставки репо предел ее допустимых колебаний был сужен с плюс/минус 200 до 175 базисных пунктов, что фактически означает повышение нижней границы с 2,25 до 2,5 процента.
Ожидать моментальной реакции рынка на эти действия не приходилось: влияние инструментов денежно-кредитной политики на инфляцию происходит с запаздыванием. И повышение ставки рефинансирования начинает способствовать ослаблению негативного влияния факторов на инфляцию не ранее, чем через шесть месяцев. Более того, в условиях планировавшегося увеличения бюджетных расходов с 1 июля 2005 года сложилась необходимость повышения официальной ставки рефинансирования до 8,0 процента годовых. Одновременно были введены определенные изменения в механизм денежно-кредитного регулирования, предполагающие введение "единой" ставки. Эти меры направлены на удержание рыночных ставок с соответствующими сроками в заданном коридоре, что позволит оказывать влияние на формирование ставок по более "длинным" операциям банков второго уровня.
По итогам первого полугодия (июнь 2005 года к июню 2004 года), по официальным данным Агентства РК по статистике, инфляция составила 7,9 процента. Инфляция в январе - июне из расчета в среднем за год составила 7,3 процента (в 2004 году - 6,7 процента). Ожидается, что по итогам текущего года среднегодовой уровень инфляции сложится в пределах 5,2-6,9 процента ближе к верхней границе коридора. На динамику цен оказывают влияние факторы со стороны издержек: идет рост расходов на заработную плату, приобретаемые ресурсы. А также со стороны спроса - рост доходов экономических субъектов, инфляционные ожидания, и со стороны "импорта" инфляции.
Для регулирования ликвидности банков второго уровня и, соответственно, уровня инфляции Нацбанк использовал, главным образом, выпуск краткосрочных нот, операции репо и привлечение депозитов от банков. Краткосрочных нот в первом полугодии было выпущено на сумму 745,9 миллиарда тенге, что в 2,8 раза больше аналогичного прошлогоднего показателя. Несмотря на это, их объем в обращении сократился на 32 процента вследствие снижения срока выпускаемых нот. Объем операций репо составил 477,3 миллиарда тенге. В январе - июне было привлечено депозитов от банков в размере 1 125,3 миллиарда тенге (рост в сравнении с первым полугодием минувшего года в 4,7 раза).
Ситуация на валютном рынке характеризовалась тенденцией ослабления тенге по отношению к доллару США. Значительный приток иностранной валюты на внутренний валютный рынок привел к резкому росту объема операций как на бирже, так и на межбанковском рынке. C начала года в номинальном выражении тенге девальвировал к доллару США на 3,84 процента. Замедление темпов реального укрепления курса тенге определялось в основном ситуацией на мировых валютных рынках и, в частности, динамикой изменения евро относительно доллара США. После незначительного реального укрепления по отношению к доллару США в течение двух первых месяцев года наметилась тенденция к девальвации тенге. В результате в июне реальный курс тенге к доллару США на один процент был ниже относительно декабря 2004 года, а по отношению к российскому рублю реальная девальвация тенге составила 4,6 процента. По отношению к евро реальный курс тенге укрепился за полугодие на 4,2 процента.
На межбанковском денежном рынке в первом полугодии наблюдалось повышение активности банков по размещению ликвидных средств. За шесть месяцев общий объем размещенных межбанковских тенговых депозитов по сравнению с соответствующим периодом прошедшего года увеличился в 2,3 раза и составил 560,8 миллиарда тенге. Депозитный рынок в январе - июне характеризовался в целом положительными тенденциями. Общий объем депозитов резидентов с начала текущего года вырос на 13,6 процента - до 1 443,9 миллиарда тенге. В завершившемся полугодии наблюдалось снижение уровня долларизации. Депозиты в национальной валюте увеличились на 17,5 процента - до 847,4 миллиарда тенге, а депозиты в иностранной - на 8,6 процента и составили 596,4 миллиарда тенге. В результате удельный вес тенговых депозитов в общем объеме депозитов резидентов вырос с 56,8 до 58,7 процента. В условиях стабильного развития финансового сектора и роста реальных доходов населения продолжился рост вкладов населения.
Кредитный рынок остается одним из самых динамично развивающихся сегментов финансового рынка. За полугодие общий объем кредитов банков экономике вырос на 28,2 процента - до 1 902 миллиарда тенге. В структуре кредитов, как по видам валют, так и по срокам, произошли позитивные изменения. Рост кредитов в национальной валюте носил опережающий характер по сравнению с кредитами в иностранной валюте. Кредиты в национальной валюте выросли более чем на треть и составили 958,4 миллиарда тенге, в целом удельный вес тенговых кредитов с начала года вырос до 50,4 процента.
В течение первого полугодия Министерство финансов осуществило размещение государственных ценных бумаг на 105 миллиардов тенге, что на 72,9 процента больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Необходимо отметить качественно новый подход Министерства финансов при размещении ГКО. Сокращено количество аукционов, проводимых в течение месяца, при одновременном увеличении объемов размещения казначейских обязательств. Введены в обращение долгосрочные сберегательные казначейские обязательства со сроком обращения 10 лет и более. Этот вид государственных ценных бумаг предназначен для НПФ, что позволит им диверсифицировать их портфели.
Предпринятые меры позволили Нацбанку вывести краткосрочные ноты из портфелей НПФ и применять их как инструмент денежно-кредитной политики, направленный на регулирование банковской ликвидности.
В первом полугодии НБ РК была продолжена работа по совершенствованию и обеспечению стабильного функционирования платежных систем. В целях их приближения к стандартам Европейского союза Национальным банком совместно с заинтересованными организациями была продолжена работа по реформированию структуры банковских счетов, присваиваемых банками второго уровня своим клиентам. Кроме того, большое внимание уделялось развитию рынка платежных карточек. В целом, в платежных системах наблюдался рост количества и объемов платежей, обусловленный благоприятными тенденциями развития экономики страны. Так, за полугодие количество и сумма платежей, проведенных через платежные системы, увеличились по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 43,8 процента и 80,3 процента соответственно. Эти показатели сложились на уровне: 10,6 миллиона транзакций и 23 347,7 миллиарда тенге.
Продолжились работы по совершенствованию законодательства. С начала года были приняты законы "О валютном регулировании и валютном контроле" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам валютного регулирования и валютного контроля". Они разработаны в целях реализации второго и третьего этапов либерализации валютного режима и определяют общие принципы. Был принят еще один важный закон, который касается деятельности государственных органов, осуществляющих регулирование финансового рынка. В соответствии с ним Национальному банку возвращены контрольные функции за соблюдением резервных требований банков, которые ранее находились в ведении АФН. Восстановлено условие по обязательной капитализации Национального банка за счет государственного бюджета в случае значительных убытков. |