Виктор ПОСУДНЕВСКИЙ, www.bb.lv, 29 августа
В пятницу в Вентспилсском порту открылся зерновой терминал - один из современнейших объектов такого рода в мире. Это первый крупный инвестиционный проект, реализованный в Прибалтике с участием казахстанского капитала. Всего в создание комплекса Ventspils Grain Terminal вложено около 30 млн. долларов.
Казахстан обладает огромным экспортным потенциалом, но для того, чтобы его реализовать, ему необходим выход к морю, и не один. Так, с каждым годом растут объемы вывозимого из страны зерна, основными рынками сбыта которого являются Европа, страны Ближнего Востока и Африки, Саудовская Аравия. Мощностей Новороссийска, литовских гаваней и эстонского порта Мууга, которые переваливают большую часть казахстанских злаков, уже не хватает.
Поэтому два года назад казахи решили прорубить новое экспортное окно и выбрали для этого Вентспилсский порт. Для реализации проекта латвийская компания AO Kalija parks и казахстанская Зерновой пул Казахстана НС учредили совместное предприятие АО Ventspils Grain Terminal, в котором обеим сторонам принадлежат равные доли. Уставный капитал фирмы составил 3280600 латов, а общие инвестиции в проект достигли 30 млн. долларов.
Прошло почти полтора года с момента закладки первого камня, и вот уже все 11 силосов терминала возвышаются над причалом № 6 Вентспилсского порта. В ноябре текущего года они примут первые тонны высококачественной казахстанской пшеницы с повышенным содержанием протеина. В Европе такой не выращивают, и этот груз отправится именно туда.
До сентября следующего года руководство терминала планирует перевалить 600-700 тысяч тонн зерна, а в дальнейшем выйти на максимальную мощность - то есть обрабатывать до 2,5 млн. тонн ежегодно. По словам председателя правления Ventspils Grain Terminal Владислава Шафранского, вложения в объект должны окупиться примерно через семь лет.
Все участники проекта выражают уверенность, что планам этим ничто не помешает - даже пресловутые натянутые отношения между Латвией и Россией. Казахстанские экспортеры не опасаются того, что Россия может поднять тарифы на железнодорожные перевозки в направлении Вентспилса. "Мы тринадцать лет возили зерно через Прибалтику, и никаких препятствий нам Россия не чинила", - утверждает Нурлан Тлеубаев, президент Зернового союза Казахстана.
Более того, как заявил журналистам председатель совета АО Ventspils Grain Terminal Олег Степанов, через три-четыре года мощности российских портов, как бы их ни модернизировали, не смогут справиться с натиском экспортных грузов, и России самой придется использовать гавани прибалтийских соседей. В том числе Вентспилс.
Вентспилсский терминал с самого начала был запланирован не только для приема казахстанского зерна. Указывалось, что поставки из Казахстана составят около 2 млн. тонн в год, остальные же полмиллиона тонн поступят из других стран СНГ, а также Балтии. |