NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 17.04.2024 01:03 ast
23:03 msk

Кайрат Келимбетов: Успех – это результат правильного выбора цели
"Бюджетный комплекс" как новый способ работы правительства
26.09.2005 / экономика

Анель Давлетгалиева, "Литер", 23 сентября

В мажилисе презентован бюджет-2006. Правительство и депутаты вступили в жаркую двухмесячную дискуссию. Ситуацию с главным экономическим документом страны "Литеру" комментирует министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов.

– В парламенте началось обсуждение бюджета. Жаркими обещают быть баталии?

– Будем обсуждать, дискутировать, формировать, как и прежде, таблицу предложений. Обсуждение бюджета – это, пожалуй, один из важных моментов в работе парламента и правительства. Каждый депутат ставит те проблемы, которые волнуют его избирателей. При этом каждый депутат имеет право внести поправки в какие-то статьи. Но в соответствии с Бюджетным кодексом эти предложения должны быть обоснованы и очень детально проработаны.

– Бюджет стал прозрачнее?

– Просто так деньги никому не даются. В бюджетных заявках должна быть конкретная программа, объясняющая, на что именно нужны деньги. Затем заявки рассматриваются и по ним выносятся заключения на республиканской бюджетной комиссии, которую возглавляет премьер-министр. В ее составе все вице-премьеры, представители администрации президента, руководители ряда министерств и депутаты парламента от обеих палат. Так что бюджет формируется с участием всех ветвей власти, и при этом учитываются все интересы, все принятые государственные программы, и прежде всего поручения, исходящие из послания президента.

– А бывает, что депутаты "проталкивают" свои проекты?

– Заявители, бывает, зачастую предлагают сырые проекты. Дайте на такой-то проект столько-то денег, но при этом просчитанного обоснования, к сожалению, нет. Для того чтобы выделить средства на какой-то проект или программу, нужна точная концепция и расчеты: зачем, почему, где, когда и для чего. Нужно технико-экономическое обоснование, в конце концов.

Сегодня мы рассматриваем только те проекты, на которые есть программы и соответствующие документы. Например, Министерство образования и науки определяет, где строить школы. Вот три-четыре области, которые больше всех страдают от нехватки школ, там больше детей, оттуда и начнем. Минздрав подходит так же: вот в этих областях ситуация критическая, и им надо уделить особое внимание.

Должно быть четкое понимание, что невозможно решить все проблемы за один год, и, безусловно, есть приоритеты и очередность. Поэтому при составлении бюджета учитывается ситуация во всех регионах и идет распределение средств согласно определенным критериям. Кроме того, учитываются среднесрочные и долгосрочные планы, определенные в принятых стратегиях и концепциях. Например, кроме социальных программ сегодня очень важно реализовать стратегию индустриально-инновационного развития. При этом следует отметить, что все эти программы тесно взаимосвязаны между собой.

– Например?

– Возьмем стратегию индустриально-инновационного развития. На первый взгляд кажется, какое отношение она может иметь к образованию и здравоохранению? На самом деле самое прямое: очень важно, чтобы программа образования учитывала в своих планах будущие потребности в кадрах для реализации этой стратегии.

Уже с учетом стратегии увеличено количество грантов на инженерно-технические специальности, и это только один шаг. В дальнейшем нам надо построить обучение в школах с учетом индустриализации и инновационного развития.

В области здравоохранения также нужно построить систему обслуживания населения таким образом, чтобы в стране было здоровое общество. Государство, принимая долгосрочные стратегии, думает и о том, кто именно будет выполнять эти планы. Усиление социальных программ – это инвестиции в человеческий капитал, и именно этот фактор в будущем будет играть самую важную роль в построении развитого и конкурентоспособного общества.

– Но как понять, что сегодня важнее?

– Государственные приоритеты определены главой государства. А бюджет – уже конкурс. Кто-то лучше подготовлен, какие-то проекты сегодня важнее, какие-то можно оставить на следующий год. Обсуждение всех бюджетных вопросов начинается в начале года и заканчивается в августе. Конечно, абсолютно все бюджетные заявки не могут быть приняты. И так ежегодно увеличиваются расходы почти на 20 процентов, это влияет на макроэкономическую ситуацию, что тоже должно учитываться. У правительства кроме распределения средств прежде всего стоят задачи по диверсификации экономики и ухода от нефтяной зависимости, недопущению "перегрева" экономики, голландской болезни. Каждый бюджет должен рассматриваться сквозь призму этих задач.

– Назовите проекты, которые вы считаете наиболее значимыми для развития?

– Бюджетные инвестиции будут направлены на развитие социальной инфраструктуры, водоснабжения, автомобильных дорог, жилищного строительства, индустриально-инновационное развитие, содействие развитию аграрного сектора и городов Астаны и Алматы. На эти программы мы заложили 380,8 млрд тенге. Расходы Министерства обороны составят 81 млрд тенге. Это один процент к ВВП.

– Сколько планируется потратить на "социалку" в этом году?

– В соответствии с посланием главы государства на программы дальнейшего углубления социальных реформ на 2006 год предусматривается 348,2 млрд тенге, что на 68,9 млрд тенге больше, чем в текущем году. Размер пенсий будет проиндексирован с опережением уровня инфляции на 8 процентов. Получателям минимальной пенсии с учетом базовой пенсионной выплаты ежемесячно будут начисляться 9 696 тенге.

Повышаются размеры государственных специальных и социальных пособий по инвалидности на 1000 тенге и по потере кормильца в зависимости от количества иждивенцев от 300 до 1000 тенге. Это затронет 692 тыс. человек.

С 1 июля будут введены государственные пособия по уходу за ребенком до одного года. С января увеличиваются размеры пособия многодетным матерям с 1,9 МРП до 3,9 МРП. Контингент получателей составит 296,6 тыс. человек. Расходы на пособия на детей из малообеспеченных семей составят 3,6 млрд тенге.

Одним словом, на выплату государственных пособий в бюджете 2006 года предусматривается 112 млрд тенге с увеличением от плана текущего года на 28,7 млрд тенге.

11,1 млрд тенге составят затраты по переселению и приобретению жилья оралманам. По квоте прибудет 15 тыс. семей.

На 26,5 млрд увеличиваются расходы на образование. Это 10,1 млрд тенге на подготовку специалистов по программе "Болашак", 22 млрд – по государственным грантам, 8 млрд тенге на стипендии студентам. Кроме того, заложены статьи по строительству и реконструкции объектов образования и трансферты местным бюджетам.

На здравоохранение выделяется 78,6 млрд тенге. Это на 21,8 млрд больше, чем в этом году.

– Много говорилось о разграничениях бюджетов. Он по-прежнему формируется "сверху вниз"?

– Бюджетная комиссия учитывает предложения регионов, нужды областей. Разработка республиканского бюджета, бюджетов областей, городов Астаны, Алматы, районов осуществляется самостоятельно, основываясь на индикативных планах республики, областей, прогнозных показателях соответствующего бюджета. В свою очередь, основные прогнозные показатели местных бюджетов определяются соответствующей бюджетной комиссией и утверждаются местными исполнительными органами.

Во время работы республиканской бюджетной комиссии сначала детально просчитывались прогнозные объемы местных бюджетов на текущие цели и развитие, а затем уже формировались соответствующие статьи проекта республиканского бюджета. Так что бюджет формируется снизу вверх. А утверждаться будет сверху вниз.

– Что для вас лично означает бюджет? Кропотливую работу, досадные недоразумения или же шахматную игру?

– Все вместе, кроме недоразумений. Кажущийся скучным из-за обилия цифр бюджет на самом деле – увлекательная и сложная комбинация. Разумеется, в ходе работы возникают разные вопросы, в основном касающиеся определения приоритетов. Есть стратегия президента и видение, каким именно должен быть Казахстан в 2030 году. Документу уже восемь лет, и многое прописанное в нем осуществилось. Успех – это результат правильного выбора цели. Потому важно работать сегодня с учетом завтрашних планов и задач.

Бюджет – это главная смета государства, по которой мы будем жить в следующем году. А от того, насколько правильно мы потратим деньги сегодня, зависит как мы будем жить в будущем.

Доходы

Согласно прогнозам, в 2006 году общий объем поступлений в республиканский бюджет составит 1 трлн 469,4 млрд тенге (18,2 процента к ВВП), что в сравнении с плановыми показателями текущего года больше на 224,1 млрд тенге (на 18 процентов).

Прогноз доходов бюджета, включающий налоговые, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала и бюджетных изъятий из нижестоящих бюджетов, определен в сумме 1 трлн 445,8 млрд тенге или с ростом против плана 2005 года на 17,5 процента. Доходы республиканского бюджета в соотношении к ВВП составят 17,9 процента против плана 2005 года – 18,7 процента.

Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления, которые по сравнению с текущим годом увеличатся на 189,8 млрд тенге и составят 1 трлн 280,4 млрд тенге. Неналоговые поступления прогнозируются в сумме 37,7 млрд тенге со снижением против плана 2005 года на 2,9 процента.

Расходы

Расходы бюджета составят 1 трлн 583,2 млрд тенге (19,6 процента к ВВП), что по сравнению с расходами бюджета текущего года больше на 16,5 процента. В расходной части бюджета порядка 233 млрд тенге дополнительно направляются на реализацию мер, озвученных в послании президента народу Казахстана. Текущие бюджетные программы определены в объеме 1 трлн 108,7 млрд тенге или с ростом на 176,5 млрд тенге (на 18,9 процента), бюджетные программы развития – 474,4 млрд тенге или с ростом на 47,5 млрд тенге (на 11,1 процента).

Основные макроэкономические показатели бюджета

На 2006 год прогнозируются реальные темпы роста ВВП в размере 8,3 процента, что в денежном выражении составит 8 трлн 65 млрд тенге.

Индекс потребительских цен прогнозируется в интервале 5–7 процентов, расчетный курс тенге к доллару США в среднем за год составит 127 тенге, мировая цена на нефть (смесь Brent) – 47 долларов США за баррель. Экспортная цена на нефть прогнозируется в будущем году на уровне 35,3 доллара США за баррель.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Правительство Казахстана решает, как отнестись к сделке PetroKazakhstan и CNPC 30.09.2005
Вопросы готовности энергокомплекса РК к предстоящей зиме рассмотрены на заседании коллегии МЭМР 30.09.2005
На развитие энергетического комплекса Алматы планируется направить 41 миллиард тенге 30.09.2005
Приход холодов не страшит 30.09.2005
Сдача первой очереди проекта Парка информационных технологий в Алматы переносится на конец 2005 года 30.09.2005
ЛУКОЙЛ хочет провести переговоры с CNPC о выкупе доли в "Тургай-Петролеум" 30.09.2005
Сибнефтедобыча 30.09.2005
К концу 2005 года товарооборот между Россией и Казахстаном может достигнуть 10 млрд. долларов 29.09.2005
В РК начал работу Национальный банк данных по нефтегазовым проектам 29.09.2005
Холдинг "Евразия" купил 20% торгового комплекса в Москве 29.09.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz