Зарина Бахаутдинова, "Известия-Казахстан", 5 октября
Топливный кризис накрыл весь мир. Цены на нефть, а также на нефтепродукты резко поползли вверх. Керосиновый дефицит привел к тому, что в США несколько авиакомпаний обанкротилось, не сумев покрыть свои расходы на топливо, российский рынок авиаперевозок обеспокоен происходящим вокруг, а потому требует внедрения системы государственного регулирования цен на нефтепродукты. Казахстан - страна с рыночной экономикой, поэтому мировые тенденции не могли пройти стороной мимо нашего государства.
- С конца 2003 года мы наблюдаем резкое увеличение цен на авиационное топливо, практически в 3 раза, - говорит вице-президент по финансам авиакомпании "Эйр Астана" Асхат Бейсенбаев. - Если в 2003 году одна тонна керосина могла стоить 230 долларов, то сейчас цены превышают 600 долларов.
Основными поставщиками керосина являются казахстанские и российские нефтеперерабатывающие заводы. Казахстанские НПЗ имеют технологические ограничения по выработке керосина и, к сожалению, не проявляют интереса к прямой работе с авиакомпаниями по поставкам. Причиной роста цен является и то, что при удорожании нефти становится экономически невыгодно вырабатывать керосин по более низким ценам, легче просто продавать сырье за рубеж, не перерабатывая. Также имеют место определенные рыночные условия.
- Например, Алма-Атинский аэропорт - единственный в Казахстане, который не позволяет нам заправлять воздушные судна собственным топливом, - сетует Асхат Бейсенбаев. - Мы вынуждены покупать керосин непосредственно у аэропорта, что не дает нам возможности управлять рисками повышения цен на топливо. Хотя в других местах таких проблем не возникает. В результате рост цен на керосин перекладывается на авиакомпанию, так как авиакомпания является плательщиком за это топливо и не имеет воозможности управлять риском повышения цен.
Авиакомпании, обслуживающие международные рейсы, за рубежом заправляются у иностранных топливных компаний. Цены, конечно же, выше, но ненамного - примерно на 2,5 процента. Это объясняется тем, что за границей выше стоимость труда, то есть отечественные авиаперевозчики переплачивают исключительно за сопутствующий сервис. Однако, как ни крути, любое повышение цен на керосин повлечет за собой рост тарифных ставок на перелеты.
По данным авиакомпании, в структуре себестоимости полетов топливо занимает около 25 процентов.
- Если керосин увеличивается в цене на 10 процентов, это означает, что тарифы должны возрасти на 2,5%, - говорит Асхат Бейсенбаев. - Этот экономический закон для того, чтобы сохранить равновесие и выполнить все обязательства компании перед кредиторами и акционерами.
Однако хотелось бы заметить, что в соседней России антимонопольный комитет обвинил авиакомпании в необоснованном росте цен на билеты. А потому российские перевозчики требуют в свете последних событий на мировом рынке нефти ввести государственное регулирование цен. Однако на казахстанском рынке в этом отношении все спокойно, потому что авиакомпании пока не поднимали цен на авиабилеты - стоимость перелетов остается такой же, как и в 2002 году. Но уже сейчас ставится вопрос о введении дополнительного топливного сбора или топливной надбавки, поскольку с каждым месяцем топливо растет в цене. Данная надбавка (Fuel Surcharge) уже давно применяется всеми крупными международными авикомпаниями для регулирования риска увеличения стоимости топлива.
Участники рынка отмечают, что прямое государственное регулирование цен в нашей республике маловероятно. И нужно искать другие экономические способы их сдерживания - те, которые могли бы стимулировать предложение. Например, введение акцизов на экспорт нефти или строительство нефтеперерабатывающих заводов с государственным участием. Необузданный рост цен на горючее вынуждает мировое промышленное сообщество создавать и использовать экономичные самолеты.
В стране спрос на керосин все-таки превышает предложение.
А потому, по мнению специалистов, предпосылки для банкротства небольших авиакомпаний все же есть, если вовремя не принять меры. Какое-то время ценовой натиск можно сдержать за счет улучшения эффективности деятельности и оптимизации расходов. Но этот ресурс не бесконечен. Тем более что, по предположениям аналитиков, нефть будет расти в цене и дальше - примерно на пять процентов ежегодно.
Так что пассажиры должны быть готовы к подорожанию авиабилетов. |